Почему внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе. Государственный внебюджетный фонд. Государственный фонд занятости населения РФ

2.Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

3.Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

    социальная защита населения;

    повышение жизненного уровня населения;

    сохранение и улучшение здоровья населения;

    социальная ориентация безработного населения;

    оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей :

Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Итак, государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходыформируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

    Пенсионный фонд РФ;

    Фонд социального страхования;

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете .

Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

1)Один путь- это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение,

2)другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет

    обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические , к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды.

Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения , целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов , образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют :

Министерство науки и технологий РФ - Российский фонд технологического развития;

Федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;

Другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

Организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

Предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;

Предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

Связи между внебюджетными фондами.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают финансовые связи :

1)односторонние,

2) двусторонние

3) и многосторонние

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 1) социальное обеспечение по возрасту; 2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; 3) социальное обеспечение в случае безработицы; 4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются с 01 января 2001 года: 1. Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); 3. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – Федеральный фонд (ФФОМС) и Территориальные фонды (ТФОМС) по субъектам РФ.

Каждый социальный внебюджетный фонд имеет законодательно утвержденный бюджет, имеет установленные доходы и расходы. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-L Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России - второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления.

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; средства ФСС РФ; свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ; средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств ПФ РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

В данный момент в РФ проходит пенсионная реформа, которая предусматривает переход от распределительной системы социального обеспечения к системе накопительного финансирования пенсий. Пенсионная реформа в первую очередь ориентирована на лиц 1967 года рождения и моложе. Длительное время в РФ действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. Пенсионная реформа в РФ стартовала с 01.01.2002 г. и в настоящий момент в стране действует смешанная система пенсионного обеспечения, но постепенно в ходе реформы РФ перейдет к накопительной системе, при которой роль Пенсионного фонда в финансовой системе государства будет иной. При распределительной системе денежные средства от работающего населения перераспределялись посредством ПФ РФ в пользу неработающего населения, а при накопительной системе каждый работающий зависит в первую очередь от средств, накопленных в течение своей трудовой жизни.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда,

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг. Это второй по значению внебюджетный социальный фонд РФ. Фонд создан в соответствии с указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. ФСС обеспечивает граждан РФ социальными гарантиями, на случай наступления страховых рисков, предусмотренных законодательством РФ. Видами социальных страховых рисков финансируемых ФСС РФ являются : 1. временная нетрудоспособность; 2. трудовое увечье и профессиональное заболевание; 3. материнство; 4. инвалидность; 5. потеря кормильца; 6. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Основные задачи Фонда : обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. ФСС РФ, как и ПФ РФ, является автономным и строго целевым. ФСС существует для решения социальных проблем при наступлении тех или иных страховых рисков у граждан. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособий на погребение, пособий по беременности и родам, пособий при рождении ре­бенка и других. Пособие по временной трудоспособности выплачивается ФСС РФ с 01.01.2005 г. не в полном объеме, а за исключением первых двух дней больничного листа, поскольку первые два дня больничного листа оплачиваются работодателями за счет собственных средств.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ – это централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования. ФОМС РФ занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

ФОМС подразделяются на Федеральный и Территориальный фонды:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 нюня 1991 г. ФФОМС – реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредитным учреждением. ФФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - создаются в соответствии с законами субъектов РФ. ТФОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. ТФОМС являются юридическими лицами, подотчетными соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств программ обязательного медицинского страхования. ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) – органы государственной власти всех уровней; для работающего населения – работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи, в рамках ОМС, является страховой полис. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». «Гарантированный объем» – это как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО – это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

В соответствии с БК РФ внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы РФ наряду с бюджетами различных уровней. Они формируются и используются для исполнения расходных обязательств РФ по реализации конституционных прав граждан:

  • o на социальное обеспечение по возрасту;
  • o социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • o охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

  • o запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • o денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • o формируются в основном за счет страховых тарифов (взносов) работодателей;
  • o отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются соответствующими законодательными актами;
  • o денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • o расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда) в соответствии с утвержденными бюджетами фондов, исключительно на цели определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского);
  • o из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • o ПФР;
  • o ФСС РФ;
  • o ФФОМС.

К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды в лице органов управления разрабатывают свои бюджеты, которые по представлению Правительства РФ принимаются Государственной Думой РФ в форме федеральных законов, не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов рассматриваются и принимаются Государственной Думой РФ в трех чтениях.

Принятые Государственной Думой РФ федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период передаются на рассмотрение Совету Федерации. После их одобрения Советом Федерации они передаются на подпись Президенту РФ и после подписания приобретают статус федеральных законов.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Основным налоговым источником для формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ с 2001 г. являлся единый социальный налог (ЕСН), ставка которого была равна 26% от фонда оплаты труда работодателя. С 1 января 2010 г. данный налог был заменен страховыми взносами в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. Основная ставка страховых взносов в 2011 г. составляла 34%, а с 1 января 2012 г. была снижена до 30%. Взносы для основной массы плательщиков распределяются между фондами следующим образом:

  • o ПФР - 22%;
  • o ФСС РФ - 2,9%;
  • o ФФОМС - 5,1% .

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются1. Плательщиками страховых взносов являются работодатели. Ставки социальных платежей представлены в табл. 2.8.

Таблица 2.8.

С 2012 г. в России начала действовать прогрессивная шкала по страховым взносам. С зарплат, превышающих 42,7 тыс. руб. в месяц, будут взиматься дополнительные 10%. Зато эффективные ставки по страховым взносам будут снижены на 4% для всех плательщиков взносов и на 6% - для представителей малого и среднего бизнеса. Это временная мера, которая будет действовать всего два года.

Рассмотрим государственные внебюджетные фонды РФ более подробно.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. В основные задачи ПФР входят:

  • o целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  • o организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • o капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • o контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • o межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства ПФР формируются за счет следующих неналоговых и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы, в том числе:
    • - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
    • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР,
    • - взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР,
    • - доходы от размещения средств ПФР,
  • 2) безвозмездные поступления, в том числе:
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР,
    • - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов,
    • - взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в ПФР,
    • - прочие поступления.

В 2012 г. в составе страховых тарифов работодатель перечисляет в ПФР 22% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:

  • 1) базовая часть - фиксированная часть пенсии устанавливается государством и не зависит от стажа и зарплаты;
  • 2) страховая часть - зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала (сумма уплаченных за застрахованное лицо страховых платежей в течение всей его трудовой деятельности с учетом индексации);
  • 3) накопительная часть зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии:

  • o может остаться в ПФР, а может, в зависимости от выбора будущего пенсионера, быть инвестирована через государственную управляющую компанию (ГУК) или негосударственную управляющую компанию (УК). В этом случае к моменту выплаты пенсии пенсионные накопления возвращаются в ПФР. Пенсию рассчитывает и выплачивает ПФР;
  • o может быть передана в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по заявлению застрахованного лица. В этом случае НПФ рассчитывает и выплачивает пенсию с момента наступления пенсионных оснований.

Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996 г., когда был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ "О государственных пенсиях Российской Федерации". В соответствии с этим законом застрахованным является лицо, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Pel).

Закон определяет индивидуальный (персонифицированный) учет как организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. Определены цели и принципы этого учета:

  • o создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • o обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
  • o создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • o развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;
  • o создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  • o информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
  • o упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Принципами индивидуального (персонифицированного) учета являются:

  • o единство и федеральный характер государственного страхования в Российской Федерации;
  • o всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;
  • o доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
  • o использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
  • o соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы ПФР;
  • o осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству РФ.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является ПФР. Па территории РФ па каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

Индивидуальный лицевой счет содержит следующие сведения:

  • 1) страховой номер;
  • 2) фамилию, имя и отчество (фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении);
  • 3) дату рождения;
  • 4) место рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес постоянного места жительства;
  • 7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи и кем выданы указанные документы;
  • 8) гражданство;
  • 9) номер телефона;
  • 10) периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой па территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • 11) заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ;
  • 12) сумму заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
  • 13) сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
  • 14) периоды выплаты пособия по безработице;
  • 15) периоды военной и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;
  • 16) сведения о назначении (пересчете), об индексации и о начислении пенсии.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже, заработке и поступивших средствах систематически уточняются и дополняются в процессе трудовой деятельности застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в ПФР в течение всей его жизни, а после смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой помер и анкетные данные указанного лица.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство государственного пенсионного страхования непосредственно в органе ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определены права и обязанности сторон.

Права застрахованного лица:

  • o получить бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
  • o получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;
  • o в случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, оно может обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР (включая его правление) либо в суд.

Права работодателя:

  • o потребовать от застрахованных лиц, при приеме их на работу, предъявить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и необходимые для соответствующего органа ПФР сведения;
  • o дополнять и уточнять переданные работодателем сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

Права органов ПФР:

o требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

Обязанности застрахованного лица:

  • o пройти регистрацию в органах ПФР;
  • o получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию работодателя, работников органов ПФР и органов социальной защиты населения РФ;
  • o обращаться с заявлениями в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;
  • o представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Обязанности работодателя:

  • o представление в установленный срок органам ПФР сведений о застрахованных лицах;
  • o получение в органах ПФР страховых свидетельств государственного пенсионного страхования и выдача их под роспись работающим у работодателя застрахованным лицам;
  • o бесплатная передача каждому застрахованному лицу, работающему у работодателя, копии сведений, представленных в ПФР;
  • o контроль соответствия реквизитов страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность работающего у него указанного лица.

Обязанности органов ПФР:

  • o обеспечение своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета государственного пенсионного страхования сведений, представленных работодателями и застрахованными лицами, а также их надежного хранения;
  • o осуществление контроля за правильностью представления сведений плательщикам страховых взносов;
  • o бесплатное представление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете;
  • o разъяснение застрахованным лицам и работодателям их прав и обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и представления сведений;
  • o представление органам, назначающим пенсии, по их заявкам сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, подавших заявление о назначении пенсии.

Введение персонифицированного учета - условие для наиболее точного назначения пенсий, усиления оперативного контроля за полнотой и своевременностью внесения страховых платежей, формирования в полном объеме доходной части бюджета ПФР для покрытия его расходов.

Средства фонда расходуются в основном на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий па детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет ПФР. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, его средства идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

С 1 января 2010 г. ПФР начал работу по выдаче Сертификатов на материнский капитал, который в соответствии с законодательством РФ выделяется:

  • o женщине, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • o женщине, родившей (усыновившей) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом па дополнительные меры государственной поддержки;
  • o материнский капитал с 2011 г. смогут получать женщины, чей первый ребенок умер на первой неделе жизни;
  • o мужчине, являющемуся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

Для получения Сертификата на материнский капитал необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с комплектом следующих документов:

  • o заявление о выдаче Сертификата на материнский капитал;
  • o документ, удостоверяющий личность, место жительства лица (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на получение материнского капитала;
  • o документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации у ребенка, в отношении которого возникло право на получение материнского капитала (штамп на свидетельстве о рождении, проставляемый паспортно-визовыми службами). Требуется, если один из родителей не гражданин России;
  • o страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • o документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей; для усыновленных - решение суда об усыновлении;
  • o документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица.

Материнский капитал в полном объеме либо по частям можно направлять на следующие цели:

  • o улучшение жилищных условий. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение должно находиться на территории РФ;
  • o с 2011 г. - на строительство и реконструкцию жилья без привлечения подрядных организаций;
  • o получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;
  • o на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Материнский капитал можно получить не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, но в отдельных случаях (погашение кредитных и ипотечных займов) - досрочно, не дожидаясь истечения трех лет. Также досрочно можно получить 12 ООО руб. из суммы материнского капитала на любые нужды. Материнский капитал ежегодно индексируется с учетом инфляции. В 2010 г. он составлял 343 278 руб., в 2011 г. - 365 700 руб., в 2012 г. - 387 000 руб., а в 2014 г. его размер составит 430 000 руб. Программа выдачи Сертификатов рассчитана до 2016 г., с возможным продлением до 2020 г.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССРФ) создай указом Президента РФ от 07.08.1991 № 822 "О фонде социального страхования Российской Федерации" в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Средства фонда образуются за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
    • - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ,
    • - доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ,
    • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФСС РФ,
    • - прочие поступления.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для страхователей установлены следующие страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (табл. 2.9).

Таблица 2.9.

Средства фонда направляются:

  • o на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение;
  • o санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплате проезда к месту лечения, отдыха и др.);
  • o создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
  • o обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
  • o проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • o осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования па личные счета застрахованных.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Средства ФФОМС формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,
    • - доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,
    • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • 2) безвозмездные поступления:
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,
    • - прочие поступления.

Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - но тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской

Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в ТФОМС,

  • - доходы от размещения временно свободных средств ТФОМС,
  • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • 2) безвозмездные поступления:
    • - бюджетные трансферты из ФФОМС,
    • - бюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения,
    • - прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Основными задачами ФФОМС и ТФОМС в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • o обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
  • o обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • o достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • o участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики, обеспечение се финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС:

  • o выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • o проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • o организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона;
  • o совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • o вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
  • o производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • o участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • o контролирует рациональное использование финансовых средств системы.

ТФОМС в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:

  • o аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • o финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
  • o осуществляют финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • o выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • o предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • o накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • o совместно с органами Государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
  • o согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
  • o предоставляют ФФОМС информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.
  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории, формируемых целевым образом для решения отдельных проблем, как правило, социальной направленности.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах денежных средств и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов одновременно с государственными и местными бюджетами объясняется тем, что при сложном состоянии экономики появляется возможность необоснованного перераспределения имеющихся публичных финансов. Если бы все публичные финансы находились только в бюджетах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то в зависимости от текущей ситуации их перераспределение могло бы привести к дефициту в финансировании наиболее важных социальных направлений. Таких направлений сегодня в России выделено три: пенсии, оказание гарантированной медицинской помощи, компенсации в случае временной потери трудоспособности (а значит, и основного средства существования).

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.

Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют собой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Главными методами мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают:

· специальные налоги и сборы;

· средства из бюджета;

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений:

а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;

б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;


в). за счет субсидий из бюджета;

г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;

д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

С помощью внебюджетных фондов можно:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно - территориальным единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части передаваемой в распоряжение территориальны х властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающей в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить: фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально создаваемым административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ;

· Государственный фонд занятости населения РФ.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ . Его бюджет - второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50 % федерального бюджета.

Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

· выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах- уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников:

1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности.

2). Зарплата работника.

3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

4). Средства из вышестоящих органов.

5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов).

6). Взносы в добровольном порядке.

Органы пенсионного фонда:

– управление;

– исполнительные органы;

– ревизионная комиссия;

– региональные отделения фонда.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Источники образования:

· 1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты);

· 2). средства государственного бюджета;

· 3). доход от реализации путевок;

· 4) прочие.

Фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.).

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

· выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

· финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

· разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· организация подготовки специалистов для системы ОМС;

· участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543 1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

· финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);

· выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС;

· предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

· создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

Этот фонд формируется следующим образом:

· 1). взносы предприятий (3, 6 %);

· 2). средства вышестоящих бюджетов;

· 3). безвозмездные взносы и пожертвования;

· 4). кредиты банков (используется редко)

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Государственный фонд занятости населения РФ . Он был образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись:

· профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;

· выплаты пособий по безработице, а также оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гражданам;

· создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;

· организация общественных работ.