Принципы организации финансов предприятий. Экономическая сущность финансовой работы организации Принципы организации финансовой работы на предприятии

1). Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.

2). Ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовый результат на предприятии является качественным показателем деятельности как руководства предприятия, так и всего коллектива предприятия. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка.

3). Финансовое планирование. Финансовое планирование определяет направления движения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагает получение и направления использования денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается планирование финансового результата.

4). Этот принцип в качестве обязательного условия предполагает формирование финансовых резервов для любого предприятия. Финансовые резервы обеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если предприятие создает в достаточном и необходимом размере финансовые резервы, то это обеспечивает предприятию соответствующий положительный имидж на рынке.

5). Финансовая дисциплина. Предприятие должно своевременно и полно обеспечивать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскими институтами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.

6). Самоокупаемость предприятия. Предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивается возобновляемость производства и кругооборот ресурсов предприятия.

7). Деление средств, участвующих в обслуживании оборота предприятия, на собственные и заемные. (Краткосрочные банковкие кредиты - источник заемных средств.)

8). Разграничение основной и инвестиционной деятельности предприятия.

Условием существования рыночной экономики вообще является присутствие на рынке товаропроизводителя.

Главное отличие товаропроизводителя - форма собственности , которая является первоосновой любого предприятия.

· частная

· государственная

· коллективная

· иностранная,

которые отражают внутреннюю организационную специфику предприятия, а это отличает предприятия одно от другого по формам владения капиталом, распределения и использования доходов и финансового результата - прибыли.

Специфика отдельных предприятий выделяется особенностями организационно-правового характера.

По этому признаку предприятия подразделяются:

· по количеству работающих (МП);

· по производственному характеру.

Отношения собственности выделяют предприятия:

1. коллективные (различные формы товариществ);

2. акционерные общества;

3. арендные предприятия;

4. разнообразное участие денег собственников в создании и формировании капитала (по разному распределяется ответственность).

Существуют и дополняют друг друга различные предприятия, находящиеся в отношениях конкурентной борьбы. Это обеспечивает соревнование в повышении эффективности производства, экономии затрат живого и овеществленного труда.

Собственник предприятия по своему усмотрению может владеть, пользоваться и распоряжаться всем принадлежащим ему имуществом, может передавать свои полномочия другому лицу. Использовать имущество в качестве залога. Совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону.

Предпринимательская деятельность осуществляется самим собственником или субъектом, управляющим его имуществом.

Собственник имущества решает ограничивать или не ограничивать права владения и управления при передаче его другому лицу.

Предприятия являются юридическими лицами: и, следовательно, организует собственную финансовую деятельность. Каждое предприятие использует следующие основания для организации:

1. обособление имущества предприятия, которым данное юридическое лицо отвечает по своим обязательствам. Это обособление имущества фиксируется в Уставе предприятия, а затем в балансе;

2. ведение самостоятельного баланса

3. использование собственного имени при совершении сделок и принятии ответственности по ним;

4. полученные доходы предприятия являются собственность предприятия, а следовательно, распределение и использование их происходит на правах собственности.

За счет каких источников обеспечивается формирование имущества предприятия:

1. денежные и материальные взносы учредителей или участников предприятия;

2. полученные предприятием доходы от всех видов деятельности;

3. проценты, дивиденды, полученные в результате владения различными ценными бумагами;

4. кредиты банков;

5. средства кредиторов;

6. временное владение чужими средствами в обороте;

7. субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и другие виды сонаций;

8. арендная плата;

9. благотворительные взносы;

10. доходы от долгосрочных финансовых вложений.

Формы собственности накладывают определенный отпечаток на внешние отношения предприятий.

ТОО : “+” - не надо публиковать различные виды отчетности;

“-” - нет способов привлечения внешних финансовых средств, которые есть у АО.

АО - отличительная особенность в свободном хождении акций. Широкие возможности привлечения финансовых ресурсов путем дополнительного выпуска акций и облигаций. Специфические отношения с учредителями, возникающие при распределении акционерного дохода и выплаты дивидендов.

Если предприятие арендное , то собственностью арендаторов является не только произведенная продукция, но и полученный доход и, как часть, арендная плата.

Государственную форму собственности отличает специфика отношений распределения дохода, каналы распределения оказываются иными, поскольку собственником является государство, поэтому несколько большая часть дохода оказывается в собственности предприятия еще до момента распределения. Государство несет ответственность за результаты деятельности, финансовый результат.

Государство формирует хозяйственную среду фирм. Государственное регулирование имеет совершенно определенное воздействие на финансы предприятий, которое определяется нормативными актами, регламентирующих действия государства на рынке. В зависимости от этих законодательных актов предприятия и формируют свои отношения с государством и другими предприятиями.

Основные черты:

1. лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов;

2. государство теми или иными актами регулирует систему денежного обращения в стране;

3. налоговая система;

4. основные принципы ценообразования и формирования затрат;

5. система и организация расчетов;

6. внешнеэкономическая деятельность;

7. организация фондового рынка;

8. взаимоотношения с бюджетной системой;

9. определение государственных гарантий.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. В современной учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных принципах организации финансов организаций. Так, Павлова Л.Н. к принципам реализации финансов относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность / 52, с.38 /. Романовский М.В. считает, что принципами современной организации финансов предприятий являются: плановость, финансовое соотношение сроков, взаимозависимость финансовых показателей, гибкость, минимизация финансовых издержек, рациональность, финансовая устойчивость / 78, с.430-431 /.

По нашему мнению, перечисленные выше принципы носят частный характер и в большей мере применимы при разработке конкретной финансовой стратегии и оценке результатов финансовой деятельности и финансового состояния организаций. Поэтому мы разделяем точку зрения Дробозиной Л.Н. и считаем, что основными принципами организации финансов являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами / 76, с. 81-84 /.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Организации независимо от организационно-правовой формы самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу.

Организации с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (регулирование взаимоотношений организаций с бюджетом, внебюджетными фондами, налоговое регулирование, определение амортизационной политики, валютное регулирование и др.).

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупае­мость затрат на производство и реализацию продукции, выпол­нение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий составляет более 70 %, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все организации способны реализовать этот принцип, т.к. по объективным причинам не могут обеспечить рентабельность своей продукции (работ, услуг). К ним относятся предприятия пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Принцип материальной заинтересованности - объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. В настоящее время в связи с реформированием налоговой системы появляются предпосылки для реализации этого принципа.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.

Руководители предприятий за нарушение налогового законодательства несут административную ответственность, к отдельным работникам предприятий и организаций применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.

Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском неполучения денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17

Финансовые отношения коммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Это принцип не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Вместе с тем о полной хозяйственной самостоятельности говорить не приходится, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику и политику в области формирования резервов.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

Самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников.

Принцип материальной заинтересованности. Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.

В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, прибыль, инвестиции - определяется как основной, выделяются четыре основных типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (cost center) - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (revenue center) - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов: отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж.

Центр прибыли (profit center) - подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п.

Центр инвестиций (investment center)- подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений.

Принцип обеспечения финансовыми резервами. Необходимость данного принципа диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет.

Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. Именно на основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка бизнес-планов основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Поэтому хорошо разработанный план является хорошим результатом коммерческого расчета.

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.

Также этот принцип проявляется в том, что предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающих несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов случаях нарушения предприятием налогового законодательства.

Принцип экономической эффективности. Смысл этого принципа определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.

Реализация всех принципов организации финансов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

1 сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

2 отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.)

3 виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

4 организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные функции финансов предприятий? В чем заключается их отличие от финансов на уровне государства.

2. Что относится к финансовый ресурсам предприятий?

3. Каким образом обеспечивается реализация принципа хозяйственной самостоятельности?

4. Что означает реализация принципа самофинансирования?

5. Как может быть обеспечения реализация принципа материальной заинтересованности?

6. Что означает принцип материальной ответственности?

7. Почему необходима реализация принципа обеспечения финансовых резервов?

8. Какие принципы необходимо учитывать при построении структуры управления финансами?

9. Как выделяются центры ответственности?

10. Какие методы используются в управлении финансами хозяйствующих субъектов?

Тема 8. Управление финансами предприятий.
Финансовый менеджмент

Теоретические концепции финансового менеджмента. Управление долгосрочным финансированием. Теоретические концепции структуры капитала. Источники долгосрочного финансирования. Методы управления источниками финансирования. Управление краткосрочным финансированием. Индикаторы краткосрочного финансирования. Стратегия финансирования. Ликвидность и финансовая устойчивость предприятия. Источники краткосрочного финансирования.

Немногочисленные пока теории финансов предприятий в силу сравнительной молодости данной науки воплощаются в дисциплинах финансового менеджмента. На ранней их стадии они были основаны на допущении существования идеальных рынков капитала, которых в реальной действительности не существует. Затем появился анализ дисконтированного денежного потока , основанный на понятии временной стоимости (ценности) денег. Ставка дисконта, используемого для его анализа, должна была отражать: 1) рискованность данного денежного потока; 2) превалирующий уровень доходности; 3) степень дискретности денежного потока. Однако эти показатели остаются достаточно трудно прогнозируемыми величинами.

Реальная величина (Р) будущих доходов (S) будет определяться ставкой дисконта (r) и числом периодов инвестирования:

Важный вклад в развитие теории управления финансами внесли Франко Модильяни и Мертон Миллер , сделавшие вывод, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и рисковости). В последующем они ввели в свою модель фактор финансовых затруднений, показав, что по мере увеличения доли заемного капитала стоимость фирмы возрастает благодаря экономии от снижения налогов (за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли). По мнению других ученых начиная с определенного момента рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала. Эта "теория компромисса" позволяет лучше понять влияние различных факторов на процесс формирования и функционирования финансового капитала фирмы, взаимосвязь ее финансового портфеля с привлечением кредитных ресурсов.

Разработчиком современной "теории портфеля" считается Гарри Марковиц, получивший за свои труды в этой области Нобелевскую премию по экономике в 1990 году. Выводы теории Марковица состоят в том, что совокупный уровень риска операций с фондовыми инструментами, как правило, может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основная причина такого снижения риска заключается в отсутствии прямой функциональной связи между значениями доходности по большинству различных активов. Основными выводами теории портфеля являются: 1) для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от основных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

Теория портфеля учит инвесторов методам измерения уровней рисков, но не конкретизирует их взаимосвязи с требуемой доходностью. Данная взаимосвязь конкретизирует "модель доходности финансовых активов" (Capital Asset Pricing Model, САРМ), разработанная Джоном Линтером, Яном Мойссином и Уильямом Шарпом. САРМ основана на допущении наличия идеальных рынков капитала. Согласно этой модели требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Модель может быть использована для определения общей цены капитала фирмы и требуемой доходности реализуемых ею проектов.

Теория ценообразования опционов была отражена в модели, разработанной Блэком и Шоулзом. Опцион представляет собой право - но не обязательство - купить или продать какие-то активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода времени. Его важной особенностью является то, что он не может иметь существенных негативных последствий для его держателя, поскольку последний в любой момент может отказаться от его исполнения. Модель позволяет провести безрисковое хеджирование операций с ценными бумагами и другими активами. Покупая акции и одновременно продавая колл-опционы на эти акции, инвестор может конструировать безрисковую позицию, где прибыли по акциям будут точно компенсировать убытки по опционам. Безрисковая хеджевая позиция должна приносить доход, равный безрисковой процентной ставке.

Одной из важнейших финансовых теорий является "гипотеза эффективности рынков" (Efficient Market Hypothesis, ЕМН), имеющая многих соавторов. Эффективным считается рынок, в ценах которого находит отражение вся информация. ЕМН позволяет сделать вывод о том, что стоимость фирмы не может быть увеличена за счет операций на финансовом рынке. Поскольку чистый приведенный эффект (NPV) финансовых операций равен нулю, стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг.

Теория агентских отношений рассматривает конфликт интересов, которые возникают между акционерами, менеджерами и кредиторами. Акционеры (принципалы) стремятся повысить свои доходы от вложенного капитала, в то время как менеджеры (агенты) больше озабочены получением причитающихся им привилегий. Организация контроля за их деятельностью и ее стимулирование стоят значительных средств, что и является предметом рассмотрения данной теории. Конфликт с кредиторами порождается риском финансирования проектов фирмы.

Когда менеджеры знают о перспективах своей корпорации больше, чем аналитики и инвесторы, возникает ситуация "асимметричной информации". В этом случае менеджеры могут справедливо полагать, что акции или облигации их фирмы имеют завышенную или заниженную стоимость в зависимости от характера недоступной для посторонних информации, что обычно имеет место. В этом случае менеджеры могут использовать "сигналы", чтобы довести информацию до инвесторов в целях максимизации стоимости ценных бумаг корпорации. Потенциальное влияние асимметричной информации на рынке было показано в работе Джорджа Акерлофа "Рынок "лимонов" (подержанных автомобилей).

Названные выше и другие теории лежат в основе финансов предприятий или финансового менеджмента. Собственно сам финансовый менеджмент - это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В качестве основного объекта управления в нем выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. Управлять денежным оборотом - значит предвидеть его возможную динамику в ближайшее время и на перспективу, уметь эффективно использовать имеющиеся денежные средства для ведения хозяйственной деятельности, приумножения капитала и получения прибыли.

Субъектом управления, то есть управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовые отделы (управления, департаменты), а также финансовые менеджеры, которые в свою очередь могут пользоваться услугами консультационных служб. Управляющая подсистема должна вырабатывать и реализовывать цели финансового менеджмента. Главным содержанием ее деятельности является выработка управленческих решений по движению финансовых ресурсов и капитала организации с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Для определения ожидаемого объема и интенсивности денежного оборота предприятия необходим анализ движения финансовых ресурсов и капитала, состояния финансовых отношений предприятий с субъектами внешней среды. Для решения этих задач наука и практика выработала систему экономических и финансовых показателей, базирующихся, в основном, на данных бухгалтерского учета и информации о внешнем финансовом рынке. В число важнейших показателей этого анализа входят данные о технико-организационном уровне и других условиях производства, объемах продаж фирмы, себестоимости и рентабельности продукции, эффективности использования основного и оборотного капитала, прибыльности и финансовой устойчивости предприятия и множество других. Все они являются предметом изучения теории финансов предприятий, финансового анализа и менеджмента, чтобы на практике обеспечить фирмам выживаемость в жестоких условиях рыночной конкуренции. В современный период для решения этих задач широко используются информационные технологии и программные продукты, получившие общее название ERP-систем (Enterprise Resources Planning System).

Финансовая работа на предприятии - это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими предприятиями и собственными работниками.

Финансовые отношения представляют собой построение рациональных схем отношений предприятия с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства.

Общим для всех финансовых отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств, а так же то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому правильная, рациональная организация финансов предприятия является главным фактором его успешной производственно-хозяйственной деятельности.

Предметом финансовой работы на предприятии являются:

а) финансовые отношения, а именно - построение рациональных схем отношений предприятия с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства, как обязательной предпосылки формирования его первичных доходов;

б) финансовые потоки, а именно - обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации, как обязательных предпосылок финансового равновесия предприятия, его финансового благополучия.

Возможные направления воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки принято представлять тремя укрупненными группами:

1) финансовое планирование;

2) оперативно-управленческая работа;

3) контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование -- это процесс обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и ее сбалансирование с возможными источниками покрытия.

Главной целью финансового планирования на практике является своевременное и полное финансовое обеспечение реализации намеченных предприятием производственных и экономических программ, а также - максимизация объемов, получаемой прибыли.

Оперативно-управленческая работа в сфере финансов предприятия предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Основной целью оперативно-управленческой работы является постоянное позитивное воздействие на результативность любой финансовой сделки и хозяйственной операции, совершаемых предприятием и поддержание его деловой репутации на должном уровне.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

Обеспечение своевременных платежей предприятия в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды государства, своевременности его расчетов с поставщиками сырья, топлива, энергии, что является первейшими признаками его платежеспособности;

Изучение рыночной конъюнктуры, кривых спроса и предложения как объективной основы принятия обоснованных маркетинговых и ценовых решений;

Обеспечение ускорения оборачиваемости оборотного капитала как важнейшего способа снижения текущих финансовых потребностей предприятия;

Создание и поддержание оптимальных объемов производственных запасов предприятия, гарантирующих сохранение непрерывности процесса производства;

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия как обязательной предпосылки соблюдения им платежной дисциплины;

Составление сведений о поступлении средств, их расходовании и справок о ходе выполнения показателей финансового плана, о финансовом состоянии предприятия как объективной информационной базы для подготовки управленческих решений.

Каждая из названных задач является элементами финансовой тактики.

Контрольно-аналитическая работа имеет своей целью объективную оценку экономической эффективности, рентабельности и целесообразности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия. Контролю и анализу подлежит вся их технология: от проверки законности, соответствия действующим финансовым инструкциям до выяснения их влияния на имидж и деловую репутацию предприятия.

Контрольно-аналитическая работа призвана отследить выполнение показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и дать объективную оценку этим процессам как отправной точке для совершенствования деятельности предприятия на перспективу.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений независимо от выбора схемы построения финансовой службы предприятия, организация финансовой работы в любой отрасли и на предприятиях разного организационно-правового статуса должна строиться на следующих принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий, коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство определяет отдельные стороны деятельности предприятий, например амортизационную политику. Так, законодательно регламентируются и взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа -- одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Республике Беларусь относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.

Но общий объем денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с белорусским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Объективная необходимость принципа заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.

Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь место прямые просчеты в разработке производственной программы.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов,
основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

17. Государственный бюджет его сущность и роль в экономических процессах.



Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства).

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Сущность
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста.

Роль
Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения ¾ налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

18.Бюджетное устройство, бюджетный процесс и бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит, управление им.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

За последние семь лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего, так и внешнего. Если учесть, что положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета, и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов явились:
- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

Нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т. п. ;

Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (так называемая видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.

20. Внебюджетные фонды, их социально-экономическая сущность.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетный фонд – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует части доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, а в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

Источники формирования :
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетных фондов с собственными источниками доходов. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов, выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод – это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях. когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обуславливает сложные многоступенчатые связи. Они возникают между внебюджетным фондом и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно они при наличии активного сальдо приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:


  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

21. Финансовые реального сектора экономики, их сущность, источники и особенности.

Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) - совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
или
Реальный сектор экономики - сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета.

Термин не имеет чёткого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Начало активного использования относится примерно к 1998 году. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

В классификации инвестиций по объектам вложения выделяют реальные и финансовые инвестиции .
У. Шарпа : «Реальные инвестиции обычно включают инвестиции, в какой либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенный акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике бо льшая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими»

Реальные инвестиции (капитальные вложения) – это авансирование денежных средств в материальные и нематериальные активы (инновации) предприятий. Финансовые же инвестиции выражают вложение капитала в финансовые активы, включающие все виды платежей и финансовых обязательств.

22.
Государственная региональная финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению социально-экономических программ региона, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения.

Государственная региональная финансовая политика является частью общей государственной финансовой политики.

Перед регионами стоят в основном те же задачи, что и перед федеральными властями в рамках принятых федеральных концепций, стратегий и программ развития экономики страны. Причем, экономическая политика региона неразрывно связана с его финансовой политикой. Финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики.

Экономическая политика региона преследует следующие основные важнейшиецели и решает задачи :
- рост валового регионального продукта на душу населения;- рост уровня и качества жизни населения;
- экономическую эффективность производств и ее повышение;
- рост уровня и качества человеческого капитала, в т.ч. за счет его государственного финансирования;
- торжество закона и стабильные и равные правила для экономических агентов;
- низкую инфляцию и стабильные цены;
- привлечение инвестиций в регион за счет повышения инвестиционной привлекательности и улучшения предпринимательского климата;
- финансовую устойчивость региона;- бюджетную обеспеченность региона;
- оптимальные межбюджетные отношения;- снижение безработицы;
- рост доходов населения;- социальную защищенность населения.

Все эти цели и задачи в той или иной мере отражены в программных документах Правительства РФ, а также в региональных программных документах и законах.
Основной целью финансовой региональной политики является финансовое обеспечение выполнения текущих государственных и муниципальных обязательств и задач региона в сочетании с финансовым обеспечением среднесрочных и долгосрочных программ развития региона.

Финансовая политика региона должна базироваться на основополагающих среднесрочных и долгосрочных федеральных концепциях, стратегиях и программах развития.

Она направлена:
- на повышение инвестиционной привлекательности региона в части снижения финансовых рисков и повышения финансового потенциала области;
- на развитие финансовых рынков региона, в том числе кредитного рынка, рынка ценных бумаг и страхового рынка;
- на реализацию сбалансированных консолидированного регионального и муниципальных бюджетов;
- на финансовое обеспечение выполнения программ развития области и программ развития муниципальных образований;
- на повышение финансовой самообеспеченности региона;
- на выполнение финансовых обязательств региона.

Финансовое долгосрочное планирование региона базируется :

На среднесрочной и долгосрочной программе развития страны;
- на концепции, стратегиях и программах развития региона;
- на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;
- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;
- на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;
- на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;
- на прогнозировании долгосрочных заимствований;
- на прогнозировании инвестиций в регион.

Финансовая стратегия региона строится на базе эффективного использования собственных средств, заимствований и трансфертов из федерального бюджета. Главной целью стратегии является обеспечение роста качества жизни населения, а также выход на финансовое самообеспечение.

Региональная финансовая политика многогранна и включает :
- бюджетную политику;
- инвестиционную политику;
- политику заимствований;
- социальную политику;
- налоговую политику;
- финансовую промышленную политику;
- политику поддержки и финансирования малого бизнеса;
- региональную политику на финансовых рынках (банковском рынке, рынке ценных бумаг, страховом рынке);
- политику финансирования сельского хозяйства;
- политику финансовой поддержки инновационных проектов.

Финансовую региональную политику можно разделить на :
- краткосрочную (годовые бюджеты);- среднесрочную (3-5 лет);- долгосрочную (обычно на 7-10 лет).

Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Основным документом , регулирующим региональную финансовую политику Воронежской области, на данный момент является Постановление Администрации Воронежской области от 18 января 2008 г. N 27 "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ".

23.Финансовые ресурсы предприятий: структура имущества и источники финансовых ресурсов организации.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Конкретное содержание финансов организации раскрывается в их функциях.

Финансы предприятия выполняют в основном три функции :

-распределительную (стимулирующую);
Под распределительной функцией финансов организации следует понимать ее участие в процессе распределения доходов .Распределительная функция финансов заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии в целях выполнения денежных обязательств перед контрагентами, персоналом, бюджетом и кредиторами.
-контрольную;
состоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективности ее деятельности . Так, например, контроль за уровнем рентабельности позволяет определить степень результативности хозяйственной деятельности организации. Наряду с этим финансы организации способны воздействовать на степень эффективности ее хозяйственной деятельности посредством так называемого контроля рублем , который осуществляется внутри организации, в ее взаимоотношениях с другими участниками делового оборота, вышестоящей организацией, государством и другими участниками финансовой системы.
-обслуживающую (воспроизводственную)
является второй функцией, раскрывающей содержание финансов предприятия. Так как движение доходов предприятия связано с возобновлением потребляемых ресурсов, то часто эту функцию называют воспроизводственной . Наличие этой функции связано с необходимостью обеспечения непрерывного движения доходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность процесса обслуживания финансами организации движения ее дохода зависит от соответствия потоков материальных и денежных ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации. Во многом это соответствие определяет платежеспособность предприятия, способность своевременного и полного выполнения своих обязательств перед другими субъектами финансовых отношений.

Финансовые ресурсы предназначены :

  • для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;
  • осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;
  • оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;
  • финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на :

  • централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);
  • децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях :
в масштабах страны;
на каждом предприятии.

Финансовые ресурсы предприятия - это его основной и оборотный капитал .

Формирование и пополнение финансовых ресурсов (основного иоборотного капитала ) - важная финансовая проблема. Первичное формирование этих капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал .