Что должен делать экспедитор. Экспедиторы - кто это? Кто такой экспедитор

Кажется, что понятие "экспедитор" появилась совсем недавно. На самом деле, возраст экспедиторских услуг соответствует возрасту внешней торговли. Даже сохранились письменные источники, свидетели того, что экспедиторская деятельность существовала уже в 11-12 вв. Еще сохранились названия экспедиторских фирм из 15-16 веков. Именно в это время экспедиторская деятельность получила первый мощный толчок в своем развитии. Теперь давайте вернемся к сегодняшнему дню и подробнее разберемся, кто же такой экспедитор и чем он занимается. Это будет полезно узнать особенно тем, для кого выбор профессии еще актуален.

Что значит экспедитор?

Определение: экспедиторы – это люди, которые занимаются транспортной экспедицией. Суть работы экспедитора связана с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям и организаций доставки грузов с использованием транспортного средства.

Тут мы будем говорить не просто про экспедитора, который сопровождает груз при его перевозке, а про тех экспедиторов, которые координируют взаимодействие всех участников процесса грузоперевозок и полностью организуют процесс перевозки груза.

Как стать экспедитором?

Как правило работа экспедитора требует наличия высшего технического или экономического образования (иногда достаточно и среднего специального). Что нужно знать экспедитору, так это иностранный язык (одни из самых популярных – английский, немецкий, французский, польский) на уровне, достаточном для эффективной коммуникации с иностранными клиентами и партнерами. Причем, чем больше языков вы знаете, тем выше вы будете цениться как специалист, но и про стаж работы не стоит забывать.

На нашем сайте можно найти информацию о курсах экспедиторов в г. ,

Основные обязанности экспедитора

В основные обязанности экспедитора входит:
  • Организация доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, которые определены соответствующими договорами;
  • Составление технологических и экономических обоснований транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов;
  • Организация услуг по приему, перевозке и выдаче грузов в установленном документами порядке;
  • Заключение договора экспедитора с перевозчиком;
  • Организация фрахтования транспортных средств;
  • Контроль экспедиторской маркировки грузов и пломбирования перевозочных средств и помещений хранения;
  • Отслеживание хода выполнения всех работ, связанных с грузом (т.е. погрузочных, перегрузочных и т.д.);
  • Оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов, грузовых таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов;
  • Расчет транспортных платежей и сборов;
  • и т.д.

Что должен знать экспедитор?

В первую очередь экспедитор должен знать многочисленные нормативно-правовые документы:
  • нормативные правовые акты;
  • международные соглашения и конвенции по транспорту;
  • руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, которые имеют отношение к транспортно-экспедиционной деятельности;
  • документами относительно правил транспортных перевозок;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
  • основы трудового законодательства.
Кроме того, для успешной работы экспедитору нужно хорошо разбираться в следующей информации:
  • Типах подвижного состава;
  • Технологии и организации транспортно -экспедиционного обслуживания;
  • Эксплуатационных возможностях транспортных путей и терминальных систем;
  • Организации транспортной инфраструктуры;
  • Методах оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов и определения стоимости доставки грузов;
  • Действующих системах тарифов и налогов на перевозки;
  • Знать функции водителя-экспедитора;
  • и д.р.

Экспедитор - это три в одном

Надеемся, что после всего вышеперечисленного у вас не пропадет желание идти учиться или работать в эту сферу. Ведь профессия экспедитора сочетает в себе целых три профессии: экономиста, юриста и лингвиста. Сфера транспортно-экспедиционной деятельности лучше своего подойдет для людей ответственных, с хорошими коммуникативными способностями, любящих работать с документами и разбираться в законах, имеющих склонность к изучению иностранных языков.

Чем отличается экспедитор от перевозчика: содержательный аспект

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) есть главы, посвященные договорам перевозки (гл. 40) и транспортной экспедиции (гл. 41). Сущностное различие между ними одно: транспортировка груза всегда регулируется как перевозка, а дополнительные действия (сдача для перевозки и получение груза, заключение договора с перевозчиком, оформление, контроль и др.) — как транспортная экспедиция. В п. 2 ст. 801 ГК РФ прямо указано, что нормы об экспедиции распространяются и на перевозчика, принявшего на себя соответствующие обязанности.

Экспедитор может отвечать перед клиентом за сохранность перевозимого груза только в случае, если он принял его для перевозки. При отсутствии доказательств этого ответственность за утрату или повреждение груза несет перевозчик (определение ВС РФ от 01.06.2015 № 304-ЭС15-1942).

Согласование ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может быть подтверждено тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков,
  • указана общая цена без выделения трат на перевозку,
  • экспедитор характеризовал свои обязанности как обеспечение сохранной доставки груза (см. п. 26 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Отличие в правовом регулировании деятельности экспедитора и перевозчика

Кроме норм ГК РФ, к каждой из сфер деятельности применяются специальные нормы законов и подзаконных актов:

  • транспортные уставы и кодексы, правила перевозки — к перевозке;
  • закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, правила — к транспортной экспедиции.Подробнее читайте в статье ФЗ № 87 о транспортно-экспедиционной деятельности .

Юридическим отличием договора транспортной экспедиции и договора перевозки является консенсуальный характер первого и реальный — второго. Таким образом, обязанности экспедитора возникают с момента подписания договора, а обязанности перевозчика — с момента сдачи ему груза.

Ответственность экспедитора определяется по общим правилам (ст. 803 ГК РФ), в то время как ответственность перевозчика является ограниченной (ст. 400, 796 ГК РФ). Однако экспедитор вправе отвечать как перевозчик, если докажет, что ущерб был причинен во время перевозки.

Может ли быть экспедитор перевозчиком, и наоборот

Совмещение функций перевозчика и экспедитора возможно, поскольку заключение смешанных договоров не запрещено (ст. 421 ГК РФ, постановление АС СКО от 09.02.2016 № Ф08-9209/15 по делу № А63-1713/2014). В этом случае к обязательствам сторон применяются нормы о транспортной экспедиции и перевозке в соответствующей части. При этом в отношении экспедитора действует правило о его безусловной ответственности перед клиентом, в том числе при привлечении к непосредственной транспортировке третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

При согласовании дополнительных услуг, не связанных с перевозкой, к ним применяются нормы гл. 39 ГК РФ. В этом случае договор имеет черты сразу 3 договоров (см., например, постановление 8-го ААС от 20.02.2016 № 08АП-14248/15).

Итак, при перевозке грузов, осуществляемой перевозчиком, можно прибегнуть к помощи экспедитора, оказывающего дополнительные услуги по организации перевозки, оформлению, сдаче и получению груза. При этом отношения могут быть урегулированы одним договором с применением норм о 2 видах договоров: транспортной экспедиции и перевозки.

Вы наверняка часто встречали понятие транспортно-экспедиционной компании. Если с «транспортно-» всё понятно, то что такое «-экспедиционная»? Кто такой экспедитор? Имеют ли право диспетчеры называть себя экспедиторами? Попытаемся ответить, используя законы Российской Федерации.

Экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется, в основном, тремя законами: это Федеральный закон №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» и глава №41 части 2 Гражданского кодекса РФ (документы доступны для скачивания в формате Microsoft Word).

Гражданский кодекс устанавливает в основном только само понятие транспортной экспедиции, вводит понятие договора транспортной экспедиции и указывает на презумпцию виновности экспедитора (то есть, не клиент доказывает вину экспедитора, а экспедитор обязан доказывать свою невиновность).

Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года определяет само понятие экспедитора - это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, даётся определение транспортно-экспедиционным услугам, под ними понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Кроме того, устанавливаются основные экспедиторские документы: это поручение экспедитору, экспедиторская расписка и, если оказываются складские услуги, складская расписка. Согласно Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются они в письменном виде. С полным списком экспедиторских документов и требованиями к их оформлению вы может ознакомиться, прочитав приказ Минтранса от 11 февраля 2008 года №23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" (документ в формате Microsoft Word).

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязанности экспедитора и клиента. В частности, статья 4, пункт 4 гласит: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности».

Что вытекает из данного утверждения? Если разбить по пунктам, то:

  • экспедитор обязан принимать груз;
  • экспедитор выдаёт экспедиторский документ (экспедиторская расписка);
  • экспедитор обязан предоставлять клиенту оригиналы договоров (например, договора перевозки груза, заключённого с транспортной компанией).

Разумеется, всего этого диспетчер, на погрузке не присутствующий, не делает. Следовательно, называться экспедитором он не может в соответствии с Федеральным законом и Постановление правительства. Но благодаря отмене лицензирования в сфере грузовых перевозок (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года) никто не проверяет соответствие названия действительно ведущейся деятельности. Впрочем, после принятия Федерального закона №272-ФЗ, диспетчеры стали чаще именовать себя в заявках и договорах с перевозчиками «клиентами» или «заказчиками».

В сфере автоперевозок практически отсутствует контроль со стороны государства, из-за чего и происходит подобная путаница в названиях и терминологии. В действительности, те услуги, которые оказывают диспетчеры — это агентские или информационные услуги, но никак не экспедиторские и тем более не услуги по перевозке груза. Помните об этом.

Резюмируя вышесказанное: экспедитором может называться физическое или юридическое лицо, которое осуществляет приём и сдачу груза, контролирует погрузочно-разгрузочные работы, ведёт подсчёт количества мест, осуществляет визуальный или иной контроль загружаемого товара, а также производит иные действия во исполнение договора транспортной экспедиции.

Экспедитор перевозки – это квалифицированный специалист, основной задачей которого является реализация процедуры транспортной экспедиции. В сферу его деятельности входит оказание комплексных услуг со стороны грузополучателя и грузоотправителя, а также профильных организаций, занятых в сфере реализации доставки разных типов товаров с применением транспортного средства.

В профессиональные обязанности экспедитора входят установленные клиентом маршрут и транспортные средства. Специалист определяет наиболее актуальные и подходящие варианты доставки продукции. Задачей экспедитора является:

  • приемка грузов со склада;
  • выполнение сверки комплектации и фактического наличия вместе с текущей сопроводительной документацией;
  • оценка состояния и качества оригинальной упаковки;
  • техническое состояние автомобиля;
  • контроль процесса проведения погрузки;
  • применение технических средств и специального оборудования, которые выполняют комплексный режим осуществления хранения и сохранности грузов.

При проведении международных перевозок грузовой экспедитор осуществляет регулярный контроль за выполнением оптимального режима хранения, качество доставки товаров. Одна из актуальных функций экспедитора заключается в оформлении таможенных документов, а также другой специальной документации с целью реализации международных перевозок, реализации оплаты пошлин, актуальных транспортных сборов.

Грузовой экспедитор несет ответственность за точное соблюдение установленных сроков проведения доставки грузов, а также его сдачу по установленному месту назначения. При возникновении любых спорных ситуаций, экспедитор проводит обязательное оформление необходимых актов, которые официально удостоверяют факт порчи или недостачи имеющегося в наличии груза.

Обязанности включают в себя оперативное и своевременное уведомление стороны клиента касательно любых потенциальных отступлений от заявленных ранее указаний, которые были вызваны непредвиденными ситуациями. К числу основных функций также можно отнести выполнение страхования груза. Реализация данной операции может проводиться исключительно в том случае, если она была предусмотрена в рамках договора об экспедиции.

Основные функции и роль экспедитора

Основная роль экспедитора в процессе перевозки заключается не только в классическом курьерском сопровождении, но и особенностями, а также тонкостями ВЭД. Профессиональный экспедитор должен учитывать особенности юридического сопровождения процесса доставки, подробно разбираться во всех тонкостях и главных особенностях международной доставки грузов.

Экспедитор обязательно должен учитывать основные и сопутствующие транспортные расходы, предусматривать потенциальные финансовые риски осуществления транспортировки. Экспедитор должен обладать серьезным практическим опытом, рассматривать любые потенциальные риски выполнения перевозки. Он несет полную ответственность за перевозку разных типов грузов, решение спорных ситуаций, предупреждение потенциальных трудностей в работе с иностранными получателями грузов. Главные тезисы деятельности людей, занимающих должность экспедитора – комплекс мер по организации доставки продукции и планированию. Специалист при осуществлении деятельности решает следующие проблемы:

  • определение лучшего маршрута и метода транспортировки товаров;
  • выполнение фрахтования и поиска наиболее оптимальных для перевозки транспортных средств;
  • подача техники к пункту погрузки разных типов товаров;
  • проведение оформления необходимой сопроводительной документации;
  • хранение и консолидация выбранных материалов, осуществление дробления, погрузочно-разгрузочных работ;
  • оформление и согласование ключевых вопросов для транспортировки малогабаритных и опасных грузов, а также комплексное сопровождение материалов;
  • всесторонний контроль перевозки.

Основным требованием экспедитора является строгое соблюдение должностной инструкции. На практике специалист данного профиля фактически выступает в роли посредника при осуществлении международных перевозок разных типов грузов. Большая часть случаев предполагает наличие определенных договоренностей между заказчиками и перевозчиками. Благодаря этому процесс перевозки можно максимально просто и эффективно оптимизировать.

Экспедиторы полностью исключают любые простои автомобиля, холостой пробег, несогласованность или проблемы в работе. Задачей экспедитора является фрахтование именно того транспорта, который находится максимально близко к точке осуществления загрузки. Такой подход к деятельности способствует снижению транспортных расходов. На практике экспедиторам предоставляются преференции и скидки от транспортных компаний, поскольку именно экспедиторы выступают наиболее крупными постоянными заказчиками по перевозке. Именно поэтому клиентам предоставляются более низкие цены.

Нюансы и подводные камни профессии экспедитора

Одна из главных особенностей деятельность экспедитора – управление доставкой груза таким образом, чтобы транспортное средство добралось до конечного пункта как можно быстрее с минимальными расходами. Специалист должен учитывать при составлении маршрута текущую ситуацию на дорогах, разбираться в состоянии полотна, комплексно оценивать все потенциальные риски. Примером является желание клиента сократить издержки на осуществление таможенных платежей. Экспедитор принимает комплекс мер, проводит анализ доступных методов снижение общей суммы расходов.

К сфере ответственности экспедитора относится полное документальное сопровождение процесса перевозки. При юридическом сопровождении груза важно строгое соблюдение регламента доставки, подтверждение качественного технического состояния автомобиля, полного соответствия товаров заявленным техническим требованиям. Экспедитору рекомендуется самостоятельно оценивать состояние грузов, подробно рассматривать необходимые для успешного выполнения требований заказчика документы.

Как стать экспедитором?

Для полного соответствия должностным обязанностям экспедитора соискателям вакансии рекомендуется иметь высшее экономическое или техническое образование. Может хватать квалификации среднего специального образования. Общий регламент установленных навыков и умений зависит от требований к сотруднику со стороны представителей компании.

Профессиональный экспедитор должен владеть иностранными языками для ведения переговоров с зарубежными поставщиками, работы с документацией. На рынке труда высоко ценится знание английского, французского, немецкого, польского языков. Чем больше иностранных языков имеется в распоряжении соискателя, тем выше будет цениться специалист на рынке труда. Экспедиторы России могут получить необходимое образование в университетах страны, которые готовят специалистов в сфере экономики, логистики. Подходящей будет квалификация в области права.

Экспедитор должен иметь профессиональные навыки ведения переговоров, способностью принимать наиболее приемлемые решения в самых сложных ситуациях. Большую роль играет соблюдение правил и государственных требований при работе с документами, нормативно-правовой базой.

Видео на тему: «Кто такие экспедиторы и как они работают»

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию. Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг. «Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой. Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве. Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар. Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы. По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку. Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями. Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик . Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору . Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика . Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор . Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору . Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.