Беспилотники: воздушные роботы мирного назначения. Беспилотные летательные аппараты Классификация беспилотных летательных аппаратов short range

Книга носит преимущественно справочно-ознакомительный характер и написана по результатам обзоров и анализа многочисленных литературных и интернет-источников. Она знакомит читателя со сложившимися на сегодняшний день терминологией и классификацией в области беспилотной авиации, с современными тенденциями в производстве беспилотных летательных аппаратов, а также с состоянием рынка беспилотных авиационных систем.

1.2.3.1. Классификация UVS International

Кроме принципа полета, для классификации БПЛА может быть использовано большое количество объективных критериев: взлетная масса, дальность, высота и продолжительность полета, размеры аппарата и т.д. .

Международной ассоциацией по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International, до 2004 она называлась Европейской ассоциацией по беспилотным системам – EURO UVS) была предложена универсальная классификация БПЛА, которая объединяет многие из названных критериев . В табл. 1.4 показана эта классификация с приведением англоязычных эквивалентов категорий и аббревиатур.

Таблица 1.4 Универсальная классификация БПЛА по летным параметрам
Группа Категория Взлетная масса, кг Дальность полета, км Высота полета,м Продолжительность полета,ч
рус. англ.
Малые БПЛА Нано-БПЛА Nano < 0,025 < 1 100 1
Микро-БПЛА Micro (?) <5 < 10 250 1
Мини-БПЛА Mini 5-150* < 10 150-300* <2
Тактические Легкие БПЛА для контроля переднего края обороны Close Range (CR) 25-150 10-30 3000 2-4
Легкие БПЛА с малой дальностью полета Short Range (SR) 50-250 30-70 3000 3-6
Средние БПЛА Medium Range (MR) 150-500 70-200 5000 6-10
Средние БПЛА с большой продолжительностью полета Medium Range Endurance (MRE) 500-1500 >500 8000 10-18
Маловысотные БПЛА для проникновения в глубину обороны противника Low Altitude Deep Penetration (LADP) 250-2500 >250 50-9000 0,5-1

Продолжение таблицы 1.4

Группа Категория Взлетная масса, кг Дальность полета,км Высота полета,м Продолжительность полета,ч
рус. англ.
Тактические Маловысотные БПЛА с большой продолжительностью полета Low Altitude Long Endurance (LALE) 15-25 >500 3000 >24
Средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета Medium Altitude Long Endurance (MALE) 1000-1500 >500 5000-8000 24-48
Стратегические Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета High Altitude Long Endurance (HALE) 2500-5000 >2000 20000 24-48
Боевые (ударные) БПЛА Unmanned Combat Aerial Vehicles (UCAV) >1000 1500 12000 2
Специального назначения БПЛА, оснащенные боевой частью (летального действия) Lethal (LET) (Offensive) 300 4000 3-4
БПЛА - ложные цели Decoys (DEC) 150-500 0-500 50-5000 <4
Стратосферные БПЛА Stratospheric (STRA) >2500 >2000 >20000 >48
Экзостратосферные БПЛА Exo-stratospheric (EXO) - - > 30500 -
* - зависит от ограничений, принятых в конкретной стране

Приведенная классификация распространяется как на уже существующие, так и на перспективные разрабатываемые БПЛА. В основном эта классификация сложилась к 2000 г., но с тех пор много раз пересматривалась. Ее и сейчас нельзя считать устоявшейся. Кроме того, многие особые типы аппаратов с нестандартными комбинациями параметров трудно отнести к какому-либо определенному классу. В некоторых версиях этой классификации специфичные для военного применения классы UCAV, Lethal и Decoys выделяют в отдельную группу БПЛА. Есть также тенденция, в связи с быстрорастущим числом гражданских применений БПЛА, вообще не подразделять БПЛА на стратегические и тактические.

На рис. 1.68 показаны примеры БПЛА, относящихся к категориям Мини и Микро. В примерах указаны страна и фирма-производитель и модель аппарата. В этих категориях встречаются аппараты с самыми различными принципами полета: самолетного, вертолетного типов, с гибким и машущим крылом, аэростатические. В категории Мини особую подгруппу составляют БПЛА аэростатического типа (Mini – Lighter-than-Air), т.к. формально их масса обычно не превышает 150 кг, но по объему они резко выделяются среди остальных. Категория Нано-БПЛА появилась в последние годы в связи с успехами создания сверхлегких (‹ 25 г) аппаратов (в т.ч. насекомоподобных – энтомоптеров).


БПЛА категорий Close Range и Short Range очень многочисленны (рис. 1.69). Типичные применения – разведка и корректировка огня артиллерии, постановка радиопомех Для самолетных аппаратов этой категории обычным способом запуска является запуск с катапульты.

Категория БПЛА MR (Medium Range) представлена аппаратами самолетного, вертолетного типов или их гибридами (рис. 1.70).. В добавление к задачам мониторинга, на них часто возлагают задачи ретрансляции радиосигналов для обеспечения связью наземных и воздушных объектов в радиусе порядка 200 км.





От аппаратов предыдущей группы их отличает более мощная силовая установка, улучшенные аэродинамические характеристики и более сложная система управления.

В категории MRE (рис. 1.71) уже редко встречаются аппараты вертолетного типа, – она представлена в основном беспилотными самолетами. Их особенностью, как правило, являются особые аэродинамические параметры конструкции, способствующие экономичности полета.



Отличительной особенностью категории БПЛА LADP (рис. 1.72) является высокая скорость аппаратов, предназначенных для быстрого проникновения в глубь территории противника. Основными функциями являются разведка и целеуказание. В качестве силовых установок используются реактивные двигатели.



Аппараты группы LALE (рис. 1.73) предназначены для длительных полетов с целью разведки, видеосъемки, метеорологических и экологических наблюдений. Скорость полета составляет порядка 100-150 км/ч. Они отличаются небольшой массой и экономичной силовой установкой.



БПЛА из категории MALE (рис. 1.74) занимают промежуточное положение между тактическими и стратегическим БПЛА. Обычно это многоцелевые аппараты. Кроме обычных функций разведки, наблюдения, наведения на цель, радиоретрансляторов, они могут нести на борту оружие (как правило, в виде высокоточных ракет), выполнять транспортные задачи (сброс или принятие груза в установленном месте).

БПЛА класса HALE (рис. 1.75) предназначены для выполнения стратегических задач. Наиболее известным в этой категории является американский аппарат Global Hawk. Как правило, в таких БПЛА совмещают разведывательные и ударные функции. Все фазы полета (включая взлет и посадку на ВПП) они могут выполнять в автоматическом режиме. Аппараты HALE невоенного назначения выполняют функции наблюдения, фотосъемки, ретрансляции сигналов и мониторинга атмосферы. Для обеспечения большой длительности полетов и экономичности аппарата энергетическую установку часто реализуют в виде электрической системы на основе электродвигателей, аккумуляторов и солнечных батарей.

Кроме HALE к стратегическим также относят БПЛА класса UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle) (рис. 1.76). В России БПЛА этого класса называют беспилотными боевыми самолетами (ББС). ББС – это ударно-разведывательный БПЛА, который представляет собой беспилотный разведчик, способный одновременно вести разведку, поиск целей и их поражение.





Для этого аппарат несет высокоточное ударное вооружение. Характерными примерами таких машин являются американские аппараты Predator MQ-1B и Reaper MQ-9. ББС – это уже реальная боевая единица. Фактически он представляет собой беспилотный истребитель или штурмовик. Не случайно такие летательные аппараты предлагали делать на основе серийных пилотируемых самолетов, в частности, истребителей Lockheed Martin F-16 или штурмовиков Fairchild А-10. В настоящее время в России и за рубежом ведутся работы по целому ряду проектов ББС и их демонстрационных прототипов . Так в России начаты работы по созданию ББС, базой для которого послужит новый истребитель пятого поколения ПАК-ФА Т-50 .

Современные ББС, кроме ракетного вооружения, отличаются наличием сложных радионавигационных систем, радиолокаторов (обычно на базе АФАР – активных фазированных антенных решёток), высокоэффективных средств наблюдения и передачи данных. Технология "стелс", которая используется в пилотипруемых истребителях новых поколений и обеспечивает незаметность самолета для радаров противника, в ББС также используется, но в очень ограниченных объемах. Их живучесть обеспечивается более простыми методами – малыми размерами, соответствующей компоновкой, низким уровнем шума и камуфляжной окраской. Многие модели ББС предназначены для палубного базирования.



Узкоспециализированные категории Lethal и Decoys относятся исключительно к военным применениям. Иногда их не включают в классификацию, размещая модели аппаратов по вышеописанным категориям в соответствии с их взлетной массой и полетными параметрами.

БПЛА класса Lethal совмещают в себе функции разведывательного БПЛА и самонаводящейся бомбы или ракеты. При необходимости аппарат направляется на выбранный объект и уничтожает его. Существуют специальные модификации для разных целей: противотанковые, противорадарные, противокорабельные и др. Запуск таких аппаратов может производиться как с земли, так и с борта морского или воздушного судна (обычно с помощью катапульты или реактивного ускорителя).

БПЛА категории Decoys представляют собой летающие мишени, предназначенные для дезориентации наступательных средств противника, выполнения отвлекающих маневров с целью оценки реакции противника, а также для тренинга своего личного состава и испытаний авиатехники, ракет и радиоэлектронных средств.

Категории стратосферных (Strato) и сверхстратосферных (Exo Strato) аппаратов пока относятся не к производимым, а разрабатываемым аппаратам . Их назначением является длительное (в т.ч. непрерывное) наблюдение за поверхностью земли и состоянием атмосферы, ретрансляция сигналов. В некоторых областях применения такие БПЛА, видимо, будут способны составить конкуренцию орбитальным космическим аппаратам, а в некоторых проектах предполагается их совместное использование.

Количество существующих в мире разработок БПЛА весьма неравномерно распределено по указанным категориям. По данным оно выглядит следующим образом (рис. 1.77).

Как видно из диаграммы, лидером по количеству разработок является категория Mini. Это вполне объяснимо, т.к. бурный прогресс в этом классе аппаратов обусловлен совпадением сразу нескольких благоприятных факторов. Во-первых, это относительная простота их эксплуатации и доступность (в том числе по стоимости) для большого числа конечных потребителей. Во- вторых, эти аппараты подходят для выполнения самых разнообразных задач, причем не только в военной области, но и в гражданских, и именно спрос на аппараты гражданского применения в основном стимулировал их разработки в последние годы. И в третьих, в последнее десятилетие созрели все необходимые условия для разработок и начала производства именно таких аппаратов – относительно небольших по массе и габаритам, но способных выполнять довольно серьезные задачи. К числу таких созревших предпосылок можно отнести: достижения в области микросистемной техники (в частности, появление гироскопов и акселерометров в микроминиатюрном исполнении), широкое внедрение систем глобального позиционирования (таких как GPS), появление других необходимых элементов для комплектования мини-БПЛА: эффективных видеокамер, бесколлекторных электродвигателей и соответствующих драйверов, энергоемких литий-полимерных аккумуляторов и др.



Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак» , со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10» . Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние Фетисов Владимир Станиславович

1.2.4. Классификация БПЛА по назначению

Во многих классификациях по назначению БПЛА разделяют на военные и гражданские. Однако, видимо, более логичным является подразделение , в котором БПЛА подразделяются вначале по укрупненным сферам использования, а именно – для научных целей и для прикладных целей; последние же подразделяются на БПЛА для военного и гражданского применения (рис. 1.79).

В научной сфере БПЛА используются для получения новых знаний, причем не имеет значения то, из какой области эти знания и где они потом будут применены. Это могут быть испытания новой техники (в т.ч. новых принципов полета) или наблюдения за природными явлениями.

Рис. 1.79. Укрупненное представление сфер применения БПЛА

Прикладная же область использования БПЛА представляет собой два основных направления – военное и гражданское.

Военные БПЛА по функциональному назначению можно классифицировать следующим образом :

– наблюдательные (могут использоваться, в частности, для корректировки огня на поле боя);

– разведывательные;

– ударные (для ударов по наземным целям посредством ракетного вооружения;

– разведывательно-ударные;

– бомбардировочные;

– истребительные (для уничтожения воздушных целей);

– радиотрансляционные;

– БПЛА РЭБ (для целей радиоэлектронной борьбы);

– транспортные;

– БПЛА-мишени;

– БПЛА-имитаторы цели;

– многоцелевые БПЛА.

Гражданская область применения БПЛА весьма обширна. Отрасли и потребители услуг, предоставляемых с помощью БПЛА, также самые разные: от сельского хозяйства и строительства до нефтегазового сектора и сектора безопасности, а также научные организации, рекламные компании, средства массовой информации и отдельные граждане. Для систематизации обзора всего многообразия назначений гражданских БПЛА условно выделим 5 укрупненных групп, сформированных по критерию выполняемых функций (группы перечислены в порядке убывания частоты применения на сегодняшний день).

1. Мониторинг и подобные задачи.

Сюда входят все задачи, связанные с наблюдением за различными объектами, сбор измерительной и другой информации. Перечислим известные применения из этой группы:

– видеонаблюдение с целью охраны различных объектов;

– мониторинг лесных массивов службой лесоохраны;

– патрулирование заданных зон полицией;

– наблюдение за движением на железных и шоссейных дорогах, контроль судоходства;

– наблюдение за посевами фермерами и предприятиями сельского хозяйства;

– контроль рыбного промысла;

– картографирование земной поверхности;

– разведка и составление планов помещений с помощью малых БПЛА внутри разрушенных или опасных зданий;

– поиск полезных ископаемых с помощью специальных средств зондирования;

– мониторинг нефтегазовых объектов, особенно трубопроводов;

– инспектирование строек;

– видеофотосъемка труднодоступных промышленных объектов (линий электропередач, опор мостов, дымовых труб, ветрогенераторов, антенн и т.д.);

– радиационная и химическая разведка на опасных территориях;

– метеорологические наблюдения;

– экологический мониторинг атмосферы и поверхности водоемов;

– мониторинг опасных природных явлений (паводков, извержений вулканов, лавиноопасных горных районов и др.);

– оценка результатов стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

– наблюдение за дикими животными в заповедниках.

Эта группа применений БПЛА в настоящее время быстро расширяется благодаря деятельности многочисленных фирм и отдельных энтузиастов. Сюда можно отнести следующее:

– видео- и фотосъемка объектов архитектуры, природы, бизнеса, а также массовых мероприятий с целью презентации или рекламы;

– использование БПЛА в качестве носителей рекламы (например, на поверхности дирижабля);

– использование малых БПЛА в учебных целях в школах и вузах;

– авиамоделизм и авиаконструирование для многочисленных любителей;

– использование малых БПЛА в качестве арт-объекта или объекта развлечения.

3. Доставка грузов и подобные задачи.

Специфика этой группы применений позволяет называть используемые таким образом БПЛА воздушными роботами. Сюда, в частности, можно включить такие применения БПЛА как:

– доставка почты;

– доставка инструмента, комплектующих и материалов на строительные объекты;

– монтаж различных конструкций;

– выполнение или обеспечение ремонтных работ на труднодоступных объектах;

– распыление химикатов и внесение удобрений на полях;

– прокладка кабеля в опасных зонах;

– доставка продуктов, горючего, запчастей, источников питания и т.д. в труднодоступные районы для обеспечения альпинистов, туристов, экспедиций;

– сброс маркеров (световых, радиоизлучающих) для обозначения каких-либо объектов;

– доставка медикаментов и медоборудования для пострадавших в зоны аварий и катастроф;

– эвакуация пострадавших из зоны бедствия;

– эвакуация дорогостоящих материальных ценностей из опасных зон;

– доставка спасательных средств терпящим бедствие на воде;

– сброс взрывных устройств в горах для организации превентивного схода лавин;

– дозаправка или подзарядка автономно работающих труднодоступных устройств (буев, маяков, метеостанций, ретрансляционных станций и т.д.).

4. Ретрансляция сигналов и подобные задачи.

Сюда входят следующие применения (реализуемые обычно с помощью БПЛА вертолетного или аэростатического типов):

– ретрансляция радиосигналов с целью увеличения дальности действия каналов связи;

– использование БПЛА в качестве носителей осветительного оборудования;

– установка на борту громкоговорителей для воспроизведения звука: команд, музыки и т.п.;

– использование БПЛА в качестве площадки для генерации или отражения лазерного луча.

5. Управление поведением живых объектов.

Эти пока немногочисленные и довольно экзотические применения сводятся к следующему:

– использование БПЛА в качестве "пастуха": управление передвижением табунов лошадей, отар овец и т.д.;

– отпугивание стай птиц от аэродромов.

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

22. По функциональному назначению инвентарные предохранительные ограждения подразделяются на: a. Ограждения защитные, ограждения страховочные, ограждения сигнальные.b. Ограждения внутренние, ограждения наружные.c. Ограждения опорные, ограждения

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

Из книги Большой справочник по массажу автора Васичкин Владимир Иванович

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Робот-вертолет БПЛА Российская компания KVAND разработала малогабаритный беспилотный робот-вертолет. Он может применяться для исследования местности, проводить слежение за газо– и нефтепроводами, вести поисковые работы. Он способен развивать свою скорость до 150 км/ч

Из книги Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние автора Фетисов Владимир Станиславович

1.2.2. Классификация БПЛА по принципу полета По этому критерию все БПЛА можно разделить на 5 групп (первые 4 группы относятся к аппаратам аэродинамического типа):1) БПЛА с жестким крылом (БПЛА самолетного типа);2) БПЛА с гибким крылом;3) БПЛА с вращающимся крылом (БПЛА

Из книги 40-мм ручной противопехотный гранатомет 6Г30 автора МО РФ

1.2.2.1. БПЛА самолетного типа Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с жестким крылом (англ.: fixed-wing UAV). Подъемная сила у этих аппаратов создается аэродинамическим способом за счет напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило,

Из книги автора

1.2.2.2. БПЛА с гибким крылом Это дешевые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жесткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого

Из книги автора

1.2.2.3. БПЛА вертолетного типа Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с вращающимся крылом (англ.: rotary-wing UAV, rotorcraft UAV, helicopter UAV). Часто их называют также VTOL UAV (Vertical Take-off and Landing UAV) – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. Последнее не совсем корректно, так как в общем случае

Из книги автора

1.2.2.4. БПЛА с машущим крылом БПЛА с машущим крылом (flapping-wing UAV) основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полете летающими живыми объектами – птицами и насекомыми.Хотя в этом классе БПЛА пока нет серийно выпускаемых аппаратов и практического

Из книги автора

1.2.2.5. БПЛА аэростатического типа БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в

Из книги автора

1.2.3. Классификация БПЛА по летным параметрам3.3. Перспективные российские БПЛА (по материалам )На российском рынке достаточно широко представлены БПЛА малого радиуса действия, предназначенные для полетов на небольших высотах. Разработкой подобных аппаратов занимается несколько компаний, они используются

Из книги автора

2 Использование по назначению 2.1 Указание мер безопасностиЗАПРЕЩАЕТСЯ:- ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ КРЫШКУ С РУКОЯТКОЙ ПРИ УСТА-НОВЛЕННОМ ПЕРЕВОДЧИКЕ В ПОЛОЖЕНИИ "ОГ";- СТРЕЛЬБА ИЗ ГРАНАТОМЕТА, ЕСЛИ ПРИКЛАД НЕ ПОСТАВЛЕН В БОЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И НЕ ЗАФИКСИРОВАН;- СТРЕЛЬБА ИЗ

Современные технологии в области обнаружения и развития пожаров на сегодняшний день развиваются очень стремительно. Новейшие разработки могут удивить не только своим внешним видом, к примеру в области тушения и ликвидации последствий стихийных бедствий на сегодняшний день применяют роботизированную технику.

В нашей статье мы расскажем Вам о еще одной принципиально новой технологии которая активно внедряется и используется в современном мире.

Методический план конспект по кнопке СКАЧАТЬ

Беспилотная авиация может найти широкое применение для решения специальных задач, когда использование пилотируемой авиации невозможно или экономически невыгодно:

  • осмотр труднодоступных участков границы,
  • наблюдение за различными участками суши и водной поверхности,
  • определение последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • выявление очагов , выполнение поисковых и других работ.

Применение БПЛА позволяет дистанционно, без участия человека и без подвергания его опасности, проводить мониторинг ситуации на достаточно больших территориях в труднодоступных районах при относительной дешевизне.

Типы

По принципу полета все БПЛА можно разделить на 5 групп (первые 4 группы относятся к аппаратам аэродинамического типа):

  • с жестким крылом (БПЛА самолетного типа);
  • с гибким крылом;
  • с вращающимся крылом (БПЛА вертолетного типа);
  • с машущим крылом;
  • аэростатические.

Кроме БПЛА перечисленных пяти групп существуют также различные гибридные подклассы аппаратов, которые по их принципу полета трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп. Особенно много таких БПЛА, которые совмещают качества аппаратов самолетного и вертолетного типов.

С жестким крылом (самолетного типа)

Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с жестким крылом. Подъемная сила данных аппаратов создается аэродинамическим способом за счет напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большой длительностью полета, большой максимальной высотой полета и высокой скоростью.

Существует большое разнообразие подтипов БПЛА самолетного типа, различающихся по форме крыла и фюзеляжа. Практически все схемы компоновки самолета и типы фюзеляжей, которые встречаются в пилотируемой авиации, применимы и в беспилотной.

С гибким крылом

Это дешевые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жесткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом.

Беспилотный моторизованный параплан – аппарат на основе управляемого парашюта-крыла, снабжённый мототележкой с воздушным винтом для автономного разбега и самостоятельного полёта. Крыло обычно имеет форму прямоугольника или эллипса. Крыло может быть мягким, иметь жесткий или надувной каркас. Недостатком беспилотных моторизованных парапланов является трудность управления ими, так как навигационные датчики не имеют жесткой связи с крылом. Ограничение на их применение оказывает также очевидная зависимость от погодных условий.

С вращающимся крылом (вертолетного типа)

Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с вращающимся крылом. Часто их называют также – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. Последнее не совсем корректно, так как в общем случае вертикальный взлет и посадку могут иметь и БПЛА с неподвижным.

Подъемная сила у аппаратов этого типа также создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолетного типа являются способность зависания в точке и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

С машущим крылом

БПЛА с машущим крылом основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полете летающими живыми объектами – птицами и насекомыми. Хотя в этом классе БПЛА пока нет серийно выпускаемых аппаратов и практического применения они пока не имеют, во всем мире проводятся интенсивные исследования в этой области. В последние годы появилось большое количество разных интересных концептов малых БПЛА с машущим крылом.

Главные преимущества, которые имеют птицы и летающие насекомые перед существующими типами летательных аппаратов – это их энергоэффективность и маневренность. Аппараты, основанные на имитации движений птиц, получили название орнитоптеров, а аппараты, в которых копируются движения летающих насекомых – энтомоптерами.

Аэростатические

БПЛА аэростатического типа– это особый класс БПЛА, в котором подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями.

Дирижабль – Л А легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и системы управления ориентацией. По конструкции дирижабли подразделяются на три основных типа: мягкий, полужёсткий и жёсткий. В дирижаблях мягкого и полужёсткого типа оболочка для несущего газа мягкая, которая приобретает требуемую форму только после закачки в неё несущего газа под определённым давлением.

В дирижаблях мягкого типа неизменяемость внешней формы достигается избыточным давлением несущего газа, постоянно поддерживаемым баллонетами – мягкими ёмкостями, расположенными внутри оболочки, в которые нагнетается воздух. Баллонеты, кроме того, служат для регулирования подъемной силы и управления углом тангажа (дифференцированная откачка/закачка воздуха в баллонеты приводит к изменению центра тяжести аппарата).

Дирижабли полужёсткого типа отличаются наличием в нижней части оболочки жесткой (в большинстве случаев на всю длину оболочки) фермы. В жёстких дирижаблях неизменяемость внешней формы обеспечивается жестким каркасом, обтянутым тканью, а газ находится внутри жёсткого каркаса в баллонах из газонепроницаемой материи. Жесткие дирижабли в беспилотном исполнении пока практически не применяются.

Классификация

Некоторые классы зарубежной классификации отсутствуют в РФ, лёгкие БПЛА в России имеют значительно большую дальность и т. д. Согласно российской классификации, которая ориентирована преимущественно пока только на военное назначение аппаратов.

БПЛА можно систематизировать следующим образом:

  1. Микро– и мини–БПЛА ближнего радиуса действия – взлётная масса до 5 кг, дальность действия до 25-40 км;
  2. Лёгкие БПЛА малого радиуса действия – взлётная масса 5-50 кг, дальность действия 10-70 км;
  3. Лёгкие БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса 50-100 кг, дальность действия 70-150 (250) км;
  4. Средние БПЛА – взлётная масса 100-300 кг, дальность действия 150-1000 км;
  5. Средне-тяжёлые БПЛА – взлётная масса 300-500 кг, дальность действия 70-300 км;
  6. Тяжёлые БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса более 500 кг, дальность действия 70-300 км;
  7. Тяжёлые БПЛА большой продолжительности полёта – взлётная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км;
  8. Беспилотные боевые самолёты – взлётная масса более 500 кг, дальностью около 1500 км.

Применяемые БПЛА

Гранад ВА-1000

ZALA 421-16E

Для технического оснащения МЧС России беспилотными летательными аппаратами, российскими предприятиями разработано несколько вариантов, рассмотрим некоторые из них:

Это беспилотный самолет большой дальности (рис. 1.) с системой автоматического управления (автопилот), навигационной системой с инерциальной коррекцией (GPS/ГЛОНАСС), встроенной цифровой системой телеметрии, навигационными огнями, встроенным трехосевым магнитометром, модулем удержания и активного сопровождения цели («Модуль AC»), цифровым встроенным фотоаппаратом, цифровым широкополосным видеопередатчиком C-OFDM-модуляции, радиомодемом с приемником спутниковой навигационной системы (СНС) «Диагональ ВОЗДУХ» с возможностью работы без сигнала СНС (радиодальномер) системой самодиагностики, датчиком влажности, датчиком температуры, датчиком тока, датчиком температуры двигательной установки, отцепом парашюта, воздушным амортизатором для защиты целевой нагрузки при посадке и поисковым передатчиком.

Данный комплекс предназначен для ведения воздушного наблюдения в любое время суток на удалении до 50 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. Беспилотный самолет успешно решает задачи по обеспечению безопасности и контролю стратегически важных объектов, позволяет определять координаты цели и оперативно принимать решения по корректировке действий наземных служб. Благодаря встроенному «Модулю АС» БПЛА в автоматическом режиме ведет наблюдение за статичными и подвижными объектами. При отсутствии сигнала СНС – БПЛА автономно продолжит выполнение задания.

Рис. 1. БПЛА ZALA 421-16E

ZALA 421-08M

Выполнен по схеме «летающее крыло» – это беспилотный самолет тактической дальности с автопилотом, имеет подобный набор функций и модулей, что и ZALA 421-16E. Данный комплекс предназначен для оперативной разведки местности на удалении до 15 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. БПЛА ZALA 421-08M выгодно отличается сверхнадежностью, удобством эксплуатации, низкой акустической, визуальной заметностью и лучшими в своем классе целевыми нагрузками.

Данный летательный аппарат не требует специально подготовленной взлетно-посадочной площадки благодаря тому, что взлет совершается за счет эластичной катапульты, осуществляет воздушную разведку при различных метеоусловиях в любое время суток.

Транспортировка комплекса с БЛА ZALA 421-08M к месту эксплуатации может быть осуществлена одним человеком. Легкость аппарата позволяет (при соответствующей подготовке) производить запуск «с рук», без использования катапульты, что делает его незаменимым при решении задач. Встроенный «Модуль АС» позволяет беспилотному самолету в автоматическом режиме вести наблюдение за статичными и подвижными объектами, как на суше, так и на воде.

Рис. 2. БПЛА ZALA 421-08M

ZALA 421-22

Это беспилотный вертолет с восемью несущими винтами, средней дальности действия, со встроенной системой автопилота (рис. 3). Конструкция аппарата складная, выполнена из композитных материалов, что обеспечивает удобство доставки комплекса к месту эксплуатации любым транспортным средством.

Данный аппарат не требует специально подготовленной взлетно- посадочной площадки из-за вертикально-автоматического запуска и посадки, что делает его незаменимым при проведении воздушной разведки в труднодоступных районах.

Успешно применяется для выполнения операций в любое время суток: для поиска и обнаружения объектов, обеспечения безопасности периметров в радиусе до 5 км. Благодаря встроенному «Модулю АС» аппарат в автоматическом режиме ведет наблюдение за статичными и подвижными объектами.

Рис. 3. БПЛА ZALA 421-22

Представляет собой следующее поколение квадрокоптеров DJI. Он способен записывать видео 4K и передавать видеосигнал высокой четкости прямо из коробки. Камера интегрирована в подвес, для максимальной стабильности и весовой эффективности при минимальном размере. При отсутствии GPS сигнала, технология Визуального позиционирования обеспечивает точность зависания.

Функции Phantom 3 Professional

Камера и подвес: Phantom 3 Professional вы снимает 4K видео с частотой до 30 кадров в секунду и делает 12 мегапиксельные фотографии, которые выглядят четче и чище, чем когда-либо. Улучшенный сенсор камеры дает вам большую ясность, низкий уровень шума, и лучшие снимки, чем любая предыдущая летающая камера.

HD Видео Линк: Низкая задержка, HD передача видео, основана на системе DJI Lightbridge.

DJI Intelligent Flight Battery: 4480 mAh DJI Intelligent Flight Battery имеет новые элементы и использует интеллектуальную систему управления батареями.

Полетный контроллер: Полетный контроллер следующего поколения, обеспечивает более надежную работу. Новый самописец сохраняет данные каждого полета, а визуальное позиционирование позволяет при отсутствии GPS точно зависать в одной точке.

ТТХ Phantom 3 Professional

БАС Фантом-3
Вес (с батареей и винтами) 1280 г.
Максимальная скорость набора высоты 5 м/с
Максимальная скорость снижения 3 м/с
Максимальная скорость 16 м/с (при режиме ATTI в безветренную погоду)
Максимальная высота полета 6000 м
Максимальное время полета Приблизительно 23 минуты
Рабочий диапазон температур От – 10° до 40° С
Режим GPS GPS/GLONASS
Подвес
Охват Угол наклона: от – 90° до + 30°
Визуальное позиционирование
Диапазон скоростей < 8 м/с (на высоте 2 метра над землей)
Диапазон высот 30-300 см.
Рабочий диапазон 30-300 см.
Рабочие условия Ярко освещенные (> 15 люкс) поверхности с контурами
Камера
Оптика EXMOR 1/2.3”

Эффективные пиксели: 12,4 млн. (всего пикселей: 12,76 млн.)

Объектив

Угол обзора 94° 20 мм

(эквивалент формата 35 мм) f/2,8

Регулировка ISO 100-3200 (видео) 100-1600 (фото)
Выдержка электронного затвора 8 с. – 1/8000 с.
Максимальный размер изображения 4000×3000
Режимы фотосъемки

Покадровая

Серийная съемка: 3/5/7 кадров

Автоматический экспобрекетинг (АЭБ)

брекетинг кадра 3/5 при вилке 0,7EV

Замедленная съемка

Поддерживаемые форматы карт SD

Максимальная емкость 64 Гб. Требуемый класс скорости: 10 или UHS-1

Режимы видеосъемки

FHD: 1920×1080p 24/25/30/48/50/60 fps

HD: 1280×720p 24/25/30/48/50/60 fps

Максимальная скорость сохранения видео 60 Мб/с
Поддерживаемые форматы файлов

Видео: MP4/MOV (MPEG-4 AVC/H.246)

Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Пульт дистанционного управления
Рабочая частота 2,400 ГГц – 2,483 ГГц
Дальность передачи 2000 м (вне помещений без наличия препятствий)
Порт вывода видео USB
Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Батарея 6000 мАч, литий-полимерная 2S
Держатель мобильного устройства Под планшеты и смартфоны
Мощность передатчика (EIRP) ФКС: 20 дБМ; СЕ: 16 дБм
Рабочее напряжение 1,2 А при 7,4 В
Зарядное устройство
Напряжение 17,4 В
Номинальная мощность 57 Вт
Батарея Intelligent Flight (PH3 – 4480 мАч – 15,2 В)
Емкость 4480 мАч
Напряжение 15,2 В
Тип батареи Литий-полимерная 4S
Полный заряд 68 Вт*ч
Вес нетто 365 г
Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Максимальная мощность зарядки 100 Вт

Функции Inspire 1

Камера и подвес: Запись видео до 4K и фотографии 12-мегапикселей. Присутствует место для установки нейтральных (ND) фильтров для лучшего контроля экспозиции. Новый механизм подвеса, позволяет быстро снять камеру.

HD Видео Линк: Низкая задержка, HD передача видео, это усовершенствованная версия системы DJI Lightbridge. Также существует возможность управление с двух пультов ДУ.

Шасси: Убирающиеся шасси, позволяют камере беспрепятственно делать панорамы.

Аккумулятор DJI Intelligent Flight Battery: 4500 мАч использует интеллектуальную систему управления батареями.

Полетный контроллер: Полетный контроллер следующего поколения, обеспечивает более надежную работу. Новый самописец сохраняет данные каждого полета, и визуальное позиционирование, позволяет при отсутствии GPS точно зависать в одной точке.

Рис. 5. БПЛА Inspire 1

Все характеристики перечисленных выше БПЛА представлены в таблице 1 (кроме Phantom 3 Professional и Inspire 1 так как указаны в тексте)

Обучение на операторов беспилотных летательных аппаратов

ТТХ Inspire 1

БПЛА ZALA 421-16E ZALA 421-16ЕМ ZALA 421-08М ZALA 421-08Ф ZALA 421-16 ZALA 421-04М
Размах крыла БПЛА, мм 2815 1810 810 425 1680 1615
Продолжительность полета, ч(мин) >4 2,5 (80) (80) 4-8 1,5
Длина БПЛА, мм 1020 900 425 635
Скорость, км/ч 65-110 65-110 65-130 65-120 130-200 65-100
Максимальная высота полета, м 3600 3600 3600 3000 3000
Масса целевой нагрузки, кг(г) До 1,5 До 1 (300) (300) До 1

Преимущества

Можно выделить следующие:

  • осуществляют полеты при различных погодных условиях, сложных помехах (порыв ветра, восходящий или нисходящий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму, при среднем и сильном тумане, сильном ливне);
  • проводят воздушный мониторинг в труднодоступных и удаленных районах;
  • являются безопасным источником достоверной информации, надежное обследование объекта или подозреваемой территории, с которой исходит угроза;
  • позволяют предотвращать ЧС при регулярном наблюдении;
  • обнаруживают (лесные пожары, ) на ранних стадиях;
  • исключают риск для жизни и здоровья человека.

Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач:

  • беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров;
  • мониторинг и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе;
  • инженерная разведка районов наводнений, и других стихийных бедствий;
  • обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек;
  • мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов;
  • экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии;
  • определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов.

Мониторинг осуществляется днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях. Наряду с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами.

Во время полета, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом автоматически осуществляется посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:

  • приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения беспилотного летательного аппарата;
  • система датчиков, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости;
  • различные виды антенн.

Бортовая система связи функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

Решаемые задачи

Можно классифицировать на четыре основные группы:

  • обнаружение ЧС;
  • участие в ликвидации ЧС;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба от ЧС.

В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.

При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Дополнительный материал по кнопке СКАЧАТЬ

Проект классификации

В настоящее время в России не существует общепринятой классификации беспилотных летательных аппаратов (БЛА). В преддверии выставки "Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS - TECH 2009" в дополнение к ранее опубликованному Справочнику БЛА сайт сайт совместно с порталом UAV.RU предлагает вашему вниманию современную классификацию БЛА самолетного типа, разработанную на основе подходов организации UAV International, но с учетом специфики и ситуации именно отечественного рынка. Ранее опубликованный справочник был составлен исключительно с учетом их полетной массы, а данная классификация оперирует массой и дальностью действия.

Классифицировать имеющихся на данный момент на отечественном рынке образцы БЛА, используя категории ассоциации беспилотных систем UVS International не удается. Например, отечественные легкие БЛА при малой массе имеют значительно большую дальность, либо в зависимости от модификации обладают широким диапазоном характеристик, как по массе, так и по дальности. В UVS International рассмотрены и категории (классы) БЛА, отсутствующие в России.

Предлагаемая классификация включает следующие категории (классы):

Микро- и мини-БЛА ближнего радиуса действия

Взлетная масса до 5 кг, дальность действия до 25…40 км

Легкие БЛА малого радиуса действия

Взлетная масса 5…50 кг, дальность действия 10…70 км

Легкие БЛА среднего радиуса действия

Взлетная масса 50…100 кг., дальность действия 70…150 (250) км

Средние БЛА

Взлетная масса 100…300 кг., дальность действия 150…1000 км

Средне-тяжелые БЛА

Взлетная масса 300…500 кг., дальность действия 70…300 км

Тяжелые БЛА среднего радиуса действия

Взлетная масса более 500 кг, дальность действия 70…300 км

Тяжелые БЛА большой продолжительности полета

Взлетная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км

Беспилотные боевые самолеты (ББС)

Взлетная масса более 500 кг, дальностью около 1500 км.

Микро- и мини-БЛА ближнего радиуса действия. Класс миниатюрных сверхлегких и легких аппаратов и комплексов на их основе с взлетной массой до 5 кг начал появляться в России относительно недавно, но уже довольно широко представлен. БЛА предназначены для индивидуального оперативного использования на коротких дальностях на удалении до 25…40 км. Они просты в эксплуатации и транспортировке, выполняются складными и позиционируются как «носимые», запуск осуществляется, как правило, с руки. Сюда относятся: ZALA 421-11, ZALA 421-08, ZALA 421-12, Т23 «Элерон», Т25, «Элерон-3», «Гамаюн-3», «Иркут-2М», «Истра-10», «БРАТ», «Локон», Инспектор 101, Инспектор 201, Инспектор 301 и др.

Легкие БЛА малого радиуса действия. К классу легких БЛА малого радиуса действия относятся несколько более крупные аппараты - в массовом диапазоне от 5 до 50 кг. Дальность их действия - в пределах 10 – 70 км. Среди них: «ГрАНТ», ZALA 421-04, Т10, «Элерон-10», «Гамаюн-10», «Иркут-10», Т92 «Лотос», Т90 (Т90-11), Т21, Т24, «Типчак» БЛА-05, БЛА-07, БЛА-08.

Легкие БЛА среднего радиуса действия. Ряд отечественных образцов можно отнести к классу легких БЛА среднего радиуса действия. Их масса находится в пределах 50 - 100 кг. К ним относится: Т92М «Чибис», ZALA 421-09, «Дозор-2», «Дозор-4», «Пчела-1Т»

Средние БЛА. Взлетная масса средних БЛА лежит в диапазоне от 100 до 300 кг. Они предназначены для применения на дальностях 150 – 1000 км. В этом классе: М850 «Астра», «Бином», Ла-225 «Комар», Т04, Е22М «Берта», «Беркут», «Иркут-200».

Средние-тяжелые БЛА. Этот класс БЛА имеют схожую с БЛА предыдущего класса дальность применения, но обладают несколько большей взлетной массой – от 300 до 500 кг. К этому классу следует отнести: «Колибри», «Данэм», «Дань-Барук», «Аист» («Юлия»),
«Дозор-3».

Тяжелые БЛА среднего радиуса действия. Данный класс включает БЛА полетной массой от 500 и более, предназначенные для применения на средних дальностях 70 – 300 км. В классе «тяжелых» следующие: Ту-243 «Рейс-Д», Ту-300, «Иркут-850», «Нарт» (А-03).

Тяжелые БЛА большой продолжительности полета. Достаточно востребованная за рубежом категория беспилотных аппаратов большой продолжительности полета, к которой относятся американские БЛА Predator, Reaper, Global Hawk, израильские БЛА Heron, Heron TP. В РФ образцы практически отсутствуют: «Зонд-3M», «Зонд-2», "Зонд-1", "Беспилотные авиационные системы Сухого («БасС»), в рамках которой создается Роботизированный авиационный комплекс (РАК).

Беспилотные боевые самолеты (ББС). В настоящее время в мире активно ведутся работы по созданию перспективных БЛА, имеющих возможность нести на борту оружие и предназначенных для ударов по наземным и надводным стационарным и подвижным целям в условиях сильного противодействия сил ПВО противника. Они характеризуются дальностью действия около 1500 км и массой от 1500 кг. На сегодняшний день в России в классе ББС представлено два проекта: «Прорыв-У», «Скат».

Альтернативная классификация UAV International

В специальном выпуске ассоциации беспилотных систем UVS International (ведущей международной неправительственной организации, формирующей концепции сертификации, стандартизации и регулирования полетов беспилотной техники), распространенном в ходе выставки "Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS - TECH 2009", российские БЛА впервые были "измерены западным аршином и поняты западным умом".

Согласно классификации UVS International все БЛА делятся на тактические БЛА с подуровнями по дальности и высотности действия, а также на стратегические и специальные БЛА. Деление на БЛА самолетного, вертолетного (БЛА ВТ) и иного типов не предусматривается.

Тактические включают: "нано-БЛА" (Nano) с дальностью менее 1 км и массой менее 0.025 кг; «микро-БЛА» (μ) с дальностью действия до 10 км (максимальная взлетная масса – до 5 кг; «мини-БЛА» (Mini) - до 10 км (менее 20-150 кг); «БЛА ближнего радиуса действия» (CR, Close Range ) – 10–30 км (25-150 кг); «БЛА малого радиуса действия» (SR, Short Range) – 30–70 км (50-250 кг); «БЛА среднего радиуса действия» (MR, Medium Range) – 70–200 км (150-500 кг); «БЛА среднего радиуса действия продолжительного полета» (MRE, Medium Range Endurance) – более 500 км (500-1500 кг); «маловысотные глубокого проникновения» (LADP, Low Altitude Deep Penetration) – более 250 км (250-2500 кг); «маловысотные большой продолжительности полета» (LALE, Low Altitude Long Endurance) - более 500 км (15-25 кг); «средневысотные БЛА большой продолжительности полета» (MALE, Medium Altitude Long Endurance) – более 500 км (1000-1500 кг).

Стратегические включают «высотные БЛА большой продолжительности полета» (HALE, High Altitude Long Endurance) – более 2000 км (2500-5000 кг).

В категории специальных выделяются «боевые БЛА» (UCAV, Unmanned Combat Aerial Vehicle) с дальностью около 1500 км (боле 1000 кг). Кроме того есть т.н. Lethal (LETH) , Decoy (DEC) и Stratospheric (STRATO) .

A-Level Aerosystems

ZALA 421-01

01-Micro

A-Level Aerosystems

ZALA 421-02

03-CR

A-Level Aerosystems

ZALA 421-03

02-Mini

A-Level Aerosystems

ZALA 421-04 electric

02-Mini

A-Level Aerosystems

ZALA 421-04 thermic

02-Mini

A-Level Aerosystems

ZALA 421-06

02-Mini

A-Level Aerosystems

ZALA 421-08

01-Micro

A-Level Aerosystems

ZALA 421-09

03-CR

A-Level Aerosystems

ZALA 421-12

01-Micro

Design Bureau Lutch

Tipchak

04-SR

Enics Research Center

E90 (R90 system)

05-MR

Enics Research Center

Eleron

02-Mini

Irkut

lrkut-10

03-CR

Irkut

lrkut-20

03-CR

Irkut

lrkut-2F

02-Mini

Irkut

lrkut-2T

02-Mini

Irkut

lrkut-2M

02-Mini

lrkut-60

03-CR

Irkut & Aeronautics, Israel (airframe)

lrkut-200

05-MR

Irkut & Stemme, Germany (airframe)

lrkut-850

05-MR

Kamov

Ka-117

05-MR

Kamov

Ka-137

02-Mini

Kamov

Ka-226

00-MR

Kamov

Ka-37

04-SR

Kamov

Ka-37C

04-SR

KB Lutch

X01

03-CR

KB Lutch

X02

02-Mini

MiG

Skat

11-UCAV

Mil

Mi-34BP1

04-SR

Mil

Mi-34BP2

04-SR

Nil Kulon

BLA-06

05-MR

Nil Kulon

BLA-07

03-CR

Nil Kulon

Filin

07-LADP

Nil Kulon

Mokit (Yula)

05-MR

Radio MMS

02-Mini

Sokol Experimental Design Bureau

Dan-Baruk

05-MR

Sukhoi

Zond-1

10-HALE

Sukhoi

Zond-2

10-HALE

Sukhoi

Zond-3

09-MALE

Tranzas

Dozor 2

03-CR

Tupolev

Berkut

05-MR

Tupolev

Tu-143

07-LADP

Tupolev

Tu-243 Reys

07-LADP

Tupolev

Tu-300 Korshun

07-LADP

Vega Radio Construction Company

Tipchak

Yakovlev

Albatros

02-Mini

Yakovlev

Expert

02-Mini

Yakovlev

Klest

04-SR

Yakovlev

Pchela-1T

04-SR

Yakovlev

Proryv

11-UCAV

Yakovlev

Proryv-R

11-UCAV

Yakovlev

Strekoza

04-SR

Yakovlev

Voron

07-LADP