Программа устойчивое развитие сельских территорий условия. Социальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий

22 апреля 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации Распоряжение от 17 апреля 2019 года №768-р. Цель принятого решения – повысить эффективность работы региональных властей в области развития конкуренции.

22 апреля 2019 , Технологическое развитие. Инновации Утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019–2027 годы Постановление от 22 апреля 2019 года №479. Основные цели Программы – комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.

22 апреля 2019 , Жилищная политика, рынок жилья Установлены критерии, при условии соответствия которым застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу Постановление от 22 апреля 2019 года №480. Утверждены критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома или другого объекта недвижимости и количество заключённых договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года. Цель принятого решения – обеспечить достройку жилых домов в тех случаях, когда завершить долевое строительство возможно по старым правилам, то есть без использования счетов эскроу.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда О действиях по поддержке и развитию реабилитационной индустрии Постановление от 12 апреля 2019 года №436. Российским производителям инновационной продукции реабилитационной направленности будет возмещаться часть затрат на апробацию такой продукции с участием инвалидов. Принятые решения направлены на улучшение качества средств реабилитации отечественного производства.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Сокращены сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Постановление от 13 апреля 2019 года №443. В целях минимизации сроков обеспечения инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, техническими средствами реабилитации (TCP) серийного производства сроки рассмотрения заявления инвалида и обеспечения его ТСР сокращены до семи дней. Ранее эти сроки составляли 15 и 30 дней соответственно.

20 апреля 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование О бюджетных ассигнованиях на завершение строительства и реконструкции общежитий МГТУ им. Н.Э.Баумана Постановление от 16 апреля 2019 года №455. На завершение строительства комплекса общежитий в 2019–2020 годах выделяются бюджетные ассигнования в размере 1085,3 млн рублей. Это позволит создать дополнительно около 1350 мест в общежитиях для студентов.

19 апреля 2019 , Государственная статистика Актуализирован Федеральный план статистических работ Распоряжение от 10 апреля 2019 года №680-р. Цель принятых решений – оптимизировать состав статистических работ, выполняемых Росстатом и другими субъектами официального статистического учёта, повысить качество обеспечения информационных потребностей в официальной статистической информации, снизить отчётную нагрузку на респондентов.

18 апреля 2019 , Защитные меры во внешней торговле О защитных мерах в торгово-экономических отношениях с Украиной Постановление от 18 апреля 2019 года №460-25. Постановлением Правительства от 29 декабря 2018 года №1716-83 был введён запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина, либо перемещаемых через территорию Украины, и утверждён список таких товаров.

16 апреля 2019 , Национальный проект «Демография» О бюджетных ассигнованиях на поддержку семей при рождении детей на Дальнем Востоке Распоряжения от 13 апреля 2019 года №743-р, №744-р. В целях реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из резервного фонда Правительства выделяется 3146,26 млн рублей для единовременной выплаты при рождении первого ребёнка, предоставления регионального материнского капитала при рождении второго ребёнка, ежемесячных выплат при рождении третьего и последующих детей.

16 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотации Забайкальскому краю на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы Распоряжение от 11 апреля 2019 года №698-р. Забайкальскому краю направляются средства для обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

16 апреля 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны Об индексации в 2019 году отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств Постановление от 12 апреля 2019 года №435. Утверждено решение об индексации с 1 января 2019 года размеров страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных компенсаций отдельным категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4,3%.

16 апреля 2019 , Регулирование страховой деятельности О порядке возмещения ущерба за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жильё с использованием механизма добровольного страхования Постановление от 12 апреля 2019 года №433. Установлен минимальный объём обязательств страховщика по риску утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и утверждены правила расчёта максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ возмещения ущерба жилым помещениям с использованием механизма добровольного страхования.

16 апреля 2019 , Железнодорожный транспорт Увеличен уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» Распоряжение от 12 апреля 2019 года №718-р, постановление от 12 апреля 2019 года №438. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 7,02 млрд рублей в целях повышения уровня экономической связанности территории России, создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами. Соответствующие финансовые средства в федеральном бюджете предусмотрены.

15 апреля 2019 , Инструменты управления общественными финансами Утверждён порядок формирования списка налоговых расходов и их оценки Постановление от 12 апреля 2019 года №439. Установлено, что будет проводиться оценка целесообразности и результативности налоговых расходов.

15 апреля 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об изменениях в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Постановление от 12 апреля 2019 года №440. В Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения, направленные на повышение доступности паллиативной медицинской помощи, а также на конкретизацию гарантий при прохождении гражданами профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации.

Постановление от 12 апреля 2019 года №431. Создание ТОР «Боровичи» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Алексин» в Тульской области Постановление от 12 апреля 2019 года №430. Создание ТОР «Алексин» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций. Постановление от 12 апреля 2019 года №428. Создание ТОР «Михайловка» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующих предприятий, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

1 1

Проведен анализ различных подходов к определению «устойчивое развитие сельских территорий», который показал, что рассмотренные авторские определения не лишены недостатков и требуют уточнений. Немногие авторы учитывают природно-ресурсный потенциал сельских территорий, а такой важный аспект устойчивого развития, как историко-культурные особенности, практически не встречается в определениях ученых данной области. Исходя из этого, предложено авторское определение устойчивого развития сельских территорий. В ходе исследования была разработана концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели, задачи, факторы, влияющие на устойчивость территорий, механизмы, обеспечивающие развитие и инструменты устойчивости в целом, а также по каждой ее составляющей. Выделены четыре взаимосвязанные составляющие устойчивого развития сельских территорий: экономическая, социальная, экологическая и институциональная.

сельские территории

устойчивое развитие

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru. (дата обращения 13.02.2014).

2. Калягина Л.В. Анализ направлений устойчивого развития сельских территорий // Ползуновский альманах. – 2009. – №1. – С. 235-241.

3. Коваленко Е.Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №2.

4. Магомедов И.Ш. Совершенствование механизма устойчивого развития сельских территорий: на примере Республики Дагестан: дис. ... канд. экон. наук. – Махачкала, 2011. – 163 с.

5. Медков А.Л. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий: автореф. … дис. канд. экон. наук. – Воронеж, 2012. – 25с.

6. Меренкова И.Н. Сельский туризм и диверсификация экономики сельских территорий / И.Н. Меренкова, В.Н. Перцев // АПК: экономика, управление. – 2010. – № 7. – С. 43-46.

7. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: монография / под ред. В.И. Фролова. – СПб.: СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 2011. – 464 с.

8. Мищенко И.В. Теоретические вопросы формирования устойчивого развития сельских поселений // Экономика. – 2011. – 30 марта. – С. 23-28.

9. Перцев В.Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района: автореф. … дис. канд. экон. наук. – Воронеж, 2011. – 24 с.

10. Петриков А. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // АПК: экономика, управление. – 2001. – № 12. – С. 13.

11. Mobilizing the regional eco-economy: evolving webs of agri-food and rural development in the UK / T. Marsden // Cambridge journal of regions, economy and society. – 2010. – № 3. – Р. 225–244.

Рассматривая такой раздел экономической науки, как экономика сельских территорий, необходимо отметить, что понятийный аппарат окончательно не сформирован. Такие понятия, как «сельские территории», «сельская местность» и другие схожие словосочетания, не имеют общего научного обоснования ни в научной литературе, ни в действующих нормативно-правовых документах. Это обстоятельство ограничивает возможность создания единого направления исследований сложившейся ситуации и разработку мероприятий и программ по решению накопленных в сельской местности проблем и противоречий.

Обобщив существующие определения понятия «сельская территория», мы пришли к выводу, что она представляет собой сложный социально-экономический, культурно-самобытный ареал существования и жизнедеятельности сельского сообщества, обозначенный территорией вне урбанизированных пространств и включающий в себя сельские поселения, состоящие из сельских населенных пунктов с их социально-производственной инфраструктурой, предприятиями и окружающим природным ландшафтом и соответствующие межселенные территории. Целью данного исследования является разработка теоретических основ устойчивого развития сельских территорий.

Результаты исследования

В Концепции под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель . Однако многие ученые предлагают авторское определение устойчивого развития сельских территорий.

В рамках первого подхода - процессного − авторами рассматривается устойчивое развитие сельских территорий как процесс изменения различных сфер жизнедеятельности сельского сообщества (социальных, экономических и экологических) и определяются ориентиры такого развития (увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель и др.). Такая точка зрения является наиболее распространенной (Коваленко Е.Г., Концепция, Магомедов И.Ш., Петриков А.В. и др.) . Однако часть авторов отождествляют устойчивое развитие с одной или несколькими сферами жизнедеятельности. Федеральный закон № 246-ФЗ от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства» и В.И. Фролов ориентируются на социальное и экономическое развитие , Л.В.Калягина - на социальное, T. Marsden - на экологическое, что не позволяет реально оценить уровень устойчивости того или иного сельского поселения . Устойчивое развитие должно быть направлено на позитивную динамику комплекса показателей.

Также следует отметить, что недостатком при данном подходе является то, что авторами не учитываются особенности (специфика) сельских территорий и не отражаются механизмы воздействия на процесс их развития. Опыт показывает, что на процесс развития необходимо воздействовать, он должен быть управляемым для достижения стоящих перед государством целей. Авторы, отнесенные нами ко второму подходу, попытались устранить этот недостаток.

Второй подход - системный. Так же как и при первом, «процессном» подходе, рассматривается устойчивое развитие сельских территорий как процесс изменения различных сфер жизнедеятельности сельского сообщества (социальных, экономических и экологических), но дополнительно указываются механизмы воздействия на процесс развития сельских территорий (финансовая и инвестиционная стратегия, обязательное участие местных инициатив, эффективные действия органов местного самоуправления и др.). По нашему мнению, авторами данного подхода являются А.Л. Медков, И.Н. Меренкова, И.В. Мищенко, В.Н. Перцев и др. .

Данный подход описывает совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. С нашей точки зрения, он является наиболее целесообразным для раскрытия сущности изучаемого понятия, но рассмотренные авторские определения не лишены недостатков и требуют уточнений.

Немногие авторы учитывают природно-ресурсный потенциал сельских территорий, а такой важный аспект устойчивого развития, как историко-культурные особенности, практически не встречается в определениях ученых данной области.

Проведенный анализ различных подходов к определению «устойчивого развития сельских территорий» позволил нам сформулировать его авторское определение. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается контролируемый и отслеживаемый государством с помощью системы мониторинга комплексный динамический процесс позитивных изменений показателей, характеризующих социальное, экономическое и экологическое состояние сельских территорий, ориентированный на расширенное воспроизводство у сельскохозяйственных товаропроизводителей, диверсификацию их агропроизводства, привлечение инвестиций, использование инноваций посредством эффективных действий органов государственной власти, местных инициатив и элементов самоорганизации хозяйствующих субъектов, учитывающих ресурсный потенциал и историко-культурные особенности сельских поселений.

Решение задач в области устойчивого развития сельских территорий невозможно без их комплексной оценки, которая отражает социально-экономическое состояние сельских территорий и позволяет разработать эффективные организационно-экономические мероприятия по повышению их устойчивого развития, с учетом ресурсного потенциала, территориальных и историко-культурных особенностей.

Государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий способствует разработке мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических составляющих сельских территорий.

Расширенное воспроизводство у сельскохозяйственных организаций, самоорганизация хозяйствующих субъектов, диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в агропромышленном комплексе, привлечение инвестиций − основные направления повышения устойчивости развития сельских территорий, способствующего оптимальному использованию ресурсов, стабильному развитию сельской экономики, доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшению качества и уровня жизни сельского населения и др.

Устойчивое развития сельских территорий позволит обеспечить устойчивый рост сельской экономики, повысить занятость, уровень и качество жизни, а также снизить темп миграции сельского населения, сохранить окружающую среду. С этой целью была разработана концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий, которая представляет собой взаимосвязанную систему, включающую цели, задачи, факторы, влияющие на устойчивость территорий, механизмы, обеспечивающие развитие и инструменты устойчивости в целом, а также по каждой ее составляющей (рисунок).

Концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий

Считаем, что можно выделить четыре взаимосвязанных составляющих устойчивого развития сельских территорий: экономическую, социальную, экологическую и институциональную.

От уровня экономической устойчивости зависят диверсификация сельской экономики, расширение источников формирования доходов сельского населения, обеспечение их занятости и др. Социальная устойчивость отражает улучшение жилищных условий сельского населения, восстановление и развитие социальной инфраструктуры и др. Экологическая устойчивость предполагает рациональное использование природных ресурсов. Институциональная составляющая предусматривает развитие правовых, финансовых, организационных и иных институтов, способствующих устойчивому развитию сельских территорий.

С целью устойчивого развития сельских территорий необходимо разработать действующий организационно-экономический механизм в соответствии с Концепцией.

Заключение

Таким образом, реализация перечисленных выше механизмов окажет положительный социально-экономический и экологический эффект в процессе развития сельских территорий. Однако реализация данных механизмов - это сложный, трудоемкий и затратный процесс, так как в настоящее время многие сельские территории переживают кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации, низком уровне и качестве жизни сельских жителей и высоком уровне безработицы, нерациональном использовании природных ресурсов и др. Мы считаем, что мониторинг устойчивого развития сельских территорий поможет оценить уровень их устойчивости и выбрать правильные направления развития для той или иной сельской территории, которые смогут вывести ее на новый уровень развития.

Рецензенты:

Смелик Р.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», г. Омск;

Рогатнев Ю.М., д.э.н., профессор, проректор по учебной (образовательной) деятельности, ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск.

Работа поступила в редакцию 29.07.2014.

Библиографическая ссылка

Шумакова О.В., Рабканова М.А. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-7. – С. 1643-1646;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35269 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

О проекте ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на годы и на период до 2020 года» на годы и на период до 2020 года» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент сельского развития и социальной политики Москва – 2013 г.


Структура проекта ФЦП МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 Паспорт 1.Характеристика проблемы 2.Основные цели и задачи 3.Мероприятия 4.Обоснование ресурсного обеспечения 5.Механизм реализации 6.Оценка социально- экономической эффективности Приложения 1. Мероприятия ФЦП (ресурсное обеспечение и целевые индикаторы по годам реализации Программы) 2. Средства, выделяемые на реализацию ФЦП (по направлениям, видам расходов и источникам финансирования) 3. Основные целевые индикаторы ФЦП 4. Показатели эффективности реализации ФЦП Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на: 5. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов 6. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности 7. Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по предоставлению грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности 8. Методика оценки эффективности реализации ФЦП


Основные положения паспорта ФЦП Основание для разработки-распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г р (Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года) и от 8 ноября 2012 г р (Концепция ФЦП) Государственный заказчик – координатор -Министерство сельского хозяйства РФ Государственные заказчики -Министерство сельского хозяйства РФ Министерство культуры РФ Министерство спорта РФ Объем ресурсного обеспечения Программы -всего - 299,2 млрд.руб., в т.ч. за счет средств: федерального бюджета – 90,4 млрд. руб. (30%); консолидированных бюджетов субъектов РФ – 150,6 млрд.руб. (50%); внебюджетных источников – 58,1 млрд.руб. (20%) МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3


Цели и задачи ФЦП ЦелиЗадачи создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности


Основные целевые индикаторы и ожидаемые результаты ФЦП Наименование индикатораЗначение за гг. Ожидаемые результаты Ввод (приобретение) жилья – всего, тыс. кв.м 5438,8 Обеспечение жильем 75,5 тыс.семей в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов 3032,3 в т.ч. 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов Ввод в действие общеобразовательных учреждений, тыс.мест 22,3 Снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 22,3 тыс. человек Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, ед. 858 Повышение доступности для сельских жителей первичной медицинской помощи Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, тыс. кв.м 519,2 Привлечение сельского населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом Ввод в действие учреждений культурно- досугового типа, тыс. мест 9,9 Улучшение территориальной доступности услуг в сфере культуры для сельских жителей Ввод в действие распределительных газовых сетей, тыс. км 18,2 Повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 60,2% (с 55,9% в 2013 г.) Ввод в действие локальных водопроводов, тыс. км 12,9 Повышение уровня обеспеченности питьевой водой сельского населения до 61,9% (с 58,5% в 2013 г.) Количество населенных пунктов в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, ед. 132 Создание комфортных условий жизнедеятельности на компактной территории для привлечения специалистов на объекты АПК Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку 775 Повышение гражданской активности и участия сельских жителей в решении вопросов местного значения МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5


Определение «сельской местности» для целей ФЦП ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»Проект ФЦП Сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением административных центров субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Численность сельского населения, проживающего в городских округах – 2066,7 тыс. чел. (5,5% от общей численности сельского населения), в т.ч. в городских округах, в состав которых входят административные центры субъектов РФ – 526,8 тыс. чел. (25% от численности сельского населения, проживающего в городских округах) Субъект РФ Чис-ть сельского населения, прожив. в город.округах из них прожив.в город. округах – админ. центрах регионов тыс. чел. в % от общ. чис- ти сельс. нас. тыс. чел. в % от общ. чис- ти сельс. нас. Свердловская обл.619,78933,44,8 Краснодарский край387,31687,53,6 Приморский край90,82024,85,3 Тюменская обл.48,4722,93,1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6


Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Предоставление гражданам и молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство (приобретение) жилья (с возможным привлечением работодателей) для предоставления молодым семьям (молодым специалистам) по договорам найма с правом выкупа Дополнительное условие получение социальной выплаты для граждан – осуществление трудовой деятельности в сельской местности Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане и молодые специалисты, занятые в АПК Социальная выплата может быть направлена на строительство жилья или приобретение жилья на первичном рынке, а также у работодателя Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования строительства (реконструкции) объектов социально-инженерной инфраструктуры (общеобразовательные учреждения, ФАПы и офисы врачей общей практики, плоскостные спортивные сооружения, учреждения культурно-досугового типа, распределительные газовые сети, локальные водопроводы) Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования проектов комплексного обустройство площадок под компактную жилищную застройку Размещение объектов социально- инженерной инфраструктуры осуществляется в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений) Преимущественное развитие социально- инженерной инфраструктуры и реализация проектов комплексной застройки в населенных пунктах, где развивается агропромышленное производство, в том числе осуществляется реализация инвестиционных проектов в АПК МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Предоставление грантов органам местного самоуправления или органам территориального общественного самоуправления сельских поселений на реализацию общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельских поселениях. Приоритетные направления реализации проектов: благоустройство сельских поселений; экологическая реабилитация сельских территорий; сохранения и восстановления природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов; поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел, развитие сельского туризма; оздоровление социальной среды в сельской местности; нравственное и патриотическое воспитание молодежи, организация досуга; проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. В порядке конкурсного отбора может быть предусмотрен расширенный перечень направлений реализации проектов, включающий помимо приоритетных, и другие направления, учитывающие особенности социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ. Максимальный размер гранта – 2 млн.руб., но не более 60% от стоимости проекта, оставшаяся часть – за счет средств местных бюджетов, вклада сельских жителей и организаций, в том числе в форме трудового участия. Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий Организация и проведение всероссийских конкурсов: - информационно-просветительских проектов по сельской тематике (поощрение реализованных проектов на телевидении, радио, средствах массовой информации, направленных на распространение положительного опыта развития сельских территорий, повышение значимости крестьянского труда, сохранение народных традиций, историко-культурных ценностей); - достижения в области устойчивого развития сельских территорий (выявление и распространение лучших практик в деятельности органов местного самоуправления и организаций в сельской местности, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий) Предварительный этап конкурсов проводится в субъектах РФ. Победители региональных конкурсов принимают участие в основном этапе конкурсов Финансовое обеспечение конкурсов включает: - денежные поощрения победителям; - расходы по организации и проведению конкурсов Оператором по проведению конкурсов предлагается определить ФГУ «Пресс-служба Минсельхоза России» или выбрать организацию на конкурсной основе. Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий Реализация проекта «Моя малая Родина»: - проведение всероссийского молодежного конкурса творческих работ; - создание и ведение единого информационного ресурса о сельских населенных пунктах России в сети Интернет; - поддержка проектов, направленных на оказание сельскому населению мобильной практической помощи информационного характера; - проведение всероссийского творческого фестиваля; Организация и проведение всероссийских спортивных мероприятий: - всероссийских летних и зимних сельских спортивных игр (Минспорт России); - всероссийских соревнований по традиционным для России (национальным) видам спорта; - всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно- спортивной работы в сельской местности (Минспорт России) Оператор проекта «Моя малая Родина» определяется на конкурсной основе. Расходы по организации и проведению всероссийских сельских спортивных игр и смотра-конкурса осуществляются в рамках текущих затрат Минспорта России и не включаются в финансовое обеспечение Программы Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10


МероприятиеМеханизм реализацииОсобенности Научно-методическое обеспечение реализации Программы Проведение ежегодного мониторинга развития сельских территорий, включающего статистические и социологические наблюдения. Проведение научных исследований по актуальным проблемам развития сельских территорий, разработка прогнозов, рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы Расширение направлений мониторинга по сравнению с мониторингом социальной сферы села, проводимым в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11


Мероприятия ФЦП и механизмы их реализации Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета на 2014 год Мероприятие Объем средств, млн.руб. Улучшение жилищных условий граждан – всего в т.ч. молодых специалистов Комплексное обустройство объектами инфраструктуры – всего, в т.ч.: - школы - ФАПы - спортивные сооружения - клубы - газификация - водоснабжение - обустройство площадок под жилищную застройку * Грантовая поддержка местных инициатив100 Поощрение и популяризация достижений – всего, в т.ч.: - конкурсы - проект «Моя малая Родина» - спортивные мероприятия НИОКР5 Всего9000,0 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 * Финансирование мероприятий по развитию сети учреждений культурно-досугового типа предусмотрено с 2016 года (государственный заказчик – Минкультуры России)


Схемы реализации ФЦП МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на годы и на период до 2020 года» Субъекты РФ представляют в Минсельхоз России бюджетные заявки на получение субсидий Минсельхоз России распределяет субсидии среди регионов, представивших бюджетные заявки и отвечающих условиям предоставления субсидий (наличие региональных программ, софинансирования) Минсельхоз России согласовывает проект распределения субсидий и направляет в Правительство РФ На основании утвержденного Правительством РФ распределения субсидий Минсельхоз России заключает соглашения с регионами о предоставлении субсидий Субъекты РФ представляют в Минсельхоз России на конкурсный отбор региональные целевые программы устойчивого развития сельских территорий Минсельхоз России проводит конкурсный отбор региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, подготовленных на основе документов территориального планирования (схем территор.планирования районов и ген.планов поселений) и проектного подхода Минсельхоз России распределяет субсидии среди регионов, региональные программы которых прошли конкурсный отбор Минсельхоз России согласовывает проект распределения субсидий и направляет в Правительство РФ На основании утвержденного Правительством РФ распределения субсидий Минсельхоз России заключает соглашения с регионами о предоставлении субсидий В месячный срок после заключения соглашения субъекты РФ представляют утвержденный перечень объектов социально-инженерной инфраструктуры в рамках Программы Ежемесячно субъекты РФ представляют отчетность о реализации Программы, включая сведения об освоении средств и вводе объектов в эксплуатацию


Критерии отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий Мероприятия региональных целевых программ на планируемый год должны быть представлены в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов, на территории которых планируется их реализация Планы по развитию сети объектов социально-инженерной инфраструктуры, предусмотренные в региональных программах, должны быть составлены с учетом следующих подходов: - комплексное обустройство населенных пунктов, ориентированное на завершение обустройства с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала, текущей демографической ситуации и прогнозов ее развития; - преимущественное развитие социально-инженерной инфраструктуры в местах развития агропромышленного комплекса; - размещение объектов социально-инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений); - наличие утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на объекты социально-инженерной инфраструктуры В законе субъекта РФ (проекте закона) о бюджете субъекта РФ должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование региональных целевых программ Финансовый механизм региональных программ должен быть основан на государственно-частном партнерстве и предусматривать привлечение средств внебюджетных источников для реализации программных мероприятий В муниципальных образованиях, в которых планируется реализация мероприятий региональных программ, должны быть разработаны муниципальные целевые программы устойчивого развития сельских территорий с учетом вышеизложенных подходов МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14

В экономике Российской Федерации сельское хозяйство имеет исключительное значение. С начала двадцать первого века просматривается устойчивое развитие сельских территорий страны. И хоть считается, что данный сектор не приносит особой выгоды, но при этом высокий уровень развития сельского хозяйства позволяет обеспечивать продовольственную безопасность.

Хорошая развитость сельского хозяйства на территории России позволяет даже экспортировать часть продукции. Кроме того, именно благоустроенность рассматриваемой сферы является одним из факторов, влияющих на качество жизни населения. По этой причине Министерство сельского хозяйства РФ разработало соответствующий проект.

Объекты государственной программы

Главными объектами, на которые направлена программа «Устойчивое развитие сельских территорий», являются населенные пункты, специализирующиеся на производстве товаров аграрного сектора. Это в первую очередь села, деревни и рабочие поселки. Проект не обходит вниманием и территории, находящиеся под влиянием одного местного совета, но расположенные между поселениями. Также объектами программы станут населенные пункты, входящие в состав городов, но специализирующие на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

Как и из каждого правила, тут также есть исключения. В данном случае это округа, находящиеся под властью административного центра. Под программу не попадают муниципальные районы таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.

Список конкретных объектов будет определен и сформирован высшим исполнительным органом государственной власти или уполномоченным им органом.

Проблемы в аграрном секторе

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» направлена не только на развитие перспективных направлений отрасли, но и на устранение встречающихся трудностей. К проблемам этого сектора можно отнести:

  • низкий приоритет и роль сельских территорий;
  • социально-экономическое положение в стране;
  • неблагоприятные условия для осуществления данного вида деятельности;
  • недостаток комфортного жилья и инфраструктуры;
  • непрестижность труда в данном секторе;
  • отсутствие заинтересованности к сельскому образу жизни;
  • плачевная демографическая ситуация;
  • неорганизованность местного самоуправления;
  • слабый производственный потенциал данной сферы;
  • низкая конкурентоспособность товаров аграрного сектора;
  • малое количество специалистов инженерно-аграрного профиля.

Причины неблагоприятного положения отрасли

Основные цели программы должны помочь решить проблемы сельского хозяйства. Но что изначально привело к возникновению трудностей? Неблагоприятная и нестабильная ситуация обусловлена рядом факторов. Одной из главных причин является слабое финансирование данной отрасли. Мощный толчок невозможен из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Нехватка квалифицированных инженерных кадров также сказалась на развитии. Проблемы в аграрной отрасли обусловлены измельченностью и рассредоточенностью объектов.

Ухудшение жизни в сельской местности особо заметно по сокращению числа деревень и поселков. Буквально за двадцать лет их количество уменьшилось на девять тысяч населенных пунктов. Люди попросту не видят перспективы жизни в данной местности и тянутся в крупные города. Данный процесс ведет к постепенному вымиранию сел и деревень.

Вследствие того, что люди покидают определенные территории, происходит выбывание земель сельскохозяйственного назначения из всеобщего оборота. То есть за продуктивными землями никто не ухаживает, и они остаются пустовать. В конечном итоге в стране может возникнуть продовольственная катастрофа.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает улучшение условий для проживания в данной местности. Ведь это одна из главных причин того, что люди покидают села и деревни. Комфорт жизни в селе отстает от городов в несколько раз.

При этом даже в обеспеченность жильем очень низкая. Молодые специалисты не стремятся отказываться от прелестей городских удобств. Родители не хотят, чтобы их дети ходили в ветхие школы. Многие жители уезжают в поисках лучшей жизни по причине отсутствия должного медицинского обслуживания. Даже если оно есть, то, скорее всего, труднодоступно. Объектов культуры и досуга настолько мало, что они удовлетворяют потребности лишь трети жителей сел и деревень России.

Все это способствует миграционным процессам, участниками которых становится преимущественно население трудоспособного возраста. Благодаря этому число трудовых ресурсов в аграрной отрасли стремительно сокращается.

Первый этап реализации проекта

Весь проект, который должен обеспечить устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года, делится на два этапа. Реализация первого находится во временном диапазоне с 2014 по 2017 год. Второй, соответственно, охватит следующие три года - с 2018 по 2020 включительно.

Реализация первой части плана заключается в том, чтобы уравнять качество жизни и обеспеченность сельских территорий в разных регионах. Для этого из федерального бюджета выделены определенные финансовые средства, которые распределяются обратно пропорционально обеспеченности местности. Каждая территория должна быть оценена со стороны перспективы долгосрочного развития и общего потенциала.

Также планируется, что агропромышленный комплекс должен достичь в своем развитии требуемых показателей Всемирной торговой организации. Для этого должны быть проведены мероприятия, которые помогут в этом. И прежде всего будет проведена работа по улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности.

Второй этап реализации плана

Если первая часть проекта закладывает основную базу, то вторая обеспечивает темпы. Стабильное и устойчивое развитие сельских территорий возможно лишь при условии постоянного поддержания положительной динамики роста. То есть, начиная с 2018 и до окончания программы государство обязуется удовлетворять все потребности сельского населения в целях улучшения качества жизни.

Комплексное обустройство

Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 предполагает создание базовых условий для осуществления процесса развития. Это говорит о том, что в первую очередь должны быть удовлетворены потребности жителей. Особая ставка делается на молодую прослойку населения. Реализация проекта начинается с благоустройства населенных пунктов, которое включает в себя возведение объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Предполагаются облегченные условия приобретения жилья молодыми семьями. При этом жилплощадь должна быть в таком состоянии, чтобы наличествовала возможность нормального уровня проживания. Вследствие этого предполагается, что количество молодых людей, нуждающихся в крыше над головой, станет меньше.

Вторым пунктом планируется строительство необходимых объектов инфраструктуры, имеющих общеобразовательное значение. Также государством предусматривается приведение в должный вид уже существующих объектов.

Программа должна повлиять на обеспечение сельских жителей качественным и доступным медицинским обслуживанием за счет организации фельдшерских пунктов. Также государство должно предоставить объекты, позволяющие проводить оздоровление нации, а также всестороннее развитие граждан. Сюда входит создание спортивных площадок, сооружений, а также учреждений культурного и развлекательного назначения.

Разработчики программы внесли одним из пунктов увеличение уровня газификации населения. Также жители сел и деревень должны иметь доступ к воде технического назначения и питьевой.

Концентрация ресурсов

Сельских территорий предполагает собой сосредоточение ресурсов. Это обеспечивается за счет возведения объектов социального значения. Должна быть сформирована инженерная инфраструктура. В конечном итоге результатом должно стать как можно большее количество населенных пунктов, в которых сформировался стабильный агропромышленный комплекс. Это приведет к появлению рабочих мест и свободных вакансий, которые должны привлечь жителей России.

Инициатива граждан

Министерство сельского хозяйства РФ с радостью встречает инициативных граждан, которые предлагают свои идеи по развитию данной сферы. Ведь без учета мнения жителей нельзя добиться действительно хорошего и устойчивого результата. Проект также предусматривает и этот момент. Одним из пунктов программы прописана возможность получения грантов на осуществление задумок людей.

Работа по этому направлению начинается с мониторинга и исследования мнения граждан. За счет этого специалисты стремятся создать правдивую статистику, проанализировав которую, можно будет увидеть реальные идеи. Целью также является, опросив сельское население, понять насколько эффективным является реализация государственной программы.

Данная работа проводится для повышения общественной активности, формирования гражданской позиции. Власть хочет популяризовать аграрный сектор, сделать его более престижным среди населения. Основным показателем того, что задумка удалась, станет улучшение демографического положения конкретно в сельской местности. Кроме того, внимание обратят и на рост производства.

Так, в целях реализации программы планируется обеспечить населенные пункты всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, возвести не только объекты инфраструктуры, но и жилые строения.

Все запланированные шаги должны помочь преодолеть непривлекательность аграрной сферы среди молодого населения страны. Власти хотят показать перспективность и значимость данной отрасли.

Улучшение жилищных условий

Удовлетворение потребностей сельского населения начинается с предоставления жилья. Надежная крыша над головой - это то, за что борются многие жители страны. Именно она должна стать основополагающим фактором в привлечении молодежи в сельскую местность.

Для этого в бюджете страны предусматриваются резервные средства, которые должны пойти на возведение и ремонт жилых объектов, а также приобретение зданий.

Проектом предусматривается вариант помощи жителям в покупке или строительстве дома в виде частичного погашения трат на данные действия. Также рассчитывается наиболее удобный механизм ипотечного кредитования согласно данной программе. Государство планирует привлекать к процессу возведения частный капитал в виде помощи инвесторов. Улучшение жилищных условий в сельской местности - это залог дальнейшей успешной реализации проекта.

В программе заложено возведение жилых объектов на общий метраж пять с половиной миллионов квадратных метров. Больше половины из них должны обеспечить нужды молодых специалистов.

Активность населения

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без поддержки программы гражданами. Для этого планируется активизировать человеческие ресурсы, привлечь людей в реализацию некоторых пунктов. местности должны понимать, что государство проявляет заботу и учитывает мнение местного населения.

Для успешного воплощения в жизнь всех идей и задумок должны быть мобилизованы ресурсы не только страны, но и всего населения в целом. Это и рабочие руки, и материалы, и финансы. Соединительным звеном между разработчиками программы, то есть вышестоящими властями, и населением должны стать общественные организации, предпринимательские сообщества и муниципальные образования.

К одному из наиболее приоритетных направлений, которые планируются реализовать совместно, относится возрождение и пропаганда культурных традиций, народных промыслов и ремесел. Ведь такое огромное количество мастеров и умельцев не должно остаться незамеченными. Да и только благодаря желанию людей возможно сохранение национальных достопримечательностей, памятников искусства, культуры и природы. А вот здоровое развитие нации должно обеспечиться за счет возведения спортивных и детских площадок, мест отдыха.

Планируемые мероприятия

Российская программа «Устойчивое развитие сельских территорий» призвана вызвать интерес у населения. Результатом должны стать миграционные процессы, уважительное отношение к сельскому труду, признание перспективности и неотъемлемости данной отрасли в жизни государства.

Это все зависит от того, насколько успешно будут реализованы некоторые агитационные мероприятия. Одним из них является рассмотрение информационно-просветительских проектов на конкурсной основе. Тематика данного соревнования - это методы и способы сохранения культурного и исторического наследия, а также популяризация аграрной сферы среди населения. Участник конкурса должен показать, как с помощью средств массовой информации, таких как телевидение, радио, публицистика и интернет, рассказать о привлекательности сельского хозяйства. К этому можно отнести выгодные вакансии, многолетние традиции, которые покажут дальнейшую перспективность отрасли.

Каждый человек может способствовать такому процессу, как устойчивое развитие сельских территорий, с помощью выражения своих идей различными методами. Государство предоставляет возможности для реализации собственного потенциала. Это и творческие конкурсные работы, и разработка электронного ресурса по данной тематике, проекты по информационному обеспечению жителей сельской местности, а также участие во всероссийских фестивалях.

В планах разработчиков программы также числится приобщение граждан к традиционным видам спорта.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил и подписал концепцию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» .

Главные цели программы - создать благоприятные условия жизни в сельской местности, в том числе для молодых специалистов и их семей, и существенно повысить престиж сельского образа жизни.

На реализацию этих задач планируется затратить в общей сложности около 300 млрд рублей. Из них 90,4 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, 134,5 млрд из региональных бюджетов, и ещё 74,3 млрд - из внебюджетных источников. Программа будет реализована в два этапа (первый с 2014 по 2017 год, второй с 2018 по 2020 год), а её непосредственным осуществлением займутся Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и Министерство спорта.

В документе отмечается, что такие траты необходимы в связи с негативным положением, в котором оказалась сельская местность - в первую очередь, это отрицательная демографическая ситуация, а также проблемы с социальной и инженерной инфраструктурой, неразвитость дорожной сети. По пессимистичному прогнозу Росстата, численность сельского населения к 2021 году может сократиться до 36 млн человек (против 37,5 млн на момент переписи 2010 года), говорится в концепции.

На что направятся средства

По прогнозу, к 2020 году реализация программы поможет решить следующие задачи:

— улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
— сократить количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 22,2 тыс. чел.;
— расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики на 858 ед.;
— привлечь к занятиям физической культурой и спортом сельских жителей, прежде всего, молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв.м;
— улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети данных учреждений на 9,96 тыс. мест;
— повысить уровень инженерного обустройства села: газом — до 60,1%, водой — до 61,9%;
— охватить 132 сельских поселения комплексной застройкой;
— повысить гражданскую активность сельских жителей, активизировать их участие в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 местных инициатив;
— привлечь внимание общества к достижениям в различных сферах сельского развития путем проведения ежегодных всероссийских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).

Эти результаты должны стать показателем эффективности работы программы. При этом самая большая сумма - 141, 8 млрд рублей - будет выделена на улучшение жилищных условий. Ещё 121,4 млрд рублей пойдёт на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, 33,6 млрд рублей направятся на комплексную компактную застройку, а 1,8 млрд планируется выделить на гранты. Среди прочих трат - организация выставок достижений сельского хозяйства и финансирование научно-методического обеспечения программы.

Итоги предыдущей программы

Новая федеральная целевая программа придёт на смену предыдущей программе - «Социальное развитие села до 2013 года» , которая реализуется с 2003 года. В частности, за 8 лет на программу было затрачено около 266 млрд рублей, на которые:

Построено 15,6 млн. кв. метров жилья:
- введено в эксплуатацию 54,4 тыс. км распределительных газовых сетей,
- введено в эксплуатацию 14,2 тыс. км локальных водопроводов;
- введено емкостей телефонной сети на 705,5 тыс. номеров;
- построено и реконструировано 11,5 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38 и 6-10 кВ, 2,2 тысяч трансформаторных подстанций;
- построено общеобразовательных учреждений на 96 тыс. мест;
- построено учреждений культурно-досугового типа на 24,3 тыс. мест;
- открыто 461 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.

За оставшиеся 2 года эти показатели будут увеличены.

Реализация предыдущей программы позволила достичь ощутимых результатов - уровень рождаемости на селе повысился на 33,3%, а уровень смертности снизился на 11,5%. Такие данные приведены за период с 2002 по 2010 годы. Также программа принесла и экономический эффект, оцениваемый специалистами в 48 млрд рублей в год.

Михаил Орлов , президент группы компаний «Амбика-агро», специалист по сельскому хозяйству:

— Во-первых, уже сам факт того, что есть такие национальные проекты - это очень хорошо, потому что это всё таки значит, что правительство и общество признаёт факт, что ситуация в сельской России катастрофическая. Для тех людей, которые понимают, что такое Россия (а их не так много, в том числе и внутри самой России), поясню, вся наша культура, все наши корни - всё исходит из сельской России. Россия не родилась в городах.

Очень тяжело смотреть на эти программы, понимая, что не только наша экономика, но вся наша культура от этого зависит. Я боюсь, что второго элемента нет в этом алгоритме. Любой человек, который хоть немного поездил по России, понимает, что это колоссальные просторы, и они почти пустые. Возникает очень много вопросов. 10 лет тому назад, когда шли активные дебаты по поводу приватизации земли - были разговоры о том, что не надо приватизировать землю, потому что тогда придут агрохолдинги и заберут всё, а бедный народ не сможет работать. Это правда, но только в том, что этого народа просто нет. Есть, но его мало. Это не результат того, что земля была приватизирована, а результат того, что у народа не было инструмента, чтобы работать с землёй.

У нас был премьер-министр Столыпин, который генерировал колоссальный рост агроэкономики в Российской империи. Чем? Не тем, что кому-то что-то обещал и кого-то куда-то отправлял. Нет, он просто дал людям - сельскому населению (а его тогда было очень много - около 85% всего населения империи, а сегодня, по-моему, - меньше 20%) инструмент. Какой инструмент? Если у вас есть земля, с определённым набором доказательств того, что вы на эту землю имеете право - договор долгосрочной аренды или собственность и т.д., вам давали деньги под программы индивидуальные на 35 лет со ставкой в размере 1,5% в год. Т.е. с такими условиями финансовыми, с таким инструментарием можно было это поднять. При таких условиях Россия за десятилетие стала зерновой державой номер один в мире.

Поэтому сейчас вопрос, стакан полупустой или полуполный - понятен. С одной стороны, я очень рад, что такие программы есть - это значит, что всё-таки понимает общество, что это и есть самое важное. Другой момент- насколько этого достаточно, чтобы действительно что-то менять. И здесь встаёт вопрос исполнения, а исполнение у нас не всегда беспроблемное. Есть вопрос - насколько векторы развития сельской экономики будут иметь реально ко всему этому доступ. Есть разные категории - есть агрохолдинги, которые тоже очень много делают, например, создают рабочие места. Но у них обычно есть те административные ресурсы (мы прекрасно понимаем, что без них в России никак), которые позволяют развиваться быстрее. Вторая категория - это компании местного характера - эти люди сто лет назад назывались кулаками - они создают крупномасштабные фермы в регионах. Опять вопрос - получат они доступ к возможностям, предоставляемым этой программой, остаётся без ответа. Есть ещё мелкие фермеры.

Программа сама нормальная. Можно её критиковать, можно её хвалить. Но, знаете, это не так важно с учётом объёма катастрофы, создаваемой с 17-го года. Любой шаг вперёд - уже большой плюс. Можно долго критиковать, но из-за одного размера нашей страны, мы уже являемся третьим по объёму экспортёром зерна в мире. А вот представьте на секунду, если бы мы были эффективны. Мы были бы державой номер один.

Мы привыкли каждый день по многу жаловаться, что нам что-то не нравится, что хотим быстрее, лучше. Но сам факт, что что-то есть - уже хорошо. Это значит, что всё-таки по этому направлению мы идём. Хотелось бы, конечно, как во времена Столыпина за 10 лет увидеть результат, а теперь придётся терпеть 20 или 30 лет. Хотелось бы, конечно, всё это увидеть очень быстро.

Я не склонен защищать первое лицо в нашем государстве, но ему сочувствую, потому что под ним работает административный аппарат регионов, с которым очень тяжело иметь дело, который сложно назвать эффективным. Здесь не справился бы и новый Столыпин.

Можно долго жаловаться и критиковать, но я очень рад и благодарен правительству, что они эту задачу поставили, и что в нашем общем алгоритме развития это один из пунктов, который признали стоящим особого внимания и поддержки со стороны политического корпуса.