Что такое экслибрис. Книжный знак Что на них изображают

Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) -небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.
Родина экслибриса - Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых
экслибрисов был герб владельца библиотеки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века.
Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д-М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.

Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) - действительного члена Верховного тайного совета — была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его ро-
довой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» -«Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг- и ману-фактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии — был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова: «За веру и верность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1735 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную
геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.
В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось
лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).
На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX - XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин,
М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев,
Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко,
Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50 - начале 60 гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

Эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию , где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики . Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер , В. А. Фаворский и многих других.

Среди художественных экслибрисов различают:

  • гербовые , которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI -XVIII веков . В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов ;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные , которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Древнейший русский экслибрис - это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея , обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.

Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.

    Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

    Экслибрис игумена Досифея

    Экслибрис Marco Fragonara (1998)

См. также

  • Экслибрисы из России в Викимедиа

Литература

Энциклопедические статьи
  • Книжный знак // Краткая литературная энциклопедия . Т. 3. - М., 1966.
  • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич , Е. Л. Немировский , И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. - М. : Советская энциклопедия , 1981. - С. 606-607. - 664 с. - 100 000 экз. (в пер.)
  • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум , А. А. Беловицкая , А. А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. - С. 728. - 800 с. - ISBN 5-85270-312-5 . (в пер.)
  • Грибанов Э. Д. Медицина в необычном // М., Советская Россия, 1988.
  • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . - М. : Пашков дом , 2007. - С. 1184. - 1300 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
Русский и советский экслибрис
  • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. - М., 1923.
  • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. 2-е изд. - М., 1922.
  • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). - М., 1925. - 35 с., 8 л. ил.
  • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700-1918. - М. : Минувшее, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-902073-77-2 . (в пер.)
  • Верещагин В. А. Русский книжный знак. - СПб., 1902.
  • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919. Каталог. - Пг., 1919. - 85 с.
  • Выставка русских книжных знаков. - Л., 1926.
  • Гетманский Э. Д. Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис) в двух томах. Т. 1. Тула. «Тульский полиграфист». 2016. 646 с.; Т. 2. Тула. «Тульский полиграфист». 2016. 624 с.
  • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917-1991) в трёх томах. Тула. 2004.
  • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917) в двух томах. Тула. 2009.
  • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991) в шести томах. Тула. 2008.
  • Гетманский Э. Д. Отпечаток человеческой души (каталог коллекции книжных знаков) в десяти томах. Тула. «Тульский полиграфист». 2012-2014. (т. 1. - т. 10 по 600 с.)
  • Гетманский Э. Д. Экслибрис - документ эпохи в трёх томах. Тула. «Тульский полиграфист». 2015. (т. 1 - 588 с.; т. 2 - 587 с.; т. 3 - 636 с.)
  • Гетманский Э. Д. Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны) в трёх томах. Т.1. Тула. ООО ТППО. 2017. 569 с.; Т. 2. Тула. ООО ТППО". 2017. 563 с.; Т. 3. Тула. ООО ТППО. 2017. 577 с. .
  • Гетманский Э. Д. Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке) в двух томах. Т.1. Тула. ООО «ТППО». 562 с. 2018 . Т. 2. Тула. ООО «ТППО». 611 с. 2018 .
  • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
  • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. - М., 1918. - 31 с.
  • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. - М., 1902.
  • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. - М., 1905-1918.
  • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. - М., 1980.
  • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова . - Л. : Художник РСФСР , 1973. - 336 с. - 10 000 экз. (в пер.)
  • Известия Московского общества любителей книжных знаков, 1907, вып. 1.
  • Кашутина Е. С. , Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 224 с. - 8800 экз. (в пер.)
  • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина , П. И. Нерадовского , А. К. Соколовского . - Пг.: Петрополис, 1922. - 240 с.
  • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Воронеж, 1966. - С. 221-253.
  • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж, изд. Воронежского ун-та, 1967. - 168 с.
  • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Изд. 4-е, перераб. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - ISBN 5-98631-014-4 .
  • Литература о книжных знаках: Библиографический список. - Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во , 1971. - 128 с.
  • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. - М.-Л, 1966. - С. 90-102.
  • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. - М., 1929.
  • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. - М., 1971. - 92 с.
  • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. - М. : Советский художник , 1968. - 120 с. - 10 000 экз. (обл.)
  • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. - М. : Советская Россия , 1971. - 320 с. - 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Минаев Е. Н. , Фортинский С. П. Экслибрис. - М. : Книга , 1970. - 240 с. - 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Малинин Б.А.,

- (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные … Художественная энциклопедия

Экслибрис - А.А. Сидорова. Художник А.И. Кравченко. Оттиск с гравюры на дереве. 1921. ЭКСЛИБРИС (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, ЭКС ЛИБРИС (лат. Ex libris из книг). Библиотечный или книжный знак ярлык, показывающий принадлежность книг известному лицу или библиотеке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. экслибрис (лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещенный на внутренней стороне… … Современная энциклопедия

- (от лат. eх libris из книг) книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый обычно на внутренней стороне… … Большой Энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, экслибриса, муж. (лат. ex libris из книг). Ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. Художественный экслибрис. Выставка экслибрисов. (Произошло из… … Толковый словарь Ушакова

Виньетка, ярлычок, ярлык, наклейка, знак Словарь русских синонимов. экслибрис сущ., кол во синонимов: 5 виньетка (7) … Словарь синонимов

ЭКСЛИБРИС, а, м. На книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (греч. ex libris – из книг) – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Художественно оформленный книжный знак ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Занимательная медицина в картинках для врачей и сочувствующих им граждан. Медицинский экслибрис (комплект из 2 книг) , . Петербургский кардиолог Юрий Викторович Шубик написал книгу, в которой рассказывает о своей коллекции медицинских экслибрисов. И делает это так увлекательно, чтохочется немедленно последовать…

Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрис. Что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм», постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным - простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

Книжный знак - экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид.

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

Когда они появились?

Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, важно выяснить, где и как возникло это художественное явление.

По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить.

После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529.

Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

Классификация и виды

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа:

  • шрифтовой - указывающий только имя и фамилию владельца;
  • художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три:

  1. Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства.
  2. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Подобный экслибрис (фото выше) можно увидеть в статье.
  3. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая профессию и увлечения владельца.

Что на них изображают?

Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника.

В советское время были популярны экслибрисы с изображением Ленина, сюжетов и героев гражданской и Великой Отечественной войн, трудовых подвигов рабочих и крестьян, покорения космоса.

Как их делают?

Сегодня существует множество техник получения книжных знаков:

  • типографский набор;
  • штемпельная;
  • цинкографическая;
  • литография;
  • шелкография;
  • гравюры на различных материалах.

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Ксилография

Одной из наиболее старых техник является ксилография - гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди

Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт

Это наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

Современность

Если раньше экслибрисы художников изготавливали методом ксилографии или офорта, то сегодня большинство книжных знаков исполняются через оттиск резинового клише. Современные технические средства позволяют выгравировать мельчайшие элементы экслибриса, что дает возможность создавать сложнейшие художественные произведения.

Книжные ярлыки в России

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

В XIX столетии в России активно формируется слой интеллигенции, и личная библиотека перестает быть символом привилегированности. У многих просвещенных людей, ученых, писателей постепенно формируются обширные библиотечные собрания. Это способствовало широкому распространению экслибриса, но привело к его упрощению. Вместо помпезных или вензелей появилась обычная рамка, выполненная типографским способом, в которую вписывались личные данные владельца и постоянное место книги - номер и полки.

В XX веке экслибрис становится практически самостоятельным жанром графического искусства. Этому способствовало и то, что в России этим жанром занимались такие выдающиеся художники, как Лев Бакст, Елена Лансере, Михаил Добужинский и многие другие. Известно и то, что в 1901 году был создан единственный экслибрис Васнецова, а точнее, ксилографию «Изъ книгъ И.С. Остроухова» выполнил известный гравер того времени В.В. Матэ по рисунку, который художник сделал тушью.

Современная история книжного знака

После революции 1917 года и гражданской войны появилось множество художников-графиков, таких как Николай Куприянов, Владимир Фаворский, и другие мастера. Тематика экслибриса значительно расширилась, и книжный знак стал показывать индивидуальные личностные черты и пристрастия владельцев книг.

Следующим периодом популярности экслибриса в нашей стране стали 60-70-е годы прошлого века, когда люди увлеклись коллекционированием книг. Несмотря на то что творчество в то время было сильно ограничено идеологическими рамками, художники создали множество интересных и необычных книжных знаков.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству, как, например, экслибрис, фото которого находится ниже.

Вместо заключения

В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.

Экслибрис возник в Германии в 16 веке, практически сразу после изобретения книгопечатания. В России же эти «книжные знаки» появились только при Петре 1. Однако в прошлом веке были обнаружены рукописи Соловецкого монастыря, датированные концом 15-го столетия. На них были изображены рисованные экслибрисы.

Такие разные экслибрисы

Экслибрис может как наклеиваться на внутреннюю сторону переплета , так и быть отпечатан при помощи специальной печати – они во множестве изготавливались по индивидуальным заказам. Были даже такие разновидности именных книжных меток, как суперэкслибрис, где оттиск делался на корешке книги.

Экслибрис часто содержал имя владельца и нередко дополнялся его занятий и интересами. Если можно провести такую аналогию, то экслибрис был предшественником метки, какую ставят в виртуальной библиотеке, или водяного .

Экслибрисы могли быть простые и незатейливые или же очень изысканные и сложные по составу. Иногда они представляли собой лишь ярлык с именем владельца, его подпись, нехитрый значок, придуманный хозяином издания. В ряде случаев он дополнялся личным девизом или маркировался эмблемой.

Были и художественные искусные произведения экслибриса. Они создавались с применением высоких (для того времени) технологий и представляли собой небольшие печати-гравюры на меди или дереве. В их изготовлении применялся литографский или цинкографический способ. Среди авторов сложных экслибрисов стоит упомянуть Альбрехта Дюрера и Фаворского.

Типы экслибрисов

Специалисты разделяют все экслибрисы на:

Гербовые – они изображают именной герб владельца, в России особый спрос на такие вещи существовал в начале двадцатого века среди дворянства, которое не успело или не захотело эмигрировать;
- вензелевые – более простые, но в особом орнаменте, на них указывались инициалы владельца;
- сюжетные – здесь преимущественно использовались пейзажные композиции, эмблемы, архитектура (были особенно популярны в двадцатом веке).

В настоящее время, когда многие собирают не бумажные, а электронные библиотеки, роль экслибриса падает. Хотя, поскольку настоящие книги используются все реже, не исключено, что художественная метка может снова войти в моду, как своеобразная дань прошлому.

Стоит заметить, что уже есть два музея экслибриса, один из которых - в Москве. И существуют многотысячные собрания этих книжных графических миниатюр.