Тенденции и проблемы развития рынка логистических услуг. Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы Логистические технологии на российском рынке

Современное общество – общество потребления, в котором на перовом месте стоят интересы покупателей. Поэтому в текущих условиях рынка компаниям необходимо ориентироваться на потребности потребителей, а не на свои интересы. Для описания сложившейся рыночной ситуации существует специальный, часто используемый в профессиональной литературе, термин «consumerdrivenmarket» – рынок, драйвером которого является потребитель. Работа на таком рынке подразумевает максимальное удовлетворение запросов и потребностей покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и предлагаемых услуг. Немаловажным также является ценовой фактор, то есть стоимость товаров/услуг, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых возможно только при использовании различных логистических методов на протяжении всего цикла движения товаров/услуг.

Становление логистики

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.

Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны.

К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России ) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей.

Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых:

  • экономическая и социальная нестабильность;
  • неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги).
Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня.

Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт.

И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.

Трудности развития логистики

Очевидно, что в нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие вышеупомянутые проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её успешное и динамичное развитие:
  • нестабильная общеэкономическая ситуация;
  • социальная напряжённость определённых слоёв общества;
  • отставание экономики страны от общемировой;
  • отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);
  • низкий уровень развития технологической, а также производственно-технической баз;
  • недооценка структуры обращения;
  • недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.
Вышеупомянутые трудности – это лишь частные случаи, главным тормозом выступает отсутствие таких бизнес-проектов, в которых было бы чётко прописано распределение функций каждого подразделения компании. Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может выполнять разные виды работ, что может вылиться, например, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента – заказчика.

Светлое будущее или закат развития?

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими. Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России.

Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки:

  • технологические;
  • научно-теоретические.
Первые имеют отношение к развитию и внедрению систем управления материальными потоками. Речь идёт о появлении внутрипроизводственных систем и систем автоматизирования процессов. Раньше такими системами были Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром, но в начале 90-ых их упразднили.

Вторая группа предпосылок связана с подготовкой специалистов-логистов.

Основатель и генеральный директор логистического стартапа GroozGo Анна Качурец рассказывает о технологиях, которые начинают использовать крупные ритейлеры и перевозчики - в том числе и в России, и объясняет, как эти изменения отразятся на логистике в целом.

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

Анна Качурец

Совсем недавно команда логистического стартапа GroozGo провела опрос 45 специалистов - крупных игроков и логистики, таких как Dyson, Sony, Siemens, L’oreal, LaModa, «Деловые Линии» - о том, какие изменения ждут их логистические подразделения .

В последние несколько лет тяжело было всему бизнесу, но особенно кризис ударил по логистической отрасли.

Многие компании переориентировались на внутренние заказы из-за снижения объемов международной перевозки (сказались санкции и военное положение на Украине, а это был один из основных транзитных путей грузовиков и крупнейший торговый партнер России).

Из-за девальвации рубля выросли расходы на топливо и транспортное обслуживание. Нельзя не упомянуть о введении новых мер регулирования автоперевозок - это обязательная установка тахографов и плата за проезд в системе «Платон». Поэтому для компаний с собственным парком машин на первый план выходит эффективное управление цепочкой поставок и загрузкой транспортом.

Основная задача логистики - выстроить эффективную систему поставки. Согласно набирающей обороты стратегии lean-логистики («бережливая логистика») во многих компаниях все процессы, происходящие в цепочке поставок, являются потерями, а цель ведущих игроков ритейла и производственных компаний - эти потери минимизировать или устранить.

Первым шагом к lean-логистике является оптимизация затрат. Большинство респондентов (73%) считают, что снижение расходов и дальше поможет повысить рентабельность деятельности.

Также эксперты считают внедрение технологий одним из самых эффективных методов повышения рентабельности бизнеса (64% опрошенных). Сегодня технологии трансформируют практически каждую отрасль - от отельного и такси до сельского хозяйства. Наконец, дошли до логистики.

В логистике почти ничего не менялось десятки лет из-за сложности и непрозрачности процессов. Но перемены не ждут, пока логистические операторы адаптируются. Так, CEO Amazon Джеффу Безосу, похоже, есть что предложить рынку логистических услуг. И каждый день создается новый стартап, готовый навести порядок в .

Итак, мы решили проанализировать, как и какие технологии внедряют глобальные компании.

Технологии в логистике

По мнению наших респондентов, Alibaba и Amazon начнут активно расширять свои услуги в сторону логистики. Этот тренд мы наблюдаем уже сегодня: логистическое подразделение Alibaba Cainiao оценивается в 7,7 млрд долларов , что превышает оценку транспортного подразделения крупнейшего провайдера логистических услуг DHL .

Amazon Logistics Amazon также неуклонно улучшает качество предоставляемых услуг для своих клиентов и переходит на самовывоз для ускорения доставки. В 2016 году компания взяла в лизинг 20 «Боингов» для обеспечения бесперебойных поставок. Также Amazon находится на передовой внедрения новых технологий автоматизации: на складах, в доставке и клиентском сервисе.
Amazon Drones Amazon не раз заявляла о том, что хочет использовать мобильные воздушные дроны для доставки товаров покупателям. Кроме того, Amazon запатентовала строительство док-станций для дронов на фонарях и лоббирует разрешение доставки беспилотными летательными аппаратами - и уже за пределами США. Так, недавно английское правительство разрешило Amazon тестировать свои беспилотники в Туманном Альбионе, правда, только в определенных местах.
Amazon Robotics На складах Amazon работает более 30 тысяч роботизированных систем - грузчиков Kiva, которые полностью автоматизировали процесс хранения, комплектования и упаковки. Чтобы эффективно распределять товары, требуется около 90 крупных центров . С помощью роботов интернет-гигант сократил операционные расходы на 20%, что в денежном эквиваленте составляет 22 миллиона долларов на каждый склад .
Honeywell Intelligrated Honeywell купил компанию автоматизации управления цепи поставок и склада Intelligrated за $1,5 млрд. Intelligrated был успешным интегратором мобильных и стационарных роботизированных решений и систем для производства, складирования, обработки материалов и автоматизированного хранения и поиска на протяжении 20 лет. У компании большой портфель IP по автоматизации склада, выполнения заказов и программных решений.
FedEx Sensaware FedEx развивает бизнес-направление сенсорной логистики, которая представляет собой сервис для контроля цепочки поставок в реальном времени - не только от точки отправления до точки назначения, а в режиме постоянного наблюдения. То есть еще до того, как посылка покинет место отправления, есть возможность узнать, содержится ли она в правильном температурном режиме, проставлена ли на упаковке нужная маркировка.
DHL Smart Sensor DHL оснащает контейнеры устройством Smart Sensor, которое использует сверхвысокочастотные RFID-метки и встроенные температурные датчики. Это позволит клиентам компании отслеживать температурные режимы перевозок и получать предупредительный сигнал в случае их нарушения. Метка SmartSensor считывается в нескольких точках: на станции отправления, в тот момент, когда объект покидает станцию и когда отправляется с этой станции для доставки по соответствующему адресу.
IoT GM, Hyundai, BMW Производители автомобилей и транспортные операторы инвестировали значительные средства в подключение транспортных средств к интернету. Как в «восстановительные» системы, такие как LoJack , так и в автомобильные услуги вроде OnStar от компании General Motors . Применение технологий IoT предвещает новую эпоху в сфере управления трафиком и мониторинге транспорта .
Drive4Schenker DB Schenker объявил о партнерстве с uShip, в рамках которого сделает онлайн-платформу для перевозчиков под названием Вози для Schenker (Drive4Schenker). Запуск платформы планируется в этом году. Эксклюзивный контракт американской логистической платформой uShip обошелся компании в десятки миллионов долларов и будет действовать 5 лет на территории Европы. DB Shenker использует технологию американской компании для автоматизации управления сторонним транспортом (с компанией работает более 25 тысяч индивидуальных перевозчиков).
Delta Cargo Online Delta Cargo запустила платформу онлайн-бронирования авиаперевозок . Также компания внедрила систему электронных контрактов и обмена электронными документами. 77% всей работы с документами происходит онлайн .
CB Robinson Freightquote CB Robinson выкупил платформу моментального расчета тарифов доставки и грузоперевозок Freightquote. E-commerce платформа агрегирует службы доставки, моментально рассчитывает стоимость и помогает быстро заказать доставку .
KN FreightNet Kuehne+Nagel, ведущий игрок морских и авиаперевозок, запустил платформу онлайн-бронирования грузоперевозки при доставке сборных грузов (перевозка грузов нескольких заказчиков одним самолетом/машиной в одном направлении).
The UPS Store В 2013 году отдел по работе с розничными клиентами компании United Parcel Service начал тестирование принтера Stratasys UPrint SE Plus, который можно использовать для производства различных предметов - запчастей, функциональных прототипов, используемого реквизита, архитектурных моделей, крепежей для камер, осветительных приборов и кабелей . Уже в этом году UPS планирует добавить возможность в своих магазинах по всей территории США.
Global Ports На Усть-Лужском контейнерном терминале, входящем в группу Global Ports, впервые на российском стивидорном рынке внедрена технология электронного согласования заявок на пропуск в зону пограничного контроля.

В 2012 году американский журнал The Economist провел исследование влияния новых технологий на бизнес и цепочку поставок компаний. Казалось, что прогнозы абсолютно нереалистичные, но в 2016 г. они начали сбываться. Итоги исследования звучали так:

  1. «Технологизация» затронет все индустрии без исключения. Развиваться смогут лишь те компании, которые будут максимально быстро внедрять новые технологии.
  2. Компаниям будет тяжелее маскировать плохое качество и/или высокие цены, так как технологии откроют доступ к информации для всех потребителей в любой точки планеты и сделают все процессы более прозрачными и понятными.
  3. Те, кто смогут воспользоваться этим, начнут создавать бизнес на основе Big Data.

Этот опрос, а также анализ мировых , показали, что отрасль наконец-то готова к технологическим изменениям. Мы ожидаем, что в следующие 5 лет логистика станет более эффективной и быстрой благодаря автоматизации и выходу в онлайн.

Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!

Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.

Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.

Новые технологии логистики

Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?

Факты и цифры

Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.

  • Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
  • Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7% .
  • 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
  • В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн .
Логистика будущего

Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT (мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL – логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).

3D печать

Текущая ситуация

  • Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
  • 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
  • Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.

Роль в логистике

  • Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
  • «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
  • Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)

Текущая ситуация

  • 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
  • 46.62% планируют делать это в будущем.
  • 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
  • Лишь 3% отрицают этот факт.

Роль в логистике

  • Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
  • Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
  • Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)

Текущая ситуация

  • 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
  • 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
  • 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
  • 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
  • 31% производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.

Роль в логистике

  • Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
  • Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
  • Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт

Текущая ситуация

  • 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в управлении грузовым автотранспортом.
  • Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
  • Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
  • 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
  • 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.

Роль в логистике

Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.

Зачем развивать технологии

Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.

Новые модели развития

  • Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
  • Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.

Гибкость

  • Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.

Близость к клиенту

  • Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.

Мультиканальность

  • Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
  • Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.

Информационные технологии

  • Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.

Непрерывность

  • Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.

Стабильность

  • Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.

Прозрачность

  • Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.

Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.

(Решетневскце чтения

положительным примером для многих других крупных промышленных предприятий, незнакомыми с системой электронной торговли, что, в свою очередь, позволит более динамично развиваться рынку и по-

высит конкуренцию между поставщиками. Но для их успешной работы необходима надежная правовая система, защищающая права интеллектуальной собственности и права акционеров.

Ya. I. Shamlitsky, Ya. O. Bebneva Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

INTRODUCTION OF SYSTEM OF ELECTRONIC AUCTIONS

The work describes introduction of the system of electronic auctions at an example JSC «KZH» Birjusa» of a large machine-building enterprise.

© EaMJiHUKHH fl. H., Ee6HeBa fl. O.. 2011

Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

В практике логистического менеджмента все большее развитие получает институт провайдеров, берущих на себя основные виды операционной деятельности и комплексный сервис.

Мировой рынок логистических услуг устойчиво развивается на протяжении более 20 лет. В настоящие время на российском рынке доминируют традиционные виды логистических услуг, такие как транспортировка, складирование, грузопереработка, страхование грузов и тому подобное, которые носят ярко выраженный операционный характер.

В то же самое время на западных рынках доминируют контрактные логистические провайдеры, берущие на себя основные виды операционной деятельности и оказывающие комплексный сервис.

В логистической системе партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны». Компанию, которая формирует ЛС, иногда называют центральной компанией или «хозяином» логистического процесса. В зарубежной практике логистического менеджмента даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) - «третья сторона в логистике» или логистический посредник.

Многие компании мирового класса применяют современные логистические технологии для оптимизации управления цепями поставок. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (например, TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress и др.). При этом, как правило, используются принципы аутсорсинга (outsourcing) - передача определенных логистических и других видов услуг для выполнения сторонним организациям. Например, в США приблизительно 40 млрд долл. услуг в логистической сфере представляется на условиях аутсорсинга.

В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности выделяют следующие этапы развития логистического сервиса.

В период с 1970-1980 гг. сформировались так называемые технологии инсорсинга. 1PL-уровень ин-сорсинга (логистика одной стороны) в сфере логистических услуг, когда все операции выполняет сам грузовладелец. 2PL-уровень инсорсинга (логистика второй стороны) в сфере логистических услуг, фирма сама планирует и складирует, но не имеет транспортного парка. Это модель логистических услуг второго уровня.

По мнению В. В. Дыбской, это узкофукциональ-ные логистические посредники (транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные компании, страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т. п.).

В период с 1980-1990 гг. появляется 3PL-уровень аутсорсинга в сфере логистических услуг (или полный аутсорсинг), при котором субподрядчики занимаются логистикой фирмы, фирма сама не занимается внешней логистикой. Это модель логистических услуг третьего уровня, или 3PL-провайдеры.

К функциям 3PL-провайдера относят: прямую транспортировку; управление складированием; консолидацию отправок; экспедирование; оформление платежей за перевозки; сопровождение грузов; услуги таможенного брокера; проектирование информационных систем; выбор информационного обеспечения; поддержку информационных систем; выбор перевоз-

Логистика в аэрокосмической отрасли

чиков; переговоры о тарифах; возврат товара; управление автотранспортом; переупаковку, маркировку; контрактное производство; управление выполнением заказов; консолидацию отправок; управление запасами; управление процедурами заказов; обеспечение запчастями; консультационные услуги; снабжение материалами.

Прежде всего контрактная логистика опирается на соответствующую логистическую инфраструктуру: дороги, склады, разгрузочные терминалы и т. п. При этом сам 3РЬ-провайдер может не иметь в своем распоряжении логистических активов, таких как транспорт или недвижимость, а выступать только в качестве субконтрактора. Отсутствие обязательств по контрактной логистике на большей части территории исключает экспансию в глубь России большинства западных розничных сетей - теперь понятно, почему там никого нет, кроме METRO и IKEA, которые в России почти все делают сами. Единственный выход из создавшейся ситуации заключается в инфраструктурных инвестициях (торговая и складская недвижимость, транспортные терминалы, дороги, ИТ и каналы связи), которые должны взять на себя первопроходцы: ритейлеры, поставщики товаров и/или их логистические операторы.

С 1990-2000 гг. сформировался 4РЬ-уровень аутсорсинга в сфере логистических услуг, при котором фирма пользуется услугами генератора логистики.

Такие системные логистические интеграторы предоставляют услуги по проектированию и управлению бизнес-процессами в цепях поставок, включая коор-

динацию действий заказчика и основных контрагентов, а также обмен данными в цепи поставок в реальном масштабе времени. До сих пор 4РЬ-провайдеры в России отсутствовали. Однако их выход на российский рынок ожидается в самое ближайшее время в связи с ростом конкуренции в торговле и продолжающейся экспансией международных компаний. До недавнего времени выход 4РЬ-провайдеров на территорию России сдерживался отсутствием в стране необходимой ИТ-инфраструктуры для поддержки электронной логистики (в частности, электронного обмена данными EDI).

Некоторые специалисты полагают, что в связи с развитием электронного бизнеса могут произойти изменения в логистике и возникнет следующий уровень логистических систем операторов - провайдеров - 5PL. 5РЬ-провайдеры - виртуальные интегрированные логистические операторы, Интернет - логистика, логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Сотрудничество с логистическим посредником позволяет фирмам получить конкурентные преимущества за счет сокращения операционных логистических издержек, общего повышения эффективности функционирования ЛС, и как следствие - снижения себестоимости продукции, повышения гибкости и адаптации фирмы к постоянным изменениям окружающей среды, снижения рисков, сокращения продолжительности операционных и логистических циклов.

N. V. Shirochenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MODERN TECHNOLOGIES ON THE MARKET OF LOGISTIC SERVICES

In the practice of logistic management the institute of the providers incurring principal views of operational activity and complex service develops very quickly.

© Широченко Н. В., 2011

Российский логистический рынок уже около десятка лет является привлекательным для иностранных компаний. Игроки, пришедшие из-за рубежа, не только становятся полноправными участниками всех рыночных процессов, но и прочно занимают лидирующие позиции в России. У компании Itella есть глобальная стратегия, в соответствии с которой Россия - один из приоритетных рынков, так как он обладает хорошим потенциалом для развития и роста.

Логистика — клиентоориентированный бизнес, который должен развиваться для клиентов и вместе с клиентами. Компания Itella всегда прислушивается к потребностям своих клиентов, прежде чем сделать очередной шаг в бизнесе. Например, логистический оператор идет с клиентами в регионы, где есть спрос, который снова оживился после кризиса 2008-2009 годов. В 2012-2013 годах запросы логистических услуг росли в основном в региональном направлении. Itella в России была готова реализовать их за счет хорошего географического покрытия собственными складами и наличия точек входа в страну через все базовые порты России (Новороссийск, Санкт- Петербург, Владивосток), а не только через западную границу.

В целом, необходимо констатировать, что в России уровень развития логистики находится на средней отметке. В европейском логистическом пространстве, где рынок уже сложился и давно поделен между основными игроками, борьба в основном идет за цену, так как набор предоставляемых услуг и их уровень качества уже определен. В России же рынок логистики все еще чрезвычайно подвижен, подвержен частым изменениям и колебаниям, здесь нередки события, меняющие вектор развития, например, частые экономические кризисы, поэтому отрасль развивается не линейно, а по спирали.

Российские логистические компании и их клиентов бросает то в борьбу за мировой уровень качества операций и инноваций, что, понятно, стоит немалых денег, то в борьбу за самую низкую цену, когда качество и долгосрочные отношения начинают уходить на второй план. Все это происходит в зависимости от ситуации на рынке. Но оба аспекта важны, и здесь приходится искать равновесие, идти на компромиссы, чтобы сбалансировать кратко- и среднесрочные цели. Особенно это заметно в транспортной логистике, в то время как рынок складских услуг более состоявшийся, хотя и там колебания очень заметны.

Логистический аутсорсинг

В России на сегодняшний день велик процент компаний, самостоятельно организующих логистические процессы, в том числе работу на своих складах. В то время как в Европе и тем более в Америке ситуация противоположная — компании предпочитают сотрудничать с внешними провайдерами логистических услуг.

Согласно последним исследованиям международных и российских аналитических групп, доля логистического аутсорсинга в России оценивается всего в 20%. При этом в развитых странах Запада значение этого показателя достигает 40-50%. В России передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается входящей и исходящей транспортной логистикой, тогда как во всем мире данная услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предпри- ятий, но и управление запасами и цепочками поставок продукции в целом.

Многие российские клиенты по-прежне- му предпочитают осуществлять и курировать логистические процессы самостоятельно, силами своих логистических служб, а не пе- редавать их на исполнение логистическому провайдеру. Если же говорить о тех клиентах, которые отдают логистику на аутсорсинг, в России его доля выше в транспортных услугах и ниже для 3PL- и 4PL-сервисов. Хотя картина постепенно меняется, и российские предприятия реального сектора экономики учатся правильно считать затраты на логистику и все чаще прибегают к услугам профессионалов, экономя деньги и время. Еще не так давно, в 1990-е годы, у каждого предприятия был свой автопарк, даже небольшие компании имели у себя в штате водителей на «Газелях», решавших все вопросы с транспортной логис- тикой. Сейчас таких явлений намного меньше — доля аутсорсинга транспортной логистики достаточно высока.

На мой взгляд, одним из новых направ- лений развития станут логистические услуги для современного ритейла, где еще очень высок потенциал для оптимизации на растущем рынке электронной коммерции. Несмотря на отсутствие роста ВВП, рынок Интернет-торговли продолжает расширяться. Растет и логистика для этого сектора. Определенным потенциалом обладают страны Таможенного союза, где по-прежнему имеются возможности для развития и, соответственно, поле для работы логистических провайдеров. Перспективным направлением для логистических операторов и, в частности, для нашей компании является рынок экспресс-доставки. Несмотря на то что на этом рынке сейчас наблюдается определенное замедление, у него высокая доходность, и он по-прежнему остается привлекательным.

Игроки рынка складской логистики

Если рассуждать о рынке контрактной логистики, я бы охарактеризовал его как относительно состоявшийся. Здесь достаточно четко определен список основных игроков — это международные логистические провайдеры и крупнейшие российские игроки, пережившие кризис 2008 года. Если говорить о ведущих игроках, то одним из них, безусловно, является наша компания — Itella. Также крупным игроком и, соответственно, одним из наших основных конкурентов на этом рынке, являет- ся компания FM Logistic, которая сопоставима с нашей и по объемам бизнеса, и по показателям выручки. Мы в зависимости от региона занимаем от 20 до 50% рынка складской ло- гистики. Все остальные игроки — компании среднего и небольшого размера.

Мы оцениваем игроков рынка складской логистики и, соответственно, наших конкурентов по количеству складских площадей и сегментам, в которых они работают. В Itella мы выделили 6 основных сегментов, индустрий рынка, на которые мы обращаем основное внимание как в складской логистике, так и в транспорте. И, разумеется, мы анализируем своих конкурентов, развивающихся в этих же направлениях.

Именно эти 6 направлений, на наш взгляд, продолжат активно развиваться в России. Это такие индустрии, как фармацевтика, сегменты «одежда и обувь», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника», FMCG и индустрия так называемых DIY («Do It Yourself»)1 ритейл- магазинов. Несмотря на наметившийся экономический спад, эти сегменты не останавлива- ются в росте, а значит, если мы хотим идти в ногу с тенденциями рынка, нам следует разрабатывать те направления, которые продолжат свое развитие в России.

Портрет клиента логистического оператора

Говоря о современном портрете клиента логистического оператора в России, попробую назвать его основные черты. Наш клиент — скорее и чаще иностранная компания, а не российская. В первую очередь это связано с тем, что крупные международные компании в большей степени готовы к аутсорсингу логистических функций и знают, как с ним работать. Зарубежные игроки давно осознали, что для бизнеса выгоднее ситуация, когда каждый занимается своим делом, а не раздувает штаты собственных отделов логистики. Понятно, что людей нужно набирать, обучать, удерживать, развивать, обувать и одевать, и на это работает целая армия сотрудников. Проще найти профессионального партнера, договориться с ним о правилах работы, о по- казателях по качеству и цене и интегрировать его в свою ИТ-инфраструктуру. Это резко снижает количество персонала и повышает гибкость, так как снижаются фиксированные затраты, и фокус смещается на развитие ос- новного бизнеса и отношений с собственными клиентами.

Хотя среди российских компаний по-прежнему сохраняется тенденция делать все самостоятельно, очень многие из них уже начали отдавать транспортные услуги на аутсорсинг. Постепенно складывается понимание того, что иметь собственный автопарк неразумно — гораздо выгоднее найти надежного партнера. Но в складской логистике такого понимания пока нет.

В целом портрет нашего идеального клиента таков: это либо компания, имеющая большой объем перевозок от завода-изготовителя, расположенного за пределами России, либо российский производитель, осуществляющий дистрибуцию по территории всей нашей страны. Во втором случае отсутствуют импортная составляющая и услуги по таможенному оформлению, но имеется большой объем работы по транспортировке и хранению. Ценен каждый клиент, но логистических провайдеров особенно интересуют нуждающиеся в организации полноценной цепочки поставок.

Работа для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса

30% российского рынка — это сети: продуктовые («Пятерочка», «Магнит» и т.д.) и непродуктовые («М.Видео», «Эльдорадо» и т.д.), а также компании, поставляющие свою продукцию в эти сети. На ритейл приходится значительная часть российской экономики, и очевидно, что мы все работаем над удовлетворением его потребностей. Задумайтесь: любой товар, лежащий на полке в магазине, прошел через склады и транспорт. И большинство товаров, имеющихся у вас дома, прошли, вероятно, через наши склады (это и утюги, и телевизоры, и игровые приставки, и мобильные телефоны, и зубная паста, и мебель, и многое другое, даже сигареты и алкоголь). Сейчас работа с ритейлом и для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса.

Компанию Itella в России интересует также обслуживание крупных производств, когда нам передается часть внутренней логистики на аутсорсинг. Это очень перспективное направление, и оно во многом отличается от нашего стандартного бизнеса. Мы имеем успешный опыт такой работы в Санкт-Петербурге на одной из крупных табачных фабрик.

Складская инфраструктура

Перейдем к описанию складской инфраструктуры. На сегодняшний день уровень ее развития можно охарактеризовать как достаточный. В 2013 году процент вакантных площадей в Московской области был незначителен — около 1,5%. Но сейчас тенденция изменилась: введено и заложено много новых площадей, поэтому на рынке появилось много свободных складских пространств — почти 3%, в настоящее время не составляет труда найти склад практически любого размера. Поэтому арендные ставки начали падать.

На мой взгляд, для крупных международных логистических компаний идеальный вариант склада — build-to-suit. Это означает, что здание изначально строится с учетом требований конкретного клиента, и можно сразу учесть все его нужды (к примеру, специальные условия по пожарной безопасности, увеличенная зона экспедиции, конфигурация и этажность мезонинов). Но чаще всего 3PL- провайдеры предпочитают арендовать стандартный блок в здании класса А.

Сейчас происходит бурное развитие регионов, в частности Санкт-Петербурга и юга России — покупательская способность там растет. Наша компания имеет несколько крупных логистических центров в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Владивостоке и Екатеринбурге. Пока этого достаточно для удовлетворения спроса со стороны наших клиентов. Но есть и новые проекты по развитию в ряде регионов, которые могут быть запущены уже в следую- щем году.

Критерии отбора для складских пространств обычно таковы: инфраструктура (электричество, коммунальные сети, связь и пр.), транспортная доступность (крупные трассы, развязки и вылетные шоссе), наличие потенциальной рабочей силы с возможностью добраться до склада и организовать подвоз; важно также, чтобы рядом были другие склады и технопарки. В частности нас весьма интересует область вокруг будущей ЦКАД.

Что касается общей ситуации на рынке собственных и арендованных складов логистических операторов, сложившейся сегодня в Московской области, то порядка 30% складских площадей арендуется логистическими операторами и 70% сдаются в прямую аренду непосредственно компаниям. На российском рынке немало компаний, которые самостоятельно организуют логистические процессы. Они-то как раз и стремятся к схеме прямой аренды.

Но у каждого логистического оператора имеются свои представления о правильном соотношении собственных и арендованных складов. Мы в Itella предпочитаем взвешен- ный подход — сбалансированное соответствие между своими и арендованными складами. По состоянию на III квартал 2014 года в Itella доли распределены примерно поровну.

Партнеры и поставщики услуг логистических операторов

У крупных логистических провайдеров, конечно, есть партнеры, вместе с которыми они организуют логистические процессы. Мы сотрудничаем с лизинговыми компаниями, ко- торые помогают подбирать персонал в пиковые периоды загрузки складских сотрудников, а также пользуемся услугами транспортных партнеров. Что касается складских операций, мы не допускаем посторонние компании для работы на наших площадках.

В компании Itella сложная система отбора и утверждения поставщиков. К сожалению, в России все еще велика вероятность завязать сотрудничество с недобросовестным контрагентом, поэтому мы очень осторожно и взвешенно подходим к выбору партнеров.

В частности наша компания предъявляет высокие требования к состоянию автопарка. Мы учитываем год выпуска транспортных средств, проверяем водителей, перевозящих наши грузы, смотрим, давно ли компания существует на рынке, как платит налоги, застрахована ли ее ответственность перевозчика и экспедитора и т.д. Каждый поставщик проходит серьезный отбор. Это могут быть как российские, так и западные компании; мы пользуемся также услугами иностранных поставщиков из Европы и Азии. Наши подрядчики должны соответствовать этическому кодексу ведения бизнеса. Все партнеры выбираются на тендерной основе, контакты постоянно анализируются, пересматриваются на соответствие требованиям.

О санкциях и будущем рынка

Сейчас во всем мире широко обсуждается тема санкций, и обойтись без нее в статье невозможно. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, Itella планирует и далее развивать российский бизнес. Россия является одним из приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не собираемся менять приоритеты. Itella по-прежнему усматривает в стране потенциал, представляющий колоссальные возможности для роста и развития. Основные наши клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Мы, в частности, не работаем со скоропортящейся продукцией.

Впрочем, некоторое замедление экономического роста в результате экономических санкций, несомненно, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами, а также внутри страны. В свою очередь, это может привести к росту конкуренции логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но на больших компаниях это вряд ли отразится, поскольку они, работая с крупными клиентами, нацелены на улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы компаний.

Наша компания продолжит оказывать услуги в сфере логистики и электронной коммерции, развивать новые и перспективные, на наш взгляд, направления (температурное хранение, кросс-докинг и сборные грузы, обслуживание электронной торговли).

Многие сейчас говорят о резком сокращении иностранных инвестиций в российское пространство, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже сделано. Многие компании уже построили заводы, вло- жились в автоматизацию производств, и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже вложено, никуда не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться — силами иностранных и крупных российских операторов.

Мы следим за развитием ситуации, и, хотя на сегодняшний день вопрос об экономических санкциях по-прежнему актуален, надеемся, что ситуация на Украине и внешнеторговые отношения России и зарубежных стран стабилизируются, и наш рынок снова будет развиваться бурными темпами.

Николай Воинов, www.logistika-prim.ru