Системный анализ в логистике. Системный анализ логистики – пример Системный анализ как метод изучения логистических технологий

Логистическая организация товародвижения - это регулярный, целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях и на всех стадиях оборота товаров и услуг на факторы и условия, обеспечивающие достижение и поддержание экономного и эффективного процесса физического продвижения товара на рынке. Все организационные усилия, которые обеспечивают увеличение эффективности товародвижения на предприятии, сводятся к двум аспектам: оперативному и стратегическому.

Таким образом, логистическую организацию товародвижения можно охарактеризовать как систему. В широком смысле, система - это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существуют или могут существовать некие связи и отношения.

В управлении организацией логистической системы предприятия целесообразно использовать системный подход. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, которые объединены общей целью. В основе данного подхода лежит конкретная цель, ради которой строится вся система.

Следовательно, системный подход предполагает:

Интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления или объекта;

Адекватное представление, разработку и исследование объекта.

Системный логистический анализ - это совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений при исследовании, создании и управлении логистическими системами.

Таким образом, применение системного анализа в организации логистической системы можно разделить на несколько этапов:

Анализ логистической проблемы;

Определение логистической системы, ее структуры и анализ;

Формирование общей цели логистической системы и анализ критерия ее эффективности;

Декомпозиция цели, определение требуемых ресурсов;

Прогнозирование и анализ будущих условий;

Оценка целей и средств;

Отбор наилучших вариантов;

Анализ существующей логистической системы;

Моделирование комплексной системы развития.

Системный анализ не может существовать в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдая которые, появляется возможность определенным образом сориентировать конкретные исследования.

В отличие от классического подхода, в котором используется метод индукции, системный подход применяет метод дедукции. Таким образом, любая проблема рассматривается как система, состоящая из подсистем.

При формировании логистических систем необходимо учитывать следующие принципы системного подхода:

Принцип последовательного продвижения по этапам создания системы;

Принцип согласования информационных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

Принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Системный анализ очень тесно связан с моделированием. Моделирование - это процесс построения модели реального объекта.

Основой методологии системного анализа является четкое выявление структурных элементов при исследовании логистических систем:

Определение цели или совокупность целей;

Выбор наилучшей альтернативы, для достижения поставленной цели;

Использование ресурсов, необходимых для достижения цели;

Построение математической и логистической модели;

Определения критерия выбора предпочтительной альтернативы.

При системном подходе выявляются логистические проблемы системного анализа. Такие проблемы различаются по следующим признакам:

Ясность и осознание постановки проблемы;

Степень детализации элементов логистической системы и их взаимосвязь;

Соотношение количественных и качественных факторов, задействованных в постановке проблемы.

Таким образом, можно выделить три класса логистических проблем:

1. хорошо структурированные (количественно сформулированы);

2. неструктурированные (качественно выраженные);

3. слабо структурированные (содержит и количественные и качественные элементы).

Основной задачей системного анализа является правильно сформулировать проблему и перевести ее из неструктурированного класса проблем в структурированный класс. Далее, собрать как можно больше информации о проблеме для того что бы разработать комплекс действий для ее решения, а так же разработать несколько вариантов развития логистической системы при различных условиях. В последнюю очередь, аналитики выявляют основные цели и критерии эффективности деятельности логистической системы.

Таким образом, системный анализ в логистической деятельности предприятия играет важнейшую роль. Потребность в системном подходе возникает, когда решение логистической проблемы предусматривает увязку цели с множеством средств для ее достижения. Так же, системный анализ помогает оценить возможные последствия в различных звеньях логистической цепи, учитывая факторы неопределенности и риска. Следует отметить, что системный анализ используется для построения новых логистических систем, а так же с целью улучшить бизнес.

Так как, системный анализ тесно связан с моделированием, он позволяет трезво оценивать ситуацию в перспективе, когда принимаются решения на долгосрочной основе. Так же системный подход применяется всегда при выработке критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования логистической системы.

Самой главной задачей принятия логистического решения является выбор из нескольких альтернатив действия наилучшей альтернативы. Выбранная альтернатива должна лучше всего способствовать осуществлению цели логистической системы.

Общие положения системного анализа. Все вышеприведенные методики могут быть с успехом использованы на практике. Однако есть одно «но». Очень часто использование различных методов приводит к прямо противоположным результатам, что ведет к необходимости принятия нескольких взаимоисключающих управленческих решений. Как быть в этом достаточно распространенном случае? Здесь самым удачным решением является системный подход.

Одно из основных положений системного анализа говорит о том, что нецелесообразно рассматривать часть отдельно от целого. Это означает, что отыскание локальных или частных оптимумов бесполезно, более того - поиск локальных оптимумов даже вреден, так как не позволяет достичь конечной цели.

Еще одно правило системного анализа в логистике основано на предположении, что большинство явлений негативного характера (срывы поставок, низкое качество обслуживания, неконкурентоспо- собность продукции) являются лишь следствием (или проявлением) одной, в крайнем случае двух причин. Значит, нет смысла и необходимости бороться со следствием, нужно обнаружить причину и устранить ее. Л так как причин обычно одна-две, это значительно упрощает задачу управления.

Системный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи, которые существуют между явлениями негативного характера. Эти явления негативного характера назовем проблемами, и будем понимать под ними все ситуации, которые характеризуются различием между необходимым (желаемым) и существующим результатом.

Системный анализ основан, с одной стороны, на четком и последовательном применении строго регламентированных логических методов и, с другой стороны, на использовании такого капризного инструмента, как интуиция. Все вместе это обычно называют здравым смыслом.

Пример 6.1. В качестве примера применения системного анализа в логистике рассмотрены проблемы отдела запасных частей компании, специализирующейся на продаже автомобилей Ford в Западно-Сибирском регионе. Описанные проблемы довольно типичны и сводятся к следующему:

  • 1. Отсутствие оперативного контроля за состоянием запасов на складе.
  • 2. Отсутствие контроля отгрузок.
  • 3. Срок доставки запасных частей имеет достаточно большую вариацию (от 5 дней до 3 недель).
  • 4. Отсутствует контроль за перемещением запасов в пути.
  • 5. Высокий уровень «мертвых» запасов (4-12 месяцев при еженедельных поставках).
  • 6. Не отработана система регулирования отношений с поставщиком.
  • 7. Программное обеспечение не соответствует реальным потребностям компании.
  • 8. Низкий уровень клиентского сервиса (отношение количества заказов, выполненных в полном объеме и в срок, к общему числу заказов).
  • 9. Не проводится исследование рынка запасных частей.
  • К). Путаница в номенклатуре запасных частей (дублирование некоторых номенклатурных позиций).
  • 11. Нет учета сезонности при планировании закупок.
  • 13. Отсутствует система приоритетов в выполнении заказов.
  • 14. Беспорядок в клиентской базе.

Исследование причинно-следственных связей между описанными проблемами позволило получить диаграмму, приведенную в приложении 4.

Анализ диаграммы позволяет выделить ключевую проблему, в нашем случае это то, что управлению материальными потоками придается второстепенное значение , и происходит все это на фоне неадекватного отношения к сервисному обслуживанию вообще и к гарантийному обслуживанию, в частности.

Легко понять позицию руководителя в данном случае, так как основная доля прибыли компании формируется из продажи автомобилей. К сервисному обслуживанию в данном случае относятся лишь как к неизбежному «приложению». Диаграмма позволяет посмотреть на сервисное обслуживание под другим углом, а именно - с позиции хорошего конкурентного преимущества. В действительности, если цель компании «делать деньги сегодня и в будущем», то низкое качество клиентского сервиса может иметь для компании неприятные последствия.

После того как выявлена ключевая проблема, нужно расставить приоритеты в действиях по устранению явлений негативного характера.

Из диаграммы видно, что повышать качество управления материальными потоками необходимо по трем направлениям:

  • 1) регулирование отношений с поставщиком;
  • 2) развитие логистической службы (повышение ее статуса в компании);
  • 3) мотивация работников, занятых работой с клиентами и обработкой заказов.

Регулирование отношений с поставщиком предполагает пересмотр договора поставки. Бывают и курьезные случаи, когда договор поставки, как таковой, отсутствует и движущей силой для всех операций являются телефонные переговоры. Естественно, в этом случае многократно увеличивается риск срыва в поставках. Договор поставки - это совместное «детище» юристов и логистов.

Развитие логистической службы компании, как правило, сводится к проектированию логистической системы. Стоит отметить определенные трудности с подбором кадров необходимой квалификации. Логистическое образование, особенно на периферии, до сих пор не развито.

Однако встречается и такая ситуация, когда отдел логистики, казалось бы, функционирует и люди в нем грамотные работают, но низкий статус начальника отдела в иерархической структуре компании не позволяет ему реально влиять на конечные показатели.

Что касается мотивационных мероприятий, то стоит еще раз отметить их несомненную важность для компании. Причем речь здесь идет не только и не столько о материальном стимулировании (с ним- то как раз все понятно), а о стимулировании моральном. Как известно, есть множество примеров самоотверженного труда людей во имя какой-либо идеи. То есть все дело в идее.

В принципе при таком подходе все остальные отмеченные проблемы устраняются сами собой. Открытым разве что остается вопрос о необходимости исследования рынка.

Как известно, исследованием рынка обычно занимаются маркетологи. Это оказалось справедливым и для изучаемой компании. Единственным препятствием на пути к исследованию рынка стал уже упомянутый беспорядок в клиентской базе, устранению которого будет способствовать мотивация работников.

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа.

Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

  • 1) методы типа мозговой атаки. Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;
  • 2) метод сценариев. Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;
  • 3) методы экспертных оценок. Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;
  • 4) методы типа «Дельфи». Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;
  • 5) методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги - как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;
  • 6) морфологические методы. Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;
  • 7) матричные формы представления и анализа данных. Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;
  • 8) программно--целевой метод. Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;
  • 9) метод анализа систем. Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

Физико-Технологический институт Торговое дело

Доклад по дисциплине «Логистика»

«Логистика и общая теории систем».

Выполнила:

Студентка ФТИ – 27

Домме Валерия

Проверил:

Родина Е.А.

Калуга, 2015

Введение.

Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания».

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участки логистического процесса. Об этом мы уже говорили. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системная терминология основана на Общей теории систем, которая является основополагающей научной теорией в настоящее время и без которой не обходится не один научный анализ или исследование технических, либо экономических объектов. Эта теория называется общей, так как ее методология применима к любым объектам и явлениям окружающего мира, в том числе для анализа устройства и работы коммерческих предприятий в различных областях экономики.

Логистические системы.

Понятие логистических систем является одним из базовых понятий логистики.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация систем

Признак классификации

Вид систем

Сложность

Простая, сложная, большая

Изменение во времени

Статическая, динамическая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и делимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

2. Интегративные качества – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

3. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. логистическая система, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой

Цель логистических систем – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. Различают следующие виды микрологистических систем:

· внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла.;

· интегрированные логистические системы включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система – крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистических систем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Методология принятия логистических решений. Системный анализ.

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации логистических систем.

1. Логистическая система с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую логистическую систему, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.

2. Логистические системы являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.

3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.

4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в логистических системах и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.

Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.

Основными задачами системного анализа являются:

· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;

· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;

· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель

системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.

Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.2.

Таблица 2.

Основные задачи и функции системного анализа

Структура системного анализа

Декомпозиция

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Функционально-структурный анализ

Разработка модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)

Структурный синтез

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Параметрический синтез

Описание тенденций развития, неопределенностей

Анализ аналогов

Оценивание системы

Описание как «черного ящика»

Анализ эффективности

Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция

Формирование требований к создаваемой системе

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;

2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;

3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;

4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

· принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своей структуры;

· принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

· принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

· определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы логистической системы, определить структуру логистической системы;

· выявить внутренние свойства логистической системы, определяющие ее поведение;

· выделить и классифицировать связи между элементами логистической системы;

· выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;

· формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;

· выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования логистической системы и отдельных ее элементов;

· разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Общая теория систем в логистике.

Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состояла в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.

Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.

Она исходит из того, что любой объект технический, экономический, социальный, биологический и т.д. можно анализировать и создавать как систему, т.е. как комплекс взаимосвязанных элементов, действующий для достижения единой цели. Таким образом, система – это совокупность некоторых составных частей (или элементов), имеющих определенные характеристики и даже свои локальные цели, но соединенных вместе некоторой структурой и действующих для достижения единой цели и в связи с этим образующих нечто целое, упорядоченное и организованное.

При этом общая теория систем предполагает анализировать и создавать технические и экономические системы по аналогии с биологическими системами, т.е. живыми существами. Это и есть основные моменты методологического подхода к анализу и созданию технических или экономических предприятий на основе принципов Общей теории систем. Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Предметом исследований в рамках этой теории является изучение:

    различных классов, видов и типов систем;

    основных принципов и закономерностей поведения систем (например, принцип узкого места);

    процессов функционирования и развития систем (например, равновесие, эволюция, адаптация, сверхмедленные процессы, переходные процессы).

В границах теории систем характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырёх фундаментальных определяющих факторов:

    устройство системы;

    её состав (подсистемы, элементы);

    текущее глобальное состояние системной обусловленности;

    среда, в границах которой развёртываются все её организующие процессы.

В исключительных случаях, кроме того, помимо исследования названных факторов (строение, состав, состояние, среда), допустимы широкомасштабные исследования организации элементов нижних структурно-иерархических уровней, то есть инфраструктуры системы.

Заключение.

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Для общей теории систем объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

Список литературы.

    http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/00.html

    http://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html

    http://bourabai.ru/dm/system.htm

    http://serg.fedosin.ru/ts.htm

    http://www.aup.ru/books/m95/5_1.htm

    http://transportnaya-logistika.ru/logisticheskie-sistemy/obshhaya-teoriya-sistem.html

    http://www.intuit.ru/studies/courses/1087/244/lecture/6274%3Fpage%3D1

    http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/lection3.pdf

    http://wl-center.ru/alesinskaya/index.htm

    http://www.up-pro.ru/encyclopedia/logistika-na-predpriyatii.html

    http://www.grandars.ru/college/logistika/sluzhba-logistiki.html

    http://www.aup.ru/books/m95/9_1.htm