Этические ценности социальной работы. Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы. Термин «деонтология» ввел в научный обиход

1. Человеческое достоинство и толерантность (Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.)

2. Социальная справедливость и гуманизм- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

3. Компетентность (обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом; определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента). Социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.

4 Социальная активность, мобильность и гибкость (взаимосвязанную деятельность СРка с человеком, обратившимся к ним за помощью. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, они прогнозируют возможные негативные ситуации и стремятся предотвратить их возникновение.

5. Уважение личности клиента и его самоценности;

6. Принятие клиента таким, какой он есть;

7. Не осуждающее отношение;

8.Уважение права клиента на его самоопределение;

9.Уважение доверия клиента;

10. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

11. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

12. Индивидуальный подход;

13. Уважение конфиденциальности;

14. Эмпатия;

15. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

16. Профессиональное развитие;

17. Обязательство работать в интересах клиента;

18. Стремление к социальной справедливости.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества в первобытной орде поведение каждого ее члена.. понятие сущность и содержание профессионального долга социального.. деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников медицинских работников..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы
Этика(греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древни

Проблемы формирования профессионального этико-аксиологического сознания социального работника
Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания -системы ценностных идей, убеждений, установок, потребност

Проблемы формирования личности специалиста социальной работника
Качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-

Место и роль этико-аксиологического подхода в развитии и становлении социальной работы

Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе
Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В содержательном плане этот свод состоит из принципов, норм и стандартов поведения, основанных на ценностях

Место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы
Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности СРка перед обществом и государством, перед СР как профессией и социальным институтом, перед коллегам

Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы социальной работы
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истор

Иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность,

Долг и ответственность социального работника перед самим собой
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он

Рациональное и иррациональное в профессионально-этической системе социальной работы
Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные. Рациональное социальное действие -при котором субъект предварительно продумал цель, а

Место и роль профессионально-этической системы в системе социальной работы
СР требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение ее гуманистической сущности и содержания, повышающей ее эффективность как проф деятельности и соц института. Этичес

Этические принципы исследований в социальной работе
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а це

Профессионально-этические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, обществу в целом. Эти проблемы нередко

Структура профессионального этико-аксиологического сознания социального работника, его основные детерминанты
Профессионально этическо-аксиологисеское сознание – представляет собой основы этики аксиологии, в том числе в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обуче

Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе
Профессионально-этический кодекс –это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их професс

Формы помощи и взаимопомощи в славянских племенах до 10 века
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основны

Профессиональный отбор и профессиональная подготовка специалистов в области социальной работы, аксиологические компоненты
Основны цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника:реализация ценности человека-клиента, социального работника ии других прямо или опос

Честь, взаимосвязь и взаимовлияние совесть и авторитет социального работника
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и общ

Принципы и уровни профессионально-этической системы социальной работы
Важнейшей составной частью этической системы СР являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному

Ценности и идеал профессиональной социальной работы
Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обуслови

Идеал и его функции в социальной работе
Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. И

Этико-аксиологический конфликт в социальной работе, его сущность, способы разрешения

Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений социального работника с клиентом
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала эксп

Профессионально-этический кодекс МФСР
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников, называетсяя «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В нем обозначена цель введения профессиональн

Формы и методы формирования личности социального работника
Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельно

Деонтологические принципы в социальной работе
Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Учение о

Понятие и сущность деонтологии социальной работы
Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Практически каждая современн

Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты
Ценности социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей. Система ценностей профессиональной социальной работы складываются под

Профессионально-этические кодексы социальных работников России
В основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников: - общечеловеческие ценности - современное человечество признает в качес

Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общественной морали
В практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отношения специалис

Место и роль ценностей в современной социальной работе
Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная работа – это особый

Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России
Подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества. Вначале развилась общинная помощь. У славянских племен этика взаимной помощи, распространялась и на своих и на «чужих». Наиболее широко из

Этико-аксиологические основания современной социальной работы
Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению

Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи
В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гум

Понятие и структура системы ценностей
Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с закон

Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности
Значительное место в профессионально-этической системе социальной работы занимает этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет выявить посредством анализа действительные цен

Деонтологические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деяте

Истоки и корни ценностных оснований социальной работы
Этапы: Арахический, Княжеская и церковная поддержка, Церковно-гос-венная помощь, Гос-в. призрение, частное и общественное призрение, гос-венное обеспечение, период соц работы. 1) Для Орды

Роль проофессионально-этической системы социальной работы в гуманизации общественных отношений
Профессиональная социальная работа является неотъемлемой составной частью совокупной деятельности общества. Она множеством формальных и неформальных отношений связана с общественными институтами, с

Профессионально-этическа компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы
Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятел

Одно из величайших заблуждений

при суждениях о человеке в том,

что мы называем, определяем человека

умным, глупым, добрым, злым, сильным,

слабым, а человек есть все...

JI. Н. Толстой

Понятие “ценности” распространено во многих отраслях человеческого знания и в различных сферах социальной прак­тики. Смысл этого слова вполне адекватен самому термину “цен­ность” - то, что мы ценим.

Понятие “ценностные ориентации” имеет неодинаковое зна­чение в различных областях науки. Тем не менее Б. Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения цен­ностных ориентаций, писал: “Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориен­тация групп и личности, общность целей деятельности, жизнен­ная направленность или мотивация поведения людей”.

Роль и место ценностных ориентаций в профессиональном и личностном развитии значительны. В связи с этим необходи­мо особо выделить некоторые аспекты ценности не только лич­ности, но и профессиональной деятельности, что позволяет обо­значить их взаимодействие и сочетание ценностных ориента­ций личности и деятельности. Выделяя ценностные ориентации профессиональной деятельности, мы тем самым подчеркиваем не только системное единство, целостность развития личности и деятельности, но и отводим им определенную роль в достиже­нии профессионализма, мастерства личности и деятельности.

Каждая профессия характеризуется общими и специфи­ческими, присущими только ей ценностями. Особенности про­фессиональных ценностей обусловлены ролью и статусом про­фессии в жизни общества и отдельного человека.

В мире существуют общепринятые ценности социального работника - это обычаи, этические стандарты и принципы, су­щественные для данной культуры, группы людей или индиви­да. Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремле­ние к преимуществу индивида по отношению к обществу, ува­жение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиента­ми, готовность к передаче знаний и умений другим, уважение к индивидуальным и групповым различиям, стремление к разви­тию способностей подопечного помогать себе самому и др.

Под ценностями профессиональной деятельности “Соци­альная работа” мы понимаем ведущую потребность служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует (аккумулирует) профессионально-личностную активность со­циального работника в достижении этой гуманитарной цели.

В основе этики социального работника лежат следующие основные принципы и нормы морали:

Гуманизм и безусловное уважение к человеку;


Обостренное чувство профессионального долга;

Обостренное чувство добра и справедливости;

Добросовестность и вежливость, терпимость;

Честность и порядочность.

Ценности самодостаточного типа являются ценностями- целями в себе и характеризуются: многоплановым, полифункциональным характером социальной работы, приобретаемым в последние годы статусом и значимостью этой профессии, высо­кой ответственностью перед людьми и обществом, самоутвер­ждением себя в качестве профессионала-мастера, гуманностью и желанием помочь человеку и др.

Ценности инструментального типа служат средством дос­тижения ценностей-целей: признание актуальности професси­ональной социальной работы в нашем обществе, соответствие интересов, склонностей, способностей личности специалиста характеру профессиональной деятельности, профессиональный рост, продвижение по службе и др.

Эти ценности предусматривают овладение теоретическим основанием смежных предметов (социология, психология, ме­дицина, педагогика, право и др.) и теорией, технологией соци­альной работы, составляющими основу профессионального об­разования. Структурный и качественный анализ ценностей рассматриваемой профессиональной деятельности обнаружи­вает их комплексно-интегрированный характер, гуманистичес­кую природу и сущность (доброта, милосердие, благотворитель­ность, помощь нуждающимся и др.).

Взяв за основу характерные потребности личности и соот­неся их с новой профессией - “Социальная работа”, ее гумани­стическим смыслом, можно обозначить следующие группы цен­ностей :

Ценности, отражающие специфику профессиональной де­ятельности альтруистического характера (помоги другому, нуж­дающемуся в твоей поддержке слабозащищенному человеку);

Ценности этической ответственности перед профессией (социальный работник защищает достоинство и целостность профессии; придерживается и умножает этические принципы, нормы, знания и миссию социальной работы, которая, как и лю­бая отрасль знаний, находится в процессе постоянного разви­тия и обогащения и др.);

Ценности, связанные с потребностью самореализации, са­моутверждения и самосовершенствования в профессиональной деятельности и личности социального работника.

Именно гуманистический идеал - самоценность личности - определяет смысл и значение этой деятельности, а ее ценности в связи с этим отражают признание гармонии общественных и личных интересов, осознание труда как высшего смысла жиз­ни, признание приоритета общечеловеческих ценностей (исти­на, здоровье, мир, милосердие, добро, помощь нуждающимся и др.).

В профессиональной деятельности социального работника противопоказаны следующие антиподы морали:

Бюрократизм и волокита;

Черствость и равнодушие к личности;

Несправедливость;

Разрыв слова и дела;

Высокомерие;

Взяточничество, коррупция.

Особую роль практической этики социального работника играют нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

Внешний вид работника;

Внешний вид помещения;

Удобство для посетителей;

Психологическая атмосфера доверия к посетителю.

В основе деятельности социального работника лежат опре­деленные нормы, правила, требования к его личности и деятель­ности. Эти нормы закреплены в этическом кодексе социального работника. В этот период этический кодекс выступает не как желательное явление, а как обязательное. В межличностном кон­такте социального работника и клиента он выступает как “неви­димый третий”, внутренний профессиональный цензор, позво­ляющий социальному работнику рефлексировать действия и поступки, их профессиональную направленность, контролиро­вать свою профессиональную компетентность. Отсюда не случай­но, что многие требования этического кодекса направлены на реф­лексию профессионального “я” социального работника.

Такой аспект в этическом кодексе, как категорический им­ператив, в истории профессии появляется впервые. Он направ­лен не только на клиента, но и на личностную сферу професси­онала, к его субъективному “я”.

Профессионально-этический кодекс социального работни­ка соединил в себе те этические установки, которые вырабаты­вались на всем протяжении становления и формирования этой профессии. Он содержит следующие принципы.

1. Преимущество индивида по отношению к обществу .

Социальный работник не только помогает индивиду, но он его защищает, помогает клиенту возобновить связи с обществом, войти в него, быть его полноправным членом. Только в отдель­ных случаях, когда клиент нарушает закон, социальный работ­ник защищает интересы общества.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом .

Та информация, которую получает социальный работник от клиента, не может быть предметом обсуждения в других ме­стах, так как это может изменить жизненный сценарий личнос­ти, привести к ухудшающим последствиям его существования. Аналогичный принцип существует и в практике церкви, и в ме­дицинской практике. Это общий гуманистический подход, вы­работанный в процессе развития цивилизации. Так как конфи­денциальность - один из способов защиты клиента перед кем-либо, то социальная защита - неотъемлемая функция социаль­ного работника.

3. Готовность отделить личные чувства от профессио­нальных отношений.

Это один из наиболее сложных для выполнения пунктов. Он связан с тем, что требует работать в определенном режиме, ког­да необходимо отделить “личностный миф”, т. е. свои представ­ления, стереотипы, уже наработанные случаи, от реальной кар­тины, которая существует. Вторая часть этого нормативного требования связана, прежде всего, с контролированием отно­шений между социальным работником и клиентом. Принцип “ты мне, я тебе” недопустим в межличностном взаимодействии, ибо в основе взаимоотношений лежит не принцип взаимозависимо­сти, а принцип взаимоуважения, не потребительские ориенти­ры, а любовь к ближнему, альтруизм.

4. Стремление к социальным изменениям, соответству­ющим социальным познанным потребностям.

Один из подходов, который реализуется в системе социаль­ной работы, связан с изменением среды обитания человека. В идеологии лежит тезис “социальная работа”, т. е. работа по из­менению различных объектов. Не случайно этот принцип, во­шедший с деятельностью основателей, является актуальным и теперь. Социальная активность, которая возводится в необхо­димое условие деятельности социального работника, становит­ся нормативным, нравственным требованием к социальному работнику.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим.

Социальный работник - это субъект, который активно по­знает мир через различные формы проявления его. Знания о мире, о процессах должны стать достоянием клиентов, ибо в ас­пекте деятельности социального работника знания являются определенным видом помощи, которые в неразрывной связи соотносятся с умениями. Тем самым подчеркивается, что зна­ние социального работника не является чем-то тайным, закры­тым, эзотерическим: оно служит людям и ради людей.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Для социального работника не важны религиозно-этничес­кие различия, психосексуальная ориентация клиента, его ми­ровоззрение в том самом обыденном смысле, что это “хорошо” или “плохо” по отношению к личностным субъективным ориен­тациям самого социального работника. Для него важен сам субъект в его неповторимости жизненного сценария, с его осо­бенностями. Эти различия и ориентации, которые имеет кли­ент, становятся “хорошими” и “плохими” только в том случае, если они мешают самому клиенту, мешают ему нормально фун­кционировать в обществе, в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Такая объективная отстраненность от объекта позволяет социальному работнику достойно и с уважением от­носиться к своему клиенту

7. Стремление к развитию способности клиента помо­гать себе самому.

Это один из важнейших принципов взаимодействия с кли­ентом. Суть его заключается в том, что социальный работник не должен являться постоянным субъектом помощи клиенту. Он должен найти такие резервы у своего подопечного, чтобы они помогли ему самому находить поддержку в мире. Говоря обы­денным языком, социальный работник не должен являться тем “костылем”, на который клиент будет опираться всю свою жизнь. Задача социального работника в том и состоит, чтобы научить своего подопечного восстанавливать утраченные связи с миром, группой и самим собой, мобилизовав внутренние воз­можности клиента.

8. Готовность действовать от имени клиента, несмот­ря на возможные фрустрации.

Представлять субъекта, действовать от его имени являет­ся одной из систем помощи клиенту, защиты его от окружаю­щего мира. Учитывая самоценность субъекта, социальный ра­ботник должен не только понимать, но и принимать другое “я”, которое носит интерперсонализированный характер.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономи­ческому, физическому, умственному благосостоянию для всех членов социума.

Интересен “Этический кодекс Национальной ассоциации социальных работников Соединенных Штатов Америки”. Не­сколько примеров.

Основные принципы поведения социального работника.

Благопристойность. Социальный работник должен поддер­живать высокие стандарты личного поведения в профессиональ­ной сфере.

Компетентность. Социальный работник всегда старается быть знатоком в профессиональной практике и специалистом в выполнении профессиональных функций.

Служение . Социальный работник превыше всего ставит служебные обязанности.

Чистота. Социальный работник действует в соответствии с наи­высшими стандартами профессиональной честности и чистоты.

За этими этическими требованиями скрывается предполо­жение о том, что социальный работник любит и ценит свою про­фессию, что он сделал не случайный выбор, что он в определен­ном смысле был призван так же, как может быть призван мис­сионер.

Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимули­рованию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работ­ник может одновременно исполнять одну или несколько функ­ций и ролей.

Социальный работник в своей профессиональной деятель­ности выполняет следующие функции :

- диагностическая - изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень направленности на них микросреды и ставит “социальный диагноз”;

- прогностическая - прогнозирует развитие событий, про­цессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, проек­тирует и вырабатывает определенные модели социального по­ведения человека, окружающего его социума, включение дея­тельности различных институтов, учреждений, организаций;

- правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

- организаторская - способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, при­влекает к их работе общественность и направляет деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг на­селению;

- предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологичес­кие, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и пре­одоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально-медицинская - организует работу по профи­лактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молоде­жи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

- социально-педагогическая - выявляет интересы и по­требности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творче­ства и привлекает к работе с ними различные учреждения, об­щества, творческие союзы и т. д.;

- психологическая - оказывает различные виды консуль­тирования и коррекции межличностных отношений, способству­ет социальной адаптации личности, оказывает помощь в соци­альной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая - способствует в оказании необхо­димой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их быта, жилищных условий;

- организационно-коммуникативная - способствует при­влечению добровольных помощников, устанавливает деловые контакты, контакты с нуждающимися, организует обмен инфор­мацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспри­ятия и понимания другого человека.

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента, и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элемен­ты смежных профессий (психологии, социологии, педагогики и т. д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля­ется следствием влияния ее на целостного человека и ориента­ции на жизненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

Между клиентом и различными социальными институ­тами;

Между клиентом и другими специалистами;

Между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

Между клиентами.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной (срав­нить с межличностной), обусловленной не только местом инди­вида в системе объективных социальных отношений, но и сово­купностью осуществляемых им функций, дает возможность обо­значить уровни профессиональной деятельности социального работника (И. А. Зимняя). К ним относятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация и координация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов и т. д.; обучение социальной ра­боте; супервизорство в социальной работе; исследования в соци­альной работе. Соответственно можно выделить следующие груп­пы профессиональных ролей : практический социальный работ­ник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, иссле­дователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполага­ет, во-первых , специфические способности (например, препода­ватель); во-вторых , каждая роль определяет приоритетную цен­ность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция посредника требует иных навыков, чем функция иссле­дователя); в-третьих , каждая профессиональная роль имеет на­бор конкретных функций, реализуемых исполнителем (напри­мер, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника).

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего, социальный работник выступает посредни­ком между клиентом и социумом (Н. С. Данакин). Он содейству­ет, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой - процессу преодоления отчуждения социу­ма от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

Понимание социальным работником проблем клиента;

Способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

Знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

Знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

Наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

Делегирование клиентом социальному работнику пред­ставительских полномочий;

Делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

Признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

Доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцировано. Профессор И. А. Зимняя, ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывает­ся через функционал.

- Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является выявление фак­торов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа “Определитель клиента ” (Outreach Worker).

- Брокер (Broker) - социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­циальных служб и связать эти службы.

- Посредник , “буфер” (Mediator) - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

- Адвокат, защитник (Advocate) - социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции це­лого класса людей и/или сегмента общества.

- Оцениватель (Evaluator) - социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

- Мобилизатор (Mobilizer) - социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

- Учитель (Teacher) - социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

- Корректор поведения (Savior Charger) - социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

- Консультант (Consultant) - социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентства­ми с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

- Проектант сообществ (Community Planner) - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­обществ.

- Менеджер информации (Data manager) - социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

- Администратор (Administrator) - социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

- Практик (Caregwer) -- социальный работник, который обес­печивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы - с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалида­ми и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника.

Итак, социальный работник должен:

Иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, эко­номики и организации производства, законодательства, инфор­матики и математической статистики;

Обладать достаточно высокой общей культурой, быть вы­сокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хо­роших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;

Владеть информацией о современных политических, со­циальных и экономических процессах в обществе, иметь широ­кую осведомленность о различных социальных группах насе­ления;

Обладать супервидением, т. е. предвидеть последствия своих действий, не попасть “на удочку клиента”, твердо прово­дить в жизнь свою позицию;

Обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в сове­тах специалиста социальной сферы). Необходимо уметь контак­тировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т. д.;

Иметь профессиональный такт, способный вызывать сим­патию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интим­ные стороны жизни человека;

Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, избегать невротических отклоне­ний в собственных оценках и действиях и, несмотря на возмож­ные неудачи (реакции не по существу, отказы и т. п.), уметь доб­росовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, добро­желательным и внимательным к подопечному;

Уметь принимать нужное решение в неожиданных ситу­ациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчи­во их излагать.

Исследования, анализ практики показывают, что значи­тельная часть просчетов и трудностей в социальной работе оп­ределяется недостаточно высоким уровнем коммуникативной культуры работающих кадров в социальных службах.

Особенности коммуникации (успех или поражение) зави­сят и проявляются в установлении отношений между людьми. Различают симметричные и доминирующие отношения, кото­рые находят место в социальной практике. Первый вид отноше­ний характерен для равных партнеров, взаимно заинтересован­ных общением, контактом. Отношения доминирования предпо­лагают преобладание в общении одного партнера над другим, что нередко ставит последнего в отношение зависимости или унижения. Это два крайних типа отношений. Но необходимо найти оптимально верную технологию общения для той или иной ситуации, владея знаниями (культурой, техникой контакта, ком­муникации), опытом.

Вариантность и маневренность - составляющие тактики как для делового, так и межличностного общения.

Выбрать правильную стратегию взаимодействия социаль­ного работника с клиентом или с представителем государствен­ных и общественных структур помогут следующие требования:

Предельное внимание к чужим мыслям и словам;

Корректность и чувство такта при несогласии с партнером;

Умение слышать то, что скрыто за словами;

Умение высказать свои мысли ясно, просто, лаконично.

Но статус социального работника, репутация его профес­сии зависят не только от его профессиональной компетентнос­ти, коммуникативной культуры, но и от умения “себя подать” (самопрезентовать). Мы полагаем, что данный аспект очень ва­жен и эффективен в профессиональной деятельности социаль­ного работника.

Умением правильно (адекватно ситуации) подать себя дол­жен владеть специалист в любой сфере социального взаимодей­ствия. Эта проблема находит значительный интерес у зарубеж­ных исследователей.

В частности, У. Джеймс писал: “Люди ведут себя опреде­ленным образом, чтобы у других сложился соответствующий взгляд на них”; Д. Мид: “Человек предъявляет разные аспекты “Я” для разных людей, чтобы показать свои лучшие стороны или произвести хорошее впечатление”; Э. Гоффман: “Правиль­но выполненная роль дает исполнителю возможность получе­ния личной выгоды - одобрение окружающих” и др.

В современной литературе самопрезентация (самопредъявление) описывается как “управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа дру­гим людям” (Демина Л.Д. Введение в психологические пробле­мы социальной практики. Барнаул, 1994).

Важное значение для эффективной самопрезентации име­ют внешний облик, манера поведения. Харизматические особен­ности личности: обаяние, приветливость, эмпатичность, рефлек­сивность, коммуникативность, одежда, окружающая обстанов­ка, цветовая гамма и другие приемы искусства самопрезентации, несомненно, помогут социальному работнику в утвержде­нии своего профессионально-личностного статуса.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ори­ентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые соци­альные работники чувствуют себя “комфортно” в конфликтных ситуациях, другие чувствуют себя увереннее в ситуациях со­трудничества и взаимопомощи. Одни умело обращаются с мно­гословными, говорливыми клиентами, другие легче “находят язык” с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрес­сивное, враждебное отношение к себе, другие - нет. Одни бо­лее отзывчивы к детям, другие более сочувственны к людям по­жилого возраста. Роль личностных качеств социального работ­ника значительна в его профессиональной работе.

Вопросы и задания

1. Какова роль ценностных ориентаций в деятельности со­циального работника?

2. Какие этические основы необходимо выполнять социаль­ному работнику?

3. Перечислите и охарактеризуйте функции в деятельнос­ти социального работника.

4. Какова роль профессионально-этического кодекса в под­готовке социального работника?

5. Назовите этические принципы, регулирующие взаимо­отношения социального работника со своими клиентами.

6. Перечислите профессиональные роли, которые выполня­ет социальный работник в своей деятельности.

По мнению большинства зарубежных специалистов, основой социальной работы является система профессионально-этических ценностей, которые находят свою практическую реализацию в процессе оказания помощи людям. В основе этических принципов социальной работы как условие полноценного существования общества, лежит идея взаимопомощи. Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшими среди них, согласно мнения американских ученых У.Фриндлера и Р.Епта, можно назвать следующие:

  • - Вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
  • - Признание права каждого человека на собственное мнение и убеждения, возможность их выражать и воплощать в жизнь в той мере, в какой это не нарушает прав других людей;
  • - Неотъемлемое и неоспоримое право каждого человека самостоятельно принимать решения .

Кодекс этики социальной работы определяет систему ценностных регулятивов и ориентаций социального работника. Согласно ему квалифицированный социальный работник должен признавать:

  • - ценность и достоинство личности;
  • - право на уважение, автономность и конфиденциальность;
  • - право индивида и семьи на свой выбор;
  • - потенциальные возможности локальных общин;
  • - право на защиту в случае обиды, эксплуатации и насилия.

В структуре профессиональной деятельности выделяют также систему профессиональных знаний, необходимых для компетентной и ответственной организации процесса социальной работы. Социальные работники довольно долго пытались выяснить, какие знания являются необходимыми для эффективной практической деятельности. Это было связано с необходимостью внедрения университетской системы обучения социальной работе.

В 1956 году Национальная Ассоциация социальных работников США определила базовые для социальных работников знания, а именно:

  • - Знания о развитии человека и его поведении, особенно под влиянием социальной, культурной, экономической среды;
  • - Психологию оказания и получения помощи;
  • - Способы коммуникации людей, вербального и невербального поведения;
  • - Групповые процессы и взаимовлияние группы и индивида;
  • - Значение социокультурных факторов и их влияние на индивида, группу, общество: религия, духовные ценности, законы, социальные институты;
  • - Психологию межличностных и межгрупповых отношений;
  • - Общину, процессы, имеющие место в ней, способы развития и изменения, ее социальные службы и ресурсы;
  • - Социальные службы: структуру, организацию, методы работы;
  • - Себя как личность и те личностные отношения, которые могут влиять на профессиональную деятельность».

Кадушин выделяет пять уровней знаний, которые должен использовать социальный работник в процессе оказания помощи:

  • 1. Общие знания в сфере социальной работы.
  • - политика в сфере социальной помощи, социальные службы, социальные проблемы и институты;
  • - человеческое поведение и социальное окружение: развитие личности, социокультурные нормы и ценности, процессы жизнедеятельности в обществе;
  • - методы практической деятельности в сфере социальной работы: индивидуальная, групповая социальная работа, организация общины.
  • 2. Знання из отдельных отраслей социальной работы (например, социальная работа в исправительных учреждениях или медицинская социальная работа): цель, функции, методы профессиональной деятельности.
  • 3. Знання о конкретном агентстве: его функции, структура, нормативно правовая регуляция.
  • 4. Знания о типах клиентов, с которыми работает агентство.
  • 5. Знання о типичных особенностях установления контакта .

Как отмечает К.Майер, в отличие от базовых научных дисциплин, социальная работа как профессия стремится к использованию знаний, а не к знаниям ради знаний .Основные знания в области социальной работы заимствованы из различных отраслей фундаментальной и прикладной науки. Однако, особенностью социальной работы является особый характер действий или практической деятельности, связан с тем, что социальный работник не стремится развивать знания без конкретных целей. Знания и цели находятся в отношениях взаимозависимости: меняется цель - возникает потребность в новых знаниях, которые бы соответствовали новой цели. Но расширение знаний в пределах определенной цели может привести к изменению данной цели и к появлению новой.

Такой подход позволяет рассматривать профессиональные знания не как некую статическую конструкцию, а как динамический процесс постоянного и активного познания. Сфера профессиональных знаний социальной работы в этом случае представляет собой определенного рода пирамиду, в основе которой лежат фундаментальные и профессионально-теоретические знания. Над этой основой надстраиваются специализированные, конкретизированы и индивидуализированные знания, которые приобретаются социальным работником в процессе профессиональной практики.

Однако, профессиональный социальный работник характеризуется не своими знаниями, не своей концепцией или своими целями, а умением работать, используя эти знания, умения, навыки и средства для помощи тем, кто попал в трудную ситуацию .

Социальная работа, как и любая другая профессиональная деятельность, требует овладения определенной специальной базой знаний и умений, владение которой и определяет уровень профессиональной компетентности. Компетентный социальный работник должен владеть методами, приемами, технологиями социальной работы, а также умениями, необходимыми для их применения. По мнению Боуема, компетентная профессиональная деятельность предусматривает:

  • - Осознанный выбор знаний, необходимых для решения профессиональных задач;
  • - Единство профессиональных знаний и ценностей;
  • - Отражение этого синтеза в соответствующей профессиональной деятельности.

Таким образом, в основе профессиональных умений лежит организованная система знаний, однако запас теоретических знаний еще не обеспечивает успеха в социальной работе. Для эффективного осуществления социальной работы нужны соответствующие навыки. Социальный работник, в частности, должен уметь:

  • - Целенаправленно и с пониманием слушать других;
  • - Собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку, отчет;
  • - Формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;
  • - Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания по теории личности и диагностические методы;
  • - Направлять усилия клиентов на решение их проблем и завоевать их доверие;
  • - Обсуждать деликатные проблемы с необходимым вниманием и поддержкой, вызывая у клиента доверие;
  • - Творчески решать проблемы клиента;
  • - Определять момент приостановления терапевтической помощи клиенту;
  • - Проводить исследования и интерпретировать их результаты;
  • - Быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;
  • - Обеспечивать связь между различными организациями;
  • - Сообщать о социальных нуждах государственным организациям, частным, общественным или законодательным органам, обеспечивающих финансирование соответствующей деятельности .

Социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, учить других, внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, искать источники и средства для оказания помощи другим, оценивать собственное поведение, вести работу в группе, решать конфликтные ситуации, применять на практике знания социальной психологии.

В зарубежной научной литературе нет единого мнения относительно компонентов профессиональной компетентности социальных работников. Среди них чаще называют:

  • - Компетентность восприятия, которая предусматривает проведение наблюдения, анализа, постановку диагноза.
  • - Компетентность взаимодействия, то есть успешное установление взаимоотношений и осуществления деятельности. Сюда входит анализ ситуации, понимание случаев, обмен информацией, объяснение, анализ с последующим выводом, который в свою очередь должна быть средством оказания помощи и содействия в дальнейшем самостоятельном решении проблемы;
  • - Коммуникативная компетентность - установление контакта с клиентом, налаживание доверительных, доброжелательных отношений;- Рефлексивная компетентность, т.е. реконструкция процесса предоставления помощи, целью которой является убедиться в правильности сделанного или того, что можно было сделать. Это поможет спланировать дальнейшие действия и предотвратить возможные ошибки.

Такая модель формирования профессиональной компетентности предусматривает три уровня обучения социальных работников:

  • - когнитивный уровень обучения: сообщение знаний и их рациональноеобсуждения;
  • - прагматический уровень обучения: тренировка методов работы, поведенческий тренинг, отработка безопасного образа деятельности;
  • - эмоциональный уровень обучения: самосознание, рефлексия личного опыта.

Соответственно выделяют три уровня профессиональной компетентности социальных сотрудников:

  • - Научно-методологический;
  • - Профессионально-практический;
  • - Личностный.

Зарубежные специалисты выделяют несколько ведущих тенденций в формировании профессионально компетентных социальных работников, которые определились на современном этапе.

Во-первых, это необходимость интеграции знаний из различных научных и учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки социальных работников. Деятельность в различных сферах общества, с различными категориями населения по решению самых разнообразных проблем требует от социальных работников знаний и умений по психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины, гериатрии, философии, юриспруденции и др.

Во-вторых, это необходимость интеграции теории и практики. Концепции профессиональной компетентности социальных работников в процессе своего развития характеризовались разными подходами. Одни из них первоочередное внимание уделяли знаниям в области теории социальной работы, другие - практической деятельности, формированию профессиональных умений. Однако в последнее время все четче просматривается тенденция к сочетанию теоретического и практического компонентов в профессиональной подготовке социальных работников. Преодоление разрыва между теорией и практикой обеспечивается благодаря введению в учебные планы супервизии.

С ее помощью становится возможным внедрение и анализ традиционных и новых методических подходов к организации и проведению практики, установление партнерских взаимоотношений между учебным и социальными агентствами, повышения эффективности практического обучения студентов.

Для наглядного представления практического использования этики социального работника рассмотрим этика его взаимоотношений с клиентом - пожилым человеком.

Хронические и психические заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости.

Когда нуждающийся в помощи старый человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями, нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому старые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот, конкретной помощи и эмоциональной поддержке. Физическое напряжение часто сопровождается ощущунием сильной тревоги, боязнью потерять спутника жизни, с которым прожито вместе много лет.

Люди преклонного возраста, являющиеся полностью одинокими или живущие отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты. Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидкальна, вместе с тем, можно дать и некоторые общие рекомендации:

  • - Идя на встречу с клиентом, социальный работник обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации (ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.
  • - Хорошо, если встреча происходит в отдельном помещении (кабинете), в котором мебель расположена так, чтобы клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери - этим самам ограничивается поле его зрения. Идеальный вариант посадки социального работника и клиента - друг против друга или чуть наискосок, чтобы видеть лицо собеселника.
  • - Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует “зеркало отношений” - улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.
  • - В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики.
  • - Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение.

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность - вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие - это словл отражает способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как и подчеркиваемая снисходительность здесь явно неуместны.

Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой - качества, необходимые в общении с пожилыми людьми.

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется душевными качествами его личности.

Честность, умение говорить правду о положении клиента, о затруднениях, ошибках, умение “держать слово”.

Совесть как чувство моральной ответственности за свое поведение. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность в оценке проблем клиента и его качеств.

Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет - это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам - каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков.

Тактичность - умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности.

Терпимость (толерантность) - моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.

Выдержка и самообладание, терпение. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания, иначе, отдавшись во власть собственных эмоций, не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее.

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а)это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?



а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

28. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

29 . Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;



д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.

ГЛАВА I . ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Основа ценностей социальной работы

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

1.2. Философские ценности и идеалы

Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния.

С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента.

1.3. Уровни ценностей

Мегауровень

Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);

Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);

Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);

Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);

Солидарность (Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)

Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);

Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)

Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).

Макроуровень

Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

Преимущество индивида по отношению к обществу.

Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.

Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.

Готовность к передаче знаний и умений другим.

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Стремление к развитию самопомощи клиента.

Мезоуровень

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)


ГЛАВА II . ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.

Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.

Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).

Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», - в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое - к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором - великодушие.

Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).