Металл для колейных минных тралов. Инженерный танковый минный трал ТМТ-К — фотообзор. Со щупом в руке

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-5М предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал КМТ-5 относился к колейным катково-ножевым минным тралам. Он являлся индивидуальным навесным оборудованием средних танков Т-54, Т-55, Т-62 и предназначался для разведки противотанковых минных полей и проделывания в них колейных проходов для пропуска по ним танков, не оснащенных тралами. Трал был разработан конструкторским бюро СКБ-200 завода № 78 в Челябинске в 1961 г. и после проведенных контрольных испытаний был принят на вооружение Советской Армии в 1962 г.

Трал массой 7,5 т имел две катковые (6000 кг) и две ножевые секции (830 кг), цепное устройство для траления противоднищевых штыревых мин, кассету для установки пиротехнических сигналов.

Ножевые секции могли работать независимо от катковых секций, однако они не были предназначены для работы в мерзлых грунтах и поэтому зимой применялись только катковые секции. Катковые секции трала имели одинаковое устройство и являлись взаимозаменяемыми. Каждая катковая секция состояла из трех стальных литых катков. Рабочим органом каждой ножевой секции являлся отвал с тремя основными и двумя дополнительными ножами. Перевод ножевой секции из рабочего положения в походное производилось при движении танка задним ходом на 2-3 м до удара упора выключения об упор механизма подъема. Трал навешивался на танк экипажем с помощью ручной лебедки, входившей в комплект ЗИП трала.

Конструкция трала обеспечивала при необходимости авоматическую отцепку катковых секций с помощью специального порохового заряда. Ширина полосы траления одной секции составляла 0,73-0,81 м, скорость траления - 6-12 км/ч, время установки трала на танк силами экипажа с помощью ручной лебедки - 3,5 ч, демонтажа - 20 минут, аварийной отцепки катковых секций - 1 минута. Танк с установленным тралом КМТ-5 мог преодолевать водные преграды по дну. Погрузка танка с тралом КМТ-5 на гусеничный самоходный паром типа ГСП осуществлялась задним ходом.

Каждая катковая секция выдерживала шесть взрывов противотанковых мин ТМ-57. Расстояние от носовой части корпуса танка до передней точки трала.составляло 3180 мм. Танк с тралом мог преодолеть подъем до 20° и ров шириной до 2,5 м. Комплект трала мог перевозиться на автомобиле КрАЗ-255Б или на двух автомобилях типа ЗИЛ-131.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство;
- механизм подъема.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых штыревых мин;
- устройство для обозначения прохода – трассировщик.

Для перевозки трала необходимо 3 автомобиля ЗиЛ-131 или один КрАЗ-255Б.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-5М
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,73-0,81 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- время на монтаж силами экипажа – 30-45 мин;
- время на демонтаж силами экипажа – 8-13 мин;
- вес трала – 7,3-7,5 т.

В настоящее время минные тралы для танков и БМП, состоящие на вооружении ВС РФ, выполнены колейными и по видам тралящих рабочих органов подразделяются на:

· ножевые (КМТ-4М, КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10);

· катково-ножевые (КМТ-5М, КМТ-7).

Ножевые тралы КМТ 4М и КМТ-8 наряду с самостоятельным применением являются составными частями катково-ножевых тралов соответственно КМТ-5М и КМТ-7. Трал КМТ-6 имеет самостоятельное применение. Трал КМТ-10 применяется с БМП.

Ножевые минные тралы являются индивидуальными средствами для танков и БМП и обеспечивают им самостоятельное преодоление ПТМП в ходе боя.

Катково-ножевые тралы навешиваются на танки в целях ведения инженерной разведки ПТМП и проделывания в них проходов для пропуска боевой и другой техники.

Тралы КМТ-4М и КМТ-5М навешиваются на танки Т-55 и Т-62.

Тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8 навешиваются на все танки, состоящие на вооружении ВС РФ (Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90).

Колейный минный трал КМТ-7
Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-7 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики КМТ-7
две колеи по 0,8
Скорость траления, км/час до 12
20... 30
Общая масса, т 7,5
до 20
до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м Взрывоустойчивость катковых секций 2,5 до 5 мин (типа ТМ-57)
Колейный минный трал КМТ-8
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-8 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Устройство минного трала обеспечивает перевод ножевых секций из рабочего положения в походное и обратно без выхода экипажа.
Основные технические характеристики КМТ-8
Ширина протраливаемого прохода, м две колеи по 0,6
Скорость траления, км/час до 15
Транспортная скорость, км/час 40... 60
Гарантийный пробег, км
в том числе ножевых секций в рабочем положении, км
Общая масса, т 1,2
Препятствия, преодолеваемые машиной с тралом:
максимальный подъем (спуск), град до 20
боковой крен (косогор), град до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м 2,5
Максимальная глубина снежного покрова, м 0,5
Водные преграды по дну
Электромагнитная приставка ЭМТ , предназначается для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики ЭМТ:
Тип электромагнитной приставки Электромагнитная, соленоидная
Скорость траления при навеске на танки, км/час до 15
Ширина полосы траления, м
Дальность траления при навеске на танки (считая от носа танка), м
Время выхода на рабочий режим, не более, с
Потребляемая мощность, кВт Масса, кг не более 0,5
Время монтажа электромагнитной приставки экипажем, не более, мин

Колейный минный трал КМТ-10

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу. Применяется с БМП, БМП-2, БМП-3.

Основные технические характеристики КМТ-10

Время монтажа трала, час до 1

Время отцепки трала, час 0,2

Масса трала, кг 450

Преодолеваемые препятствия БМП с тралом:

подъем (спуск), градусы до 20

боковой крен, градусы до 15

ширина рва, м до 2,5

Назначение, ТТХ, общее устройство бронированной машины разминирования БМР-2 (БМР-3, БМР-3М)

БМР-3М предназначена для разминирования путей движения при движении колонн.

Машина создана на базе танка Т-72 (Т-90), имеет усиленную броневую защиту днища под обитаемым отделением и оборудована колейным минным тралом КМТ-7, который обеспечивает возможность использования электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями. На машине установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа с пулеметом НСВТ-12,7, калибра 12,7мм. Кроме того, на бортах и кормовом листе обитаемого отделения имеют­ся амбразуры, через которые саперы могут вести стрельбу из автоматов.

Машина снабжена устройствами защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны ядерного взрыва, защиты от радиоактивной пыли и отравляющих веществ, а также оборудована комплексом динамической защиты.

БМР-3М имеет оборудование для самоокапывания и преодоления водных преград; термодымовую аппаратуру и систему пуска дымовых гранат для постановки дымовых завес, а также противопожарное оборудование для тушения пожара внутри и снаружи машины.

На машине, для излучения специальных широкополосных сигналов с целью создания помех радиосредствам управления взрывателями мин, установлен генератор широкополосных сигналов РП-377ИВ.

Машина оборудовала грузовой платформой для перевозки катковых секций трала КМТ-7. Для погрузки на грузовую платформу и разгрузки катковых секций трала, на машине смонтирована кран-стрела, имеющая лебедку с ручным приводом.

Экипаж машины состоит из пяти человек: командира, механика-води­теля и трех саперов.

Машина условно разделена на два отделения - обитаемое и силовое.

Машина позволяет размещать и транспортировать трех саперов, а также размещать, закреплять и транспортировать их имущество, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин и проводных линий.

Основные характеристики

Масса машины, т 43 (51 с тралом)

Экипаж, чел. 2

Мощность двигателя, л. с. 618 (840)

Скорость движения при тралении, км/ч 5-12

Максимальная скорость движения, км/ч 60

Запас хода по шоссе, км 550

Назначение, ТТХ, общее устройство гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для установки противотанковых минных полей в ходе боя, когда по условиям обстановки возникает необходимость установки мин перед наступающими боевыми порядками противника.

ГМЗ-3 имеет высокопроходимую гусеничную бронированную базовую машину, систему коллективной защиты от ОМП, средства внешней связи и активной маскировки, вооружение, навигационную аппаратуру, приборы наблюдения, встроенное бульдозерное оборудование. Он обеспечивает полную механизацию всех рабочих процессов по установке противотанковых мин с маскировкой и без нее, в наибольшей степени удовлетворяет требованиям войск. В этой связи данное средство следует рассматривать как основное для создания подвижных отрядов заграждения (ПОЗ).

Основные ТТХ

Общее устройство ГМЗ-3

ГМЗ-3 состоит из базового шасси и минного оборудования.

Базовое шасси (броневой корпус) заградителя разделен перегородками на четыре отсека: моторный, управления, минный и оператора.

· В моторном отсеке размещается силовая установка и трансмиссия;

· в отсеке управления – органы управления базовым шасси, специальные

приборы и оборудованные места для размещения экипажа;

· в минном отсеке – кассеты с минами, выдающий и отсчитывающий механизмы, специальные системы;

· в отсеке оператора – механизмы и аппаратура для управления процессом выдачи мин.

Снаружи на кормовой части заградителя размещается плужно-маскирующее устройство, обеспечивающее подачу и установку мин, автоматический перевод их в боевое положение и маскировку. На носовой части – оборудование для самоокапывания.

Бронированный корпус и компоновка заградителя обеспечивает надёжную защиту экипажа и мин от стрелкового оружия противника. Наличие вооружения (7.62 мм пулемёт ПКТ) и высокая манёвренность позволяют применять заградитель в ходе боя на внезапно выявившихся направлениях наступления противника.

Перевод плужно-маскирующего устройства заградителя из походного положения в рабочее (и обратно) осуществляется с помощью гидравлической системы, привод которой осуществляется из отсека оператора.

Для перевода мин со взрывателями кнопочного (нажимного) типа в боевое положение применена традиционная подпружиненная пластина. Для перевода мин с неконтактными взрывателями в боевое положение имеется

клиновый захват для срывания чеки с крышки взрывателя.

Заградитель имеет радиостанцию Р-123М с дальностью связи до 20 км и внутреннее переговорное устройство ТПУ.

Экипаж имеет дневные и ночные приборы наблюдения, обеспечивающие дальность видения ночью до 400 м при кратности увеличения до 5.

Для топографической привязки ПТМП используется буссоль ПАБ-2АМ с перископом, дальномер сапёрный ДСП-30 и навигационная аппаратура. Навигационная аппаратура ТНА-4 является счетно-разрешающим

комплексом, предназначенным для непрерывной автоматической выработки текущих координат движущейся машины, дирекционного угла машины и дирекционного угла машины на пункт назначения.

Боекомплект мин располагается в кассетах.

При загрузке боекомплекта не допускается одновременно загружать мины с контактными и неконтактными взрывателями. Установка мин с неконтактными взрывателями МВН-80 производится только с шагом минирования 10 м.

В целях маскировки действий заградителя на рубеже минирования

применяется система дымопуска, представляющая собой термодымовую аппаратуру ТДА многократного действия.

ММП (многоканальный переносной) предназначен для поиска предметов (объектов) из металла, пластмасс, установленных в грунт, снег или под водой. Элемент R506.

1. Н обнаруж – 50 см

безкорпусн – 15 см

ППМ – 7 см

3. Время непрерывной работы с одним комплектом источников тока не менее 15 часов.

4. 3 режима поиска (радиоволнов, индукц, совмещенн).

5. Вес прибора (носимая часть) – 4,7 кг, комплект 9,3 кг.

6. Рабочий интервал температур от -30°С до +59°С.

7. площадь поиска – 155 м2

8. Телескопическая штанга (длина) - 800 - 1700 мм;

СОСТАВ :

1. Блок обработки сигналов

2. Соединительный кабель

3. Сплошной квадратный поисковый элемент с предохранительной резинкой

4. телескопическая штанга

6. блок источников питания

7. сумка, ремень

8. головные телефоны

Принцип работы основан на регистрации диэлектрической проницаемости и проводимости между миной и средой. Имеет схему контроля работоспособности. Настройка производится по эталону настройки.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Достать миноискатель из укладочного чемодана

Установить в блок источников 2 батареи 10РЦ83, соблюдая полярность, закрепить выводы батарей зажимами

Закрыть крышку блока и поместить его в карман сумки блока обработки сигналов

Подключить кабель питания к блоку обработки сигналов

Соединить держатель поискового элемента со штангой

Установить необходим длину и закрепить каждое колено зажимами

Установить угол наклона штанги и закрепить гайкой, фиксирующ держатель

Извлечь щуп из укладочного чемодана и собрать его

Закрепить сумку с блоком обработки сигналов на поясе оператора

Надеть головные телефоны и подключить их к блоку обработки сигналов

5.Назначение, общее устройство, ТТХ, принцип работы минных тралов КМТ-7, КМТ- 8, КМТ – 10.

КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки и преодоления проходов в минных полях с контактными минами и минами со штыревыми взрывателями и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Тралом оснащаются все современные типы танков и их модификации,

находящиеся в эксплуатации – танки: Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С.

СОСТАВ ТРАЛА

2 секции, в каждой по 4 катка, рама между катками, 2 ножевых секции (плуг), цепное устройство с корпусом танка(навесная рама), электрооборудование, пневмосистема, кассета пиросигналов, ЗИП (лебедка, ключи).

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащаться электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

Колейный минный трал КМТ-6 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых мин. Трал является индивидуальным средством, обеспечивающим преодоление минного поля танком, на который он навешен, и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-62, Т-72, Т-80. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин поздние модификации трала оснащаются электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалавсь специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивал)а скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: левая секция трала в рабочем положении. Выше дан вид левой секции трала трала сбоку в рабочем положении, ниже он же в виде сверху. На этом виде хорошо видна откидная штанга черного цвета.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

На рисунке желтым цветом выделена электромагнитная приставка ЭМТ.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся на верхнем лобовом листе танка. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электроборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 118см. (общая длина танка от задних подкрылков до передей точки трала 10м. 70см.).

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 400 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-4М. В инженерно-саперной роте танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В инженерно-саперной роте мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс

Назначение

Предназначен для разведки и преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.
Трал КМТ-7 может дополнительно оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, рагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.
К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода.

Основные характеристики

Ширина протраливаемого прохода - две колеи по 0,8 м
Скорость траления - до 12 км/час
Транспортная скорость - 20…30 км/час
Общая масса - 7,5 т
Взрывоустойчивость катковой части - 10 мин ТМ-57 снаряженных тротилом и 4 мины ТМ-62
Преодолеваемые препятствия:
максимальный подъем (спуск) - 20°
боковой крен, не более - 15°
ширина рва, диаметр воронки, не более - 2,5 м
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/050052054054124050052054051.html

КМТ-8, колейный минный трал

Назначение

Предназначен для преодоления минно - взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков.

Особенности

Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и снегу.

Трал КМТ-8 состоит из следующих составных частей и комплекта:

– двух ножевых секций (левой и правой)

§ пневмосистемы

§ тралящего устройства зимнего (ТУЗ)

§ устройства траления противоднищевых мин (УТПМ)

§ ЗИП индивидуального.

Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049053057056124049048055056057.html