Краткая история батика. Эскизы для батика. Батик в России. Страницы истории История возникновения батика в западной европе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра дизайна

Контрольная работа

по дисциплине: Декоративно-прикладное искусство

ИСТОРИЯ БАТИКА

Выполнила:

Балашева Наталья Анатольевна

Калуга, 2017 год

Введение

1. Понятие роспись по ткани

2. История развития батика

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

На сегодняшний день все большую популярность набирает роспись по ткани (батик), но мало кто знает ее историю, ее истоки, технику, которую использовали во многих странах.

А ведь история берет начало в глубине веков в странах древнего Востока. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое может наполнить жизнь радостью творчества.

Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.

Рисунок на ткани можно получить путем переплетения нитей основы и утка или путем нанесения на поверхность ткани узоров, рисунков зверей и птиц краской. Всего сто пятьдесят - двести лет назад рисунок печатали или «набивали» на ткани при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом и силуэтом животного или птицы. Ткани, полученные таким способом, получили название «набоек».

Родиной этого древнейшего искусства считается Индия. К концу 17 века индийская цветная набивная ткань (ситец) произвела революцию в европейской моде, и более поздний европейский текстиль был лишь слабой имитацией индийских образцов.

В истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошли в своем искусстве животных, а именно птиц. От ритуально-магического изображения зверя в доисторические времена до монументальных и декоративных произведений второй половины XX столетия прослеживается непрерывная линия развития анималистической темы. Многообразный животный мир - это значительная часть окружающей нас природы, с которой тесно связана жизнь человека. С древнейших времен до нашей эры, среди изображений вечных спутников человека - лошади, собаки, кошки, быка (коровы) нередко встречается выразительный образ удивительных, изящных и в своем роде прекрасные создания парящих птиц.

Птица с древних времен является символом или оберегом ловкости, хитрости, талисманом любви в браке так же в некоторых традициях птица выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. Некоторые народы наиболее пристрастны к этому символу, другие предпочитают дракона, леопарда, тигра, змею, дельфина. Все зависит от национальных традиций, народных верований, обычаев и почитаний.

1. Понятие роспись по ткани

Роспись ткани (батик «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска») - древнее искусство.

А если говорить точнее то, батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.

В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, - до орнамента, где она становится тканью. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск. Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной.

Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

2. История развития батика

Существуют фактические исторические свидетельства, что украшенная при помощи подобной техники ткань использовалась в Египте, Персии, Индии, Китае, Японии, Индонезии, других часть Юго-восточного региона задолго до нашей эры. В Египте в полотно, пропитанное воском, на котором были процарапаны рисунки с помощью острого инструмента, заворачивали мумии уже в четвертом веке до нашей эры.

В Китае о технике батика знали во время династии Тан (618-907), а в Японии в эпоху Нара (645-794).

В Африке был найден батик, разрисованный племенными тотемами народов, говорящих на языке йоруба.

В Индии с образцами «традиционного огурца» пейсли. В Китае и Японии с изящными родными мотивами. Историки предполагают, что техника, появившись в Египте или Шумерии, распространилась в Африку, Персию, а оттуда, в конечном счете, попала в Азию.

2.1 История развития батика в Индонезии

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки.

Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, «…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.

Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавалась из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, кавунг (с круговыми элементами).

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучающий материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «…С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поколения богам, раджам и т. д., и каждый узор полон символики и наделен волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мировоззрения».

Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое. Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика.

А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужили особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы. Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану.

Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в 18 веке, и даже сегодня появятся в картоне Джакарты в запретном узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей. Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика. Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика.

Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается переход «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap-батика, т. е., нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткань вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

2.2 История развития батика в Китае

Китай называют не только страной фарфора, но и страной шелка. Начало производства шелка - одного из замечательных культурных достижений китайского народа, ставшего достоянием всего человечества, - относят ко 2 тысячелетию до н. э. Шелковые ткани долгое время были одним из основных предметов китайского экспорта.

«Великий шелковый путь» - так называли торговую дорогу, связывавшую в древности Китай с западными странами.

Искусство украшения китайских тканей очень самобытно, обнаруживает тонкий художественный вкус мастеров. Узор на тканях может быть не только тканым и вышитым, но и набивным, нанесенным при помощи трафарета. Набивными бывают обычно хлопчатобумажные ткани, производство которых - древнейшая в Китае отрасль хозяйства.

Самым простым и наиболее распространенным украшением набивных тканей являются изображения цветов и птиц-любимейшие мотивы китайских мастеров искусства. Богатые декоративные мотивы для набивных тканей подсказаны окружающей природой. Вон тканей делается гладким, однотонным, либо покрывается мелкими точками (главным образом в изделиях провинции Чжэцзян). Очень красивы набивные синие покрывала, которые обычно дарят молодоженам.

Мастера-набойщики работают совместно с художниками в области гравюры на дереве, лубка, но особенно плодотворно их содружество с мастерами вырезок из бумаги. Последний вид искусства служит неисчерпаемым источником тем для украшения набивных тканей.

Искусство набивных тканей широко распространено по всей стране. Особенно оно развито в Шанхае, а также в Сучжоу, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Изделия провинции Хунань отличаются динамичностью орнамента, а ткани провинции Чжэцзян-изяществом рисунка.

Набивные ткани изготовляются двумя способами. Первый способ - при помощи трафарета из прессованной бумаги, пропитанной тунговым маслом. Покрыв рисунок по трафарету клеевой смесью, состоящей из извести и бобовой муки, мастер несколько раз опускает ткань, а чан с краской.

Когда окрашенная ткань высыхает, клейстер с узора счищается и на ткани остается четкий белый узор. Второй способ набивки, или батикования ткани - при помощи воска. Этот способ распространен главным образом среди национальных меньшинств Китая. Особенно славится искусством батицования народность мяо в провинции Гуйчжоу, где оно передает в семьях из поколения в поколение. Ткани с рисунком, сделаны при помощи воска, называют «лажань». Изготавливают их следующим образом: ткань натягивают горизонтально и покрывают слоем воска, растопленного в сосуде с горячей золой. Воск разравнивают на ткани специальной ложечкой из круглой медной пластинки. Когда воск застывает, в нем нагретым ножом выскабливают узоры, а затем всю поверхность покрывают горячей водой. Орнаментальные композиции на тканях мяо очень разнообразны и включают изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, облаков, меандра, восьмиконечных звезд, крестов, стилизованных цветов и деревьев. Мастера набивных тканей создают новые узоры на основе традиционного орнаментального искусства.

2.3 История развития батика в Японии

Безусловно, в Японии, как и во всех странах мира, период господства ручного ткачества и окрашивания тканей в ручную миновал навсегда. Однако кустарный труд японских текстильщиков сохраняется и, видимо, сохранится в будущем, так как только он может в полной мере удовлетворить спрос на уникальные ткани того высокого качества, которое недостижимо в стандартном машинном производстве.

Ткани, изготовленные на ручном станке и окрашенные растительными красителями, создают во многих частях страны. И волокно, и краски народных тканей в различных местностях различны. Зависят они и от назначения одежды. Наиболее традиционны льняное полотно (в жаркую погоду), хлопчатобумажные ткани (для повседневной одежды), шелк (для торжественных случаев), ткани из бананового волокна (преимущественно на острове Окинава). Нежные оттенки расцветки, которые могут быть достигнуты лишь при использовании естественных красителей, составляют прелесть национальных одежд с их разнообразными узорами - от простых полосок и клеток до изысканных животных орнаментов, заимствованных у придворных мастеров древности.

Наряду с ткаными цветными узорами большое распространение в Японии имеют различные методы окрашивания. В одних случаях либо рисунок, либо фон закрывают, накладывая рисовый клей или мягкий воск и окрашивая оставшуюся свободной поверхность.

В других случаях окрашивание производится при помощи бумажного трафарета. Эти методы известны с 8 века. Придворные мастера окрашивали таким способами узорчатый шелк. Раскраска по трафарету распространяется и на изделия, выполненные из бумаги (фонари, веера-опахала).

В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру.

Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски - например, с узелковой техникой, позволяющей создавать очень сложные узоры. На ткани в определенном порядке завязывают узелки. Затем опускают в красильный раствор и, вытащив, развязывают узелки. Получается узор из концентрических кругов.

2.4 История развития батика в России

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей, очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников - батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку».

Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков, первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна».

Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

3. Современная техника росписи ткани

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Методом узелкового батика можно создать красивую композицию. Сначала кусочки ткани резервируют от попадания краски, для чего используется различные веревки, нитки, жгуты.

Материал плотно обматывают подручными средствами, завязывают на нем узелки. И только потом наносят краску кистью.

В результате обмотанные нитками места не прокрашиваются. Рисунок на ткани зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов. Иной вид батика - классический. Это способ украшения ткани с помощью резервирующего состава, то есть расплавленного воска, парафина, смолы или других подобных веществ.

Хотя такой метод был известен еще со времен Древнего Египта, родиной его считается Индонезия. Он является прообразом современного горячего батика. Процесс начинается с нанесения на кусок полотна абриса, то есть контура будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно покрывают воском и окрашивают снова. Эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. На заключительном этапе нанесенный на ткань воск надламывают, в результате чего образуются трещины, в которые добавляют красители разных цветов. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. В итоге на полотне остается рисунок трещин. Этот технический прием называется кракле. Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом.

Резервирующий состав может быть как бесцветным, так и иметь любую окраску. Художественная особенность этого способа росписи состоит в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Способ свободной росписи напоминает акварельную живопись. Здесь возможны мягкие переходы без резких очертаний.

Можно изобразить все что угодно: летнее утро, туман, лесной или морской пейзаж. Для работы в стиле марблинг понадобится специальный компонент «Thickener» в виде порошка, который применяют для создания основы рисунка. Разведите состав в пропорциях 1 чайная ложка на 1 литр воды в плоской ванночке высотой 2-4 сантиметра. Через час на гелеобразную массу нанесите краску. Затем на этой поверхности палочкой или иголкой создайте рисунок. Положите ткань на полученный рисунок.

Спустя 20 секунд снимите и быстро промойте ткань проточной водой. Такая техника позволяет имитировать мраморные разводы.

Довольно проста в исполнении техника монотипии, но и с ее помощью можно получить интересные эффекты. Вам понадобится лист стекла или пластика. На его поверхность нанесите краски в свободной манере.

Можно использовать всю палитру, имитируя радугу. На композицию положите ткань и плотно прижмите.

Самый простой и доступный даже детям метод росписи - аэрография. Он представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом. Краски разбрызгивают по ткани с помощью пульверизатора, при этом можно использовать разнообразные красители в аэрозольной упаковке. В тех случаях, когда необходимо получить ровно окрашенную поверхность, аэрограф просто необходим. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя трафареты-маски, а также сухие растения, кружева, пуговицы, бусы, всевозможные сетки, листы бумаги и т. д.

На основе проделанного пути было создано целое поколение художников, занимающихся росписью ткани. Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко и т. д. (Сергей Давыдов («философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий). Изначально художники занимались только производством платков, но спустя время кафе, кинотеатры и театры стали заказывать большие панно для интерьера. Следует подчеркнуть, что модные бренды также используют в своих коллекциях роспись тканей, которые пользуются колоссальной популярностью. искусство художественный батик

Заключение

Изучив историю батика, я пришла к выводу, что батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять сердца.

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов.

Роспись по ткани очень популярна и в наше время. Каждый человек хочет быть не похожим на других. Батик делает наряд стильным и оригинальным. Фантазия в сочетании с индивидуальностью помогут создать оригинальную работу. Рисунки на ткани могут быть в подарок, для настроения, для обновления надоевшей или спасения запятнанной вещи. Каждому будет приятно носить одежду с изображением, сделанным собственноручно или специально для него. Неважно - одежда, обувь, сумка или головной убор. Такие работы - если грамотно сделать и закрепить, а потом правильно стирать, не выкрашиваются кусками, не линяют, а выцветают очень медленно. Также следует подчеркнуть, что прикладное искусство отличается красочностью, жизнерадостностью, а самое главное, показывает сочетание цвета и формы, различных материалов. Яркие и причудливые принты на ткани сейчас вновь популярны, более того, модные тенденции все чаще благоволят расписанным тканям.

Список литературы

1. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002 г.

2. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931 г.

3. Аскова Е. Декоративная ткань. - М.: Сов. Художник, 1986 г.

4. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978 г.

5. Гильман Р., Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2003 г.

6. Давыдов С.Г. Батик - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005 г.

7. Дашкевич В., Иск-тво современной Японии. - Л.: Советский художник, 1965 г.

8. Дашкевич В., Декоративно-прикладное искусство Китая. - М.: Восточная литература, 1959 г.

9. Дворкина И. батик. М.: 2000 г.

10. Демин Л., Искусство Индонезии. - М.: Знание, 1965 г.

11. Жоголь Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере. - Киев: Будiвельник, 1986 г.

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование. Методы обучения росписи в системе дополнительного образования; организация кружков младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    История возникновения и развития художественной росписи ткани в странах Азии и Европы. Художественно-технологические этапы создания авторского проекта. Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике горячего батика.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Батик как обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. История его развития, родина, особенности технологии выполнения в разных странах, применение. Символическое значение и способы росписи тканей. Панно в технике холодного батика.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Изучение основ декоративно-прикладного искусства, росписи ткани. Ознакомление с историей развития батика. Рассмотрение основных приемов росписи. Выполнение элементов декора интерьера детской комнаты. Расчёт общей себестоимости выполненного изделия.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    История возникновения и развития художественной росписи ткани за рубежом и в России. Технология изготовления декоративных платков парео "Лето". Выбор замысла, композиции, колорита росписи, материалов и инструментов, видов росписи для изготовления платков.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2014

    Техники и технологии росписи тканей в странах Востока. Развитие искусства батика в Европе, Америке и России. Способы окраски тканей. Основы декоративной композиции и стилизации. Колорит и спектр в текстильном изделии. Материалы и инструменты для росписи.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Рассмотрение роли народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека; исторические корни художественных промыслов России. Рассмотрение особенностей Городецкой росписи по дереву. Апробирование методов формирования навыков кистевой росписи.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Возникновение и развитие великоустюжской росписи как вида русского народного искусства. Характеристика сундучной, коробеечной и сложноорнаментальной росписи, особенности техники их выполнения. Основные требования, предъявляемые к произведения искусства.

    реферат , добавлен 18.07.2013

    Текстиль в интерьере в наши дни. Художественная роспись по ткани. Применение минимализма в интерьере. Оформление текстильных изделий. Красный цвет в интерьере. Обоснование выбора материалов. Технология изготовления штор в технике холодного батика.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Исторический обзор керамического искусства Гжели. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников. Программа по изучению гжельской росписи в кружке. В организацию кружка входят: практические занятия и организация выставок.

Зародившись в Азии и на Востоке, много веков развивалось именно там. Эта плодовитая земля родила немало мастеров, оставивших свой след в искусстве батика на многие, многие десятилетия.

А как же обстоят дела с российской стороной? На Руси у нас явно не рисовали на тканях с помощью воска и природных красителей, хотя одежда, конечно, была цветная — ткани в то время окрашивали . Об этом и поговорим.

Итак, все «расписную» одежду знать на Руси, а потом и в России, закупала в Европе, которая уже тогда переняла традиции восточных мастеров. Но пришло время становления и наших художников.

Интерес к батику в нашей стране возник довольно поздно — в 20-х годах ХХ века . В это время активно развивается новомодный стиль «модерн». Русские художники без ума от этой стилистики и творческих приемов. Центр всего, как обычно — Москва, Санкт-Петербург , также батиком начинают интересоваться мастера в Киеве, Одессе, Тбилиси.

Читайте также:

Интересно, что «русский батик» пошел по своему собственному пути, ведь истоков художники не знали, а, значит, не могли отследить преемственность традиций или какие-то конкретные технологические приемы. Вот почему первые работы батичистов начала прошлого века отличает некоторая размытость технологии и неопытность творческой манеры.

В это время активно расцветают творческие артели — своеобразные объединения мастеров различных областей. Не обошла эта участь и батичистов. Художники по ткани занимались в то время производством шалей, платков, одежды с росписью. Чаще всего это были мелкие заказы, но иногда судьба улыбалась такому объединению: они получали заказ из театра на создание сценических занавесей или ресторана — на оригинальную роспись штор.

В моду в ту пору входила асимметрия рисунка и , вот художники и находили вдохновение в собственной фантазии.

Однако, время НЭПа поубавило творческий пыл. Все, что с любовью создано талантливыми руками, ручная работа, штучный товар, а особенно — роскошные, витиеватые узоры и роспись — было объявлено как «несоответствие моральному облику советской женщины», как мещанство…

У страны была большая потребность в вымпелах, флагах и других атрибутах советской эпохи. Театральные занавеси с изображением серпа и молота — вот какие заказы стали получать художники. Если где-то штучный товар и продавался, то свой след в истории батика в эти годы не оставил.

И хотя в 30-40-х годах издавались книги по технологии росписи ткани и воспитано целое поколение , всеобщая уравниловка не способствовала развитию столь индивидуального и стильного вида искусства.

А вот в 50-е годы ситуация изменилась. Трудно поверить, но даже лозунг такой существовал: «Каждой советский женщине — по красивому платку». Текстильная и легкая промышленность возрождались, в московские и ленинградские фабрики приглашались для работы известнейшие художники.

Вот фамилии мастеров того поколения:

  • А. Алексеева,
  • К. Малиновская,
  • Т. Алексахина,
  • Н. Вахмистров,
  • С. Марголина,
  • Н.С. Балагурова,
  • И. Иноземцева и др.

Именно этим людям советские женщины обязаны появлению в свое гардеробе красивых платков (названия говорят сами за себя: «Труд», «Москва», «Весна» и т.д.). Чаще всего росписью становилось сочетание растительного орнамента и строгой геометрии рисунка.

В Москве появился художественно-производственный Фонд, помогавший начинающим мастерам росписи, устраивающий постоянные выставки и продвигающий интересные проекты. Батикистов стали отправлять за границу — чтобы перенять опыт познакомиться с традициями росписи других культур.

К концу ХХ-го века и началу ХХI-го тот вид декоративно-прикладного искусства активно развивается, он весьма полюбился россиянам.

Самые известные батикисты нашего времени это:

  • Сергей Давыдов
  • Ирина Трофимова
  • Татьяна Шихирева
  • Виктория Кравченко
  • Юрий Булычев
  • Виктор Парийский
  • Евгений Архиреев
  • Юрий Ярин
  • Александр Талаев и многие другие.

Батик Сергея Давыдова

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне. Законодателями «моды» выступают московские мастера, многочисленные победы на международных выставках это подтверждают.

Наши художники переняли опыт своих предшественников и сумели выработать свой собственный индивидуальный стиль, сделав батик не только прикладным видом искусства, но и одним из самых талантливых способах художественного самовыражения. Модельеры, и интерьера — это лишь малая толика тех, кто сегодня трудится на этой ниве.

Техника батик. Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае.
Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик , например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.


Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик , тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик , период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками и техника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик . В свою очередь голландские представители направились в Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.


В наше время вещи , расписанные в технике батик , пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, . Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств позволяющих даже новичкам с успехом заниматься и оформлением ткани.

Как мне кажется, прежде, чем начинать заниматься рисованием по ткани не имея опыта, стоит попробовать что то попроще, проверить свои силы. Прекрасным подспорьем могут стать картины по номерам (http://iteso.ru/), которые за короткое время обрели популярность среди начинающих художников-любителей, особенно тех, кто рисует не профессионально, но это является для них увлекательным хобби.

Творческих Вам успехов!

Предлагаем Вашему вниманию Модульные картины для украшения интерьера, если рисование батиком у Вас не пойдет.

Татьяна Кускова

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «капля воска» или «рисование горячим воском». Часть слова –«ТИК - означает точка, капля; -«БА» - хлопчатобумажная ткань.

Батик – технология окрашивания и украшения ткани. Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке - ручке.

Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Рисунок был незамысловатым, диктовался правилами и духом времени, в нем не было индивидуальности; но постепенно в 70-е годы техника батика получила второе рождение в виде «авторских» батиков.

Теперь, имея представление об истории этой техники, мы раскроем секрет уникальности батика… .Нанося краски, художник не может точно сказать как они растекутся и смешаются. Повторить можно только контур, окраска в любом случае будет отличаться, благодаря чему каждая картина или вещь, выполненная в технике батик, будет единственной в своем роде. Существует несколько видов батика: холодный, горячий, свободный, узелковый.

«Горячий батик»:

(история в начале говорила,а так же легенда про Бога) Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь - зеленый, желтый, синий - и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным - аристократам. Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XVII веке, когда был изобретен «чантинг».

«Холодный батик»:

Родиной «холодного батика» - Россия. В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Холодный батик позволяет получить рисунок, напоминающий изображение, сделанное мокрой акварелью. В технологии холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками.

«Узелковая техника»:

Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани.

Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Как правило, узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В летописях VII века в Японии упоминается о том, что эта техника называлась «шибори» (окрашивание связыванием).

«Свободная роспись»:

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техника» - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»; «Трафаретная техника» - рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя; «Графика по свободной росписи» - создается с применением солевой техники. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи - будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или станкового панно.

Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться). После того как все краски нанесены, ткань нужно прогладить утюгом с паром.

Батиком (индон. ba — хлопчатобумажная ткань, tik — точка, капля) принято называть роспись по ткани. Родиной этой техники считается Индонезия, хотя батик также издавна практикуется в Японии, Индии и Китае.

Техника батик основывается на том, что перед тем как покрасить ткань, на нее воском, парафином либо другими специальными составами наносится рисунок. Эти составы называются резервирующими, поскольку не пропускают краску (резервируют отдельные участки ткани от краски), и благодаря им рисунок после окрашивания ткани имеет четкие контуры.

Виды батика

Существуют следующие виды батика: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. При применении горячей техники в качестве полотна используется в основном хлопчатобумажная ткань. Резервирующий состав наносится на ткань специальным инструментом, который называется чантингом.

Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента. После полного высыхания уже готового изделия резервирующий состав можно легко удалить, прогладив изделие горячим утюгом через слои газет.

Солевая техника

Очень интересный и необычный эффект батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). После того как ткань окрасили, ее сразу же посыпают солью и дают высохнуть, а соль просто стряхивают. Соль впитывает в себя краску, и в зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются необычные и даже неожиданные эффекты, вплоть до полного выбеливания отдельных участков. Солевую технику можно смешивать с горячей и холодной.

Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются уже готовыми к применению. Технику холодного батика применяют в основном при нанесении на шелк или шифон.

Техника свободной росписи

Техника свободной росписи напоминает акварельную живопись фактически без применения резервирующих составов. Окрашивание ткани производится анилиновыми красителями либо масляными красками с растворителями. Резервирующие составы применяются только в том случае, если надо где-то провести границу между цветами.

Также свободную роспись можно производить по влажной ткани, образуя при этом очень плавное перетекание одного цвета в другой.

Сибори

Технику сибори (или шибори) еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Это древняя японская техника, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства — оригами. Сложенная ткань окунается в кипящий красящий раствор и кипятится около получаса.

После остывания, полоскания и просушки получается узор, похожий на картинку из калейдоскопа.

Бандан

Родиной техники бандан считается Индокитай. Применение бандана предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков, поэтому эту технику называют также узелковой. Здесь фантазия может не ограничиваться, узелки можно вязать где угодно и как угодно, под ткань можно подкладывать пуговицы, бусинки, камешки и затем окрашивать.

Чтобы приступить к росписи ткани в технике батик, следует, прежде всего, подобрать ткань и натянуть ее на подрамник. Далее нужно решить, какой рисунок вы хотите увидеть на этом пока еще чистом «холсте». Если вы не очень хорошо рисуете или затрудняетесь с выбором, можно использовать специальные шаблоны рисунков для батика, которые можно найти в Интернете .

Рисунки для начинающих

Рисунки для начинающих очень просты, но ваш первый шедевр всё равно будет единственным и неповторимым, впрочем, как и все последующие, ведь даже при нескольких одинаковых шаблонных рисунках окраска ткани будет абсолютно разной, потому что краска не умеет растекаться по шаблону.

А еще хочется добавить, что батик — это очень увлекательное занятие не только для взрослых, но и для детей. Дайте своему ребенку несколько шаблонных рисунков для детского батика, все необходимые материалы и принадлежности и простор для воображения — и его новое увлечение, возможно, перерастет в прекрасное хобби, приносящее ни с чем не сравнимое удовольствие.

Мастер-класс по технике батик: