Трудовые отношения в великобритании. Трудовое право в Англии в период с XVIII по XX век. Общая характеристика правовых средств защиты прав сторон трудового договора

Законодательство в защиту рабочих первоначально возникло в Англии (" мастерской мира "). Уже в 1802 г. английский парламент принял закон (" Акт о здоровье и морали учеников", который провел крупный фабрикант Роберт Пиль), явившийся первым проявлением регулирующей роли государства.

Этот закон запрещал на прядильных фабриках ночной труд детей (с 8,5 вечера до 5,5 утра) и ограничивал их рабочий день 12 часами в сутки, включая время на обязательное, за счет фабрикантов, обучение детей грамоте

В 1833 г. законом в текстильной промышленности продолжительность рабочего дня для малолетних (до 13 лет) была уменьшена до 9 часов, для подростков (от 13 до 16 лет) остался прежний 12-часовой рабочий день, малолетние должны были посещать школу не менее как на 2 часа, плата за обучение вычиталась из их заработка. Закон учредил институт фабричных инспекторов, пользующихся правом входа в фабрики во всякое время и возбуждения преследования за все нарушения фабричного законодательства, караемые исключительно по суду, довольно крупными денежными взысканиями (штрафами) - преследование обычным порядком в качестве обвинителей и свидетелей перед мировым судьей, либо судить самим

лично, последнее право инспекторов было отменено в 1844 Г.

Упорное противодействие закону 1833 г. со стороны фабрикантов, предсказывавших гибель отечественной промышленности в пользу иностранной конкуренции, на первых порах привело к изгнанию малолетних с текстильных фабрик. число малолетних сократилось наполовину; фабриканты предпочитали вовсе не держать малолетних, чем исполнять новые, казавшиеся сложными и страшно дорогими, правила закона.

В 1847 г. законом устанавливается 10-часовой рабочий день (с 6 часов утра до 6 часов вечера) для женщин и детей в текстильной промышленности.

В этой отрасли преобладал женский и детский труд, из 545 тыс. рабочих отрасли - 364 тыс. составляли в 1847 г. подростки и женщины.

Последующими законами 1860-х - 1870-х годов все правила действовавших фабричных законов были распространены на другие отрасли промышленности. Но эти законы по ограничению рабочего дня женщин и подростков не касались взрослых рабочих-мужчин, ибо считалось " взрослые мужчины могут и сами позаботиться о себе ", собственными силами без государственного вмешательства могут обеспечить свои интересы. Однако под давлением рабочих союзов законодательное ограничение на практике привело к общему сокращению рабочего дня для всех рабочих, но это было достигнуто путем соглашения на предприятии, но не законодательно.

С 1878 г. действовал " Акт о фабричных мастерских ". образовавшийся из слияния многочисленных предшествовавших ему актов, регулирующий не только работу детей (малолетних с 12 лет, подростки с 14 лет) и женщин, но и условия труда для всех рабочих с точки зрения техники безопасности производства (санитарные правила по устройству, вентиляции, содержанию рабочих помещений, правила для ограждения рабочих от несчастных случаев). Накопление новых законов привело к изданию нового " Акта о фабриках и мастерских " 1901 г.


По этому акту на всех фабриках и мастерских работа малолетних моложе 12 - летнего возраста не допускалась, с 14 лет малолетние переходят в разряд подростков, с 18 лет рабочие мужского пола выходят из-под действия закона и контроля инспекции, тогда как работа женщин подчиняется, за немногими исключениями, тем же правилам, что и работа подростков. Несовершеннолетние до 16 лет должны пройти медицинское освидетельствование, не могут поступать на фабрику, не предоставив удостоверения о способности по состоянию его здоровья к работе, на которую он предполагает наняться.

Продолжительность рабочего дня для женщин и подростков - 10 часов в текстильной промышленности и 10,5 часов - в других отраслях, в субботу продолжительность рабочего дня сокращается наполовину. Для женщин и подростков продолжительность рабочей недели в текстильной промышленности не более 55 1/ 2 часов, на других предприятиях - 60 часов. Ночная работа между 9 часами вечера и 6 часами утра для малолетних и женщин запрещена безусловно. Министр внутренних дел имеет право объявлять то или другое производство вредным для здоровья и издавать для -таких производств особые правила по технике безопасности.

Вследствие общей стачки в горной промышленности в 1912 г. парламент законом установил 8-часовой рабочий день для всех работников (включая и мужчин) в горной промышленности и о минимуме зарплаты.

Сокращение рабочего, времени толковалось как вытекающее из исключительных условий существования данной группы рабочих 8-часовой рабочий день не был распространен на другие категории рабочих

Закон 1837 г.. со значительными изменениями 1896 г., запретил уплату заработка какими бы то ни было предметами вместо наличных денег. Закон строго регламентировал вычеты из зарплаты рабочего (штрафы). Закон не ставил цифрового предела вычетов, но требовал, чтобы размер штрафных взысканий был точно указан и соответствовал проступку (порче материалов, небрежной работе).

Большое внимание закон уделял рабочим союзам и регулированию конфликтов. В 1799 г. парламент законом запретил общества и союзы рабочих, имеющие целью добиться повышения зарплаты, сокращения рабочего дня.

Нарушение закона влекло за собой применение уголовных наказаний (3-х месячное заключение в тюрьме), которые налагались судьей единолично, без участия присяжных Это запрещение привело к образованию множества тайных обществ, которые прибегали к угрозам и насилию, что не обеспечивало спокойствия и порядка.

В 1824 г. парламент признал за рабочими право на свободное образование союзов, которые ставили своей целью повышение зарплаты, сокращение рабочего дня. Закон запрещал агитацию и склонение других рабочих к участию в стачке. Общества (тред - юнионы) только терпели, но они не пользовались защитой закона. Суды преследовали участников стачек (по доктрине общего права " стеснения промысла ").

Законы "о рабочих союзах " 1871 г. и 1876 г. признали за рабочими союзами право законного существования. Рабочие союзы объединяют рабочих одной или родственных профессий для улучшения их труда, направляют свою деятельность на материальную поддержку своих членов, вступивших в стачку или ищущих работу, оказывают помощь при заболевании, несчастных случаях, неспособности к труду от старости. Все вступительные и повременные взносы образуют фонд, из которого выдаются пособия по мере надобности и наличности средств. Союзы могут быть зарегистрированы, регистрируется их устав и они получают права юридического лица, право владения недвижимой собственностью, освобождения от подоходного налога страховых пособий. Союзы обязаны ежегодно посылать денежный отчет Главному регистратору

В 1900 г в Англии было 1272 рабочих союза с 1 млн. 905 тыс членов, из них зарегистрировано было только 690, но наиболее крупных, с 1 млн. 499 тыс членов. Из четырех промышленных рабочих один состоял членом какого - либо союза.

Законом 1875 г. " о заговорах и защите собственности " была признана ненаказуемость стачек, когда они не сопровождаются насилиями. По закону о трудовых конфликтах 1906 г. подстрекательство к стачкам, организация пикетирования (чтобы воспрепятствовать не членам союза продолжать работу), а равно стачки -важных предприятиях (газо и водоснабжение городов) объявлялись уголовно в общественно наказуемым деянием.

До 1880 г. рабочий, пострадавший от несчастного случая на производстве, мог предъявить иск к своему предпринимателю только в случае, если он в состоянии был доказать, что вред причинен по вине предпринимателя. В конце XIX - начале XX века (1880 г., 1897 г., 1900 г., 1906 г.) принимаются законы о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев: рабочий - временно или постоянно потерявший способность к труду вследствие несчастного случая во время исполнения своих служебных обязанностей или в результате профессионального заболевания, - должен получать средства от предпринимателя, независимо от того, явился ли несчастный случай результатом небрежности предпринимателя.

В 1908 г. закон предусматривал выдачу пенсии за счет государства (без предварительных взносов со стороны рабочих) по старости старикам,

достигшим 70-летнего возраста.

В 1911 г. закон установил обязательное и основанное на предварительных взносах страхование по болезни и от безработницы (в 4 отраслях экономики: строительной, машиностроительной, судостроительной и вагоностроительной). Взносы производятся предпринимателями, рабочими и государством.

История трудового и социального законодательства Германии

В Германии императорская власть пыталась сочетать преследование социалистов (закон против социалистов с 1878 по 1890 г. , который запрещал деятельность социал - демократической партии Германии) с проведением социальных реформ в пользу рабочих с целью улучшения их материального положения.

Либералами XVIII - начала XIX веков государство мыслилось в виде " государства - ночного сторожа ", " минимального государства ", единственной целью которого была защита правопорядка, слагавшегося из политических свобод и имущественных прав собственников.

В консервативной Германии сложилось более широкое представление о государстве как о " социальной монархии ", которая должна была заботиться о социально - экономических правах граждан. Стало формироваться государство всеобщего социального обеспечения. Канцлер Германии О. фон Бисмарк писал: " Активность государственных органов - вот единственное средство нейтрализации социалистического движения. Мы сами должны сделать то, что в программе у социалистов выглядит оправданным и выполнимым в рамках существующего государственного и общественного устройства ".

В 1869 г. по образовании Северогерманского союза был принят общий промышленный устав, который с образованием Германской империи в 1871-1873 гг. распространялся на другие германские государства. Законом 1891 г. в устав были введены изменения.

По этому уставу малолетние моложе 13 лет на работу в промышленных предприятиях не допускались, а в возрасте старше 13 лет допускались лишь в том случае, если не обязаны уже более посещать школу. С 13 до 14 лет малолетние могли работать не более 6 часов, а подростки до 16 лет - не более 10 часов в сутки, для женщин старше 16 лет работа допускалась до 11 часов в сутки, по субботам и накануне праздников - не более 10 часов.

Работа взрослых мужчин вообще не ограничивалась и продолжительность ее предоставлялась соглашению работодателей с рабочими, но закон давал союзному совету право определять продолжительность работы в тех производствах, где чрезмерно продолжительная работа признается вредной для здоровья рабочих. Например, в булочных смена должна быть не более 12 часов. Всех нерабочих дней в Германии насчитывалось около 65.

Промышленный устав 1869 г. содержал общие требования к технике безопасности. Союзный совет (бундесрат) обладал правом издавать детальные правила по технике безопасности на предприятиях в определенных отраслях промышленности.

Например, в 1888 г. было издано распоряжение бундесрата о технике безопасности на сигарных фабриках. Устав также регулировал важнейшие условия трудового договора, порядок увольнения рабочих, отмечалось, что зарплата должна выдаваться исключительно наличными деньгами.

В 1867 г. северогерманский рейхстаг принял закон о свободе деятельности рабочих союзов. Промышленный устав 1869 г. отменил уголовное наказание за участие в стачках, но устанавливал правила об охране лиц, желающих работать, о запрете пикетирования.

Рейхстаг в 80-е годы XIX века принял законы (закон о больничных кассах 1883г., закон 1884 г. о страховании от несчастных случаев, закон 1889 г. о страховании на случай старости и инвалидности), устанавливающие обязательное страхование на случай болезни, на случай несчастных происшествий на производстве и на случай неспособности к труду. При страховании против заболеваний 2/ 3 взносов несли рабочие, а 1/ 3 -наниматели, против несчастных случаев, прошедших в связи с профессиональной работой, страховали одни предприниматели, при достижении 70-летнего возраста или утраты способности к труду выдавалась пенсия из фонда, составленного из разных взносов, со стороны предпринимателей и рабочих с приплатой от казны.

История трудового и социального законодательства Франции

Трудовое законодательство Франции было менее развито, чем в Англии и Германии. Законом 1841 г. был запрещен труд детей до 9 лет и ночной труд детей до 13 лет на промышленных предприятиях. Для детей до 12 лет был установлен 8-часовой рабочий день. В 1848 г. был установлен 12-часовой рабочий день для всех промышленных рабочих. Но до 1874 г. эти законы оставались мертвой буквой, ибо только законом 1874 г. была учреждена фабричная инспекция, которая должна была наблюдать за использованием законов о труде. Инспекторы труда назначались министерством труда, в основном составляли доклады об общем состоянии техники безопасности.

В 1892 г. был принят закон о работе малолетних, подростков и женщин на промышленных предприятиях: дети моложе 13 лет (до этого 12 лет) не допускались на работу в промышленных предприятиях, работа малолетних до 16 лет была ограничена 10 часами, работа подростков от 16 до 18 лет и женщин - 11 часами в день между 5 часами утра и до 9 часов вечера. Ночная работа для детей и женщин (с 9 часов вечера и до 5 часов утра) запрещалась.

Закон 1900 г. ограничил рабочий день до 10 часов, распространил свое действие также на взрослых мужчин, работающих в помещениях, где работают женщины и дети. В 1893 г. был принят закон об устройстве и содержании промышленных заведений в отношении гигиены и безопасности работ.

По закону 1898 г. о несчастных случаях лечение пострадавшего оплачивалось со дня несчастного случая до выздоровления тем предприятием, на котором пострадавший работал. Неосторожность рабочего не лишает его вознаграждения, но дает право суду право уменьшать его. За все время нетрудоспособности потерпевшего предприниматель уплачивал ему до 2/3 заработка (две трети - при полной потере трудоспособности навсегда). Закон Ле- Шапелье 1791 г. запрещал объединения рабочих, стачки. В 1864 г. при Наполеоне 3 разрешались стачки, создание рабочих союзов.

В английском праве отсутствуют четкие, выработанные правовой доктриной критерии отграничения одной отрасли права от другой (предмет и метод правового регулирования, правовой режим), все отрасли носят прикладной характер, в них отсутствует пандектная система изложения правового материала (общая и особенная части) и аксиоматичные законодательные или доктринальные дефиниции основных правовых терминов; отдельно не выделяются публично-правовые и частно-правовые отрасли, отрасли материального права и процессуального, содержание той или иной отрасли во многом зависит от того исторического источника - общего права или права справедливости - на основе которого она была создана и развивалась английскими судьями. «Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссии о структурных делениях права» -- отмечает А.Х. Саидов. Все «отрасли» английского права носят прикладной характер, нацелены на разрешение конкретных юридических проблем, которые нашли свое отражение в судебной практике. Так, например, в «предмет» контрактного права Англии входя такие вопросы как условия действительности и содержание контракта, различные категории ничтожных контрактов, дееспособность малолетних, душевно больных, юридических лиц, такие феномены как фактическая ошибка, введение в заблуждение, шантаж и другие виды незаконного влияния на контрагента, исполнение контрактных обязательств, средства судебной защиты в сфере контрактного права и др.; земельное право изучает виды прав и интересов в земельной собственности, вклад общего права и права справедливости в развитие земельного права, законодательство о праве собственности на землю 1925г., статутные ограничения прав собственника земельной собственности, регистрацию титула земельной собственности, вопросы общей земельной собственности, аренды и ипотечных залогов земельной собственности и др.; семейное право - условия действительности брака, вопросы, связанные с разводом супругов, судебным признанием лица умершим, алиментные обязательства супруга до и после развода, правовой статус ребенка, вопросы, связанные с разделом общей собственности супругов, с насилием в семье, государственной поддержкой семьи и др. Из приведенных выше примеров становится видно, что содержательно та или иная отрасль английского права являет собой совокупность практических проблем, возникающих в судебной практике и разрешающихся в конкретных судебных делах. По содержанию отрасли английского права могут «пересекаться», одни и те же практические проблемы могут составлять содержание разных отраслей английского права. Так, например, траст земельной собственности рассматривается как в курсе английского земельного права (land law), так и в курсе права доверительной собственности (law of trusts); контракт купли-продажи, предметом которого является земельная собственность, входит в содержание контрактного и земельного права Англии. Данный факт не смущает английских юристов, так как вопросы теории права их волнуют куда меньше, нежели вопросы практики. По признаку исторического источника как основы становления и развития той или иной отрасли в английском праве можно выделить отрасли общего права и отрасли права справедливости. Такие отрасли как уголовное, контрактное и деликтное право преимущественно развивались на основе общего права. Английское земельное право, право доверительной собственности выросли на основе права справедливости, и поэтому их отличает морально-правовой характер норм-принципов и наличие широкого спектра судебных средств защиты, применение которых зависит исключительно от усмотрения суда. В настоящее время общее право и право справедливости, объединенные судебной реформой 1873-1875гг в единое судейское прецедентное право, также существенно влияют на развитие различных отраслей английского права. Особенно сильно такое влияние проявляется в договорном, деликтном, доказательственном праве Англии.

Понимание принципа верховенства права как безоговорочного равенства перед английским судом частных и публичных субъектов права приводит к тому, что в английском праве не признается в качестве основополагающей классификация отраслей на частно- и публично-правовые. В то же время английские юристы признают, что такие отрасли как конституционное, административное и уголовное право носят публично-правовой характер, в то время как контрактное, деликтное, земельное, семейное, право доверительной собственности и трудовое право - частноправовой. Так, в деле O"Reilly v Mackman такие отрасли английского права как контрактное право, деликтное право и вещное право были названы «частным правом». По содержанию английские юристы не выделяют материальные и процессуальные отрасли. Данное обстоятельство связано, во-первых, с тем, что исторически раннее общее право Англии являлось по большей части процессуальным, материальные нормы создавались позднее процессуальных; во-вторых, оно объясняется особенностями законотворческой техники - отсутствие кодифицированного законодательства и, прежде всего, отраслевой кодификации в английском праве приводит к тому, что большинство принимаемых Парламентом статутов сочетает в себе материальные и процессуальные нормы. В то же время за последние десятилетия в учебных программах английских школ права появились предметы, носящие преимущественно процессуальный характер. Так, например, доказательственное право (Law of Evidence) Англии сочетает в себе процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение в английских судах уголовных и гражданских дел. Курс под названием «Система уголовного правосудия» (Criminal Justice) по содержанию схож с российским уголовно-процессуальным правом. В учебных курсах по дисциплине «Английская правовая система» целый ряд глав посвящен судопроизводству в различных английских судах. Таким образом, можно констатировать, что процесс «отпочкования» процессуальных отраслей идет в английском праве полным ходом, и только отсутствие в Англии отраслевой кодификации препятствует окончательному отграничению материальных и процессуальных отраслей. Понятие «норма права» (legal rule) в английской правовой системе также не является столь фундаментальным и часто используемым как в континентальной (романо-германской) правовой семье, отсутствует общепризнанное его толкование на уровне правовой доктрины. Поэтому понятие правовой нормы трактуется английскими юристами гораздо шире и многообразнее, чем юристами континентального права. Английская норма права - это любое правило поведения, зафиксированное в источниках права и признаваемое, защищаемое английскими судами, вне зависимости от того, носит ли такое правило общий или индивидуальный характер. Если правило поведения в Англии не снабжено судебной защитой, оно не может трактоваться как норма права; это может быть норма морали, религиозная норма, местное или парламентское обыкновение, - но не норма права. По субъектам установления (парламент, высшие английские суды) и ведущему текстуальному источнику (статуты Парламента, судебные решения) английские нормы права делятся на прецедентные, созданные судьями высших судов, и статутные, установленные парламентом или органами, которым он делегировал часть своих законотворческих полномочий. Данная «двойственность» норм (законодательные и судебные) английского права отличает их от норм романо-германского права, которые содержатся исключительно в законодательстве, а не в судебных решениях (которые официально не признаются источниками права, но могут обладать некоторым авторитетом, если подтверждены решениями по схожим делам). Прецедентные нормы английского права характеризуются, с одной стороны, большей казуистичностью, привязанностью к фактам отдельного дела и меньшей определенностью (отсутствует единая методика их выделения из состава судебного решения), нежели нормы континентального права; с другой же стороны - большей гибкостью (т.е. они легче изменяются, нежели нормы законодательства) и меньшей абстрактностью, что позволяет им более адекватно отражать общественные отношения, а судебным решениям - быть более справедливыми, так как справедливость напрямую зависит от учета специфических ситуативных и субъективных факторов, т.е. от наличия большей дифференциации норм. Общий характер норм законодательства и наличие запрещающих аналогию права и закона норм в некоторых ситуациях являются причинами вынесения судами несправедливого, но с формльно юридической точки зрения правильного решения. Если рассматривать английские прецедентные нормы с точки зрения классических признаков нормы права, принятых в России, то можно отметить, что нормы судебных решений также гарантированы государством, обладают признаком общеобязательности, т.е. обязательны для всех субъектов, которые находятся в сфере действия нормы - в той же ситуации, которую рассмотрел английский суд и создал обязательный прецедент. Формальная определенность прецедентных норм меньшая, нежели у норм законодательных, так как в Англии отсутствует какая-либо общепризнанная методика выделения прецедентных норм из судебных решений, но в то же время прецедентная норма вполне определенно указывает на права и обязанности субъектов правоотношений. Английские юристы не занимаются вопросами анализа структуры прецедентной нормы. В силу меньшей формальной определенности прецедентных норм и отсутствия общепризнанного метода их выделения из состава судебного решения английские юристы не выделяют в нормах судебных прецедентов гипотезу, диспозицию и санкцию. Данное структурное деление нормы права является классическим для стран романо-германского права, где нормы права - это исключительно нормы писаного законодательства, а не нормы судебных решений. В то же время можно провести краткий анализ структуры английских прецедентных норм с точки зрения российского подхода к структуре нормы права, хотя, вполне очевидно, что такой анализ достаточно условен и является попыткой применения российских теоретических категорий в английской практике. Например, можно говорить о том, что совокупность юридически значимых (материальных) фактов (material facts), выделенных судьей из фабулы дела, образует гипотезу прецедентной нормы, т.е. те конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых она реализуется. Также можно отметить, что диспозиции английских прецедентных норм отличаются меньшей абстрактностью, нежели законодательные нормы на континенте. Санкции же английских прецедентных норм всегда носят абсолютно-определенный характер и содержатся в резолютивной части решения по судебному делу.Статутные нормы (нормы законодательства) в Англии обладают одинаковой юридической силой вне зависимости от того, носит ли акт Парламента индивидуальный (частный) или нормативный (публичный или гибридный) характер. Следует также отметить, что статутные нормы «оживают» лишь в судебной практике - чтобы английский суд стал применять норму статута Парламента она должна быть истолкована высшим английским судом применительно к существенным, имеющим юридическое значение фактам конкретного дела. Впоследствии для разрешения схожих дел английские суды будут обращаться к судебным решениям (прецедентам толкования), в которых было дано толкование соответствующей статутной нормы. Иными словами, в судебной практике Англии происходит «обрастание» или даже «замена» статутных норм казуистичными прецедентными нормами, которые именуют прецедентами толкования или деклараторными (интерпретативными) прецедентами. Именно это имел в виду В. Кнапп, когда писал, что «по англо-американской концепции письменная (статутная) норма права является, скорее, определенной основой для создания норм судьей». По содержанию нормы английского законодательства можно классифицировать на материальные, определяющие права и обязанности субъектов правоотношений, и процессуальные, закрепляющие порядок осуществления материальных норм. Тем не менее, данная классификация не является важной для английского права в силу того, что, во-первых, отсутствует отраслевая кодификация законодательства Англии, и, во-вторых, в подавляющем большинстве статутов Парламента присутствуют как материальные, так и процессуальные нормы. Именно поэтому английская система права не делится на материальные и процессуальные отрасли. В английском праве отсутствует деление права на частное и публичное. Можно выделить несколько причин отсутствия такого деления: во-первых, исторически общее право Англии носило публично-правовой характер - защищало только интересы Короны (для защиты частных интересов судами общего права создавались юридические фикции); во-вторых, английское право не заимствовало данное деление системы права из римского права; в-третьих, в английском праве действует принцип верховенства права (rule of law), согласно которому перед английским судом равны как государство, так и его отдельные граждане, и потому публичные субъекты права (государственные органы и их должностные лица) не должны иметь никаких привилегий и льгот, которых нет у частных субъектов (простых граждан Великобритании). Классики английского конституционного права Уэйд и Брадли считают, что разделение частного и публичного права предполагает «отказ от идеи о том, что государство и его органы подчинены праву». По кругу лиц английские статутные нормы подразделяются на нормы публичного характера, которые распространяют свое действие на всех лиц, попадающих под юрисдикцию английских судов, и нормы частного характера, которые регулируют поведение отдельных социальных групп (по признаку профессиональной принадлежности, социального статуса и др.). По времени действия нормы английского законодательства можно классифицировать на временные и постоянные. Характерной особенностью английского законодательства, понимаемого в широком смысле - как совокупность нормативных правовых актов государственных органов, является широкое распространение временных, целевых по своему характеру норм, содержащихся в актах исполнительных органов власти (делегированное законодательство). По территории действия статутные нормы делятся на нормы, распространяющие свое действие на всю территорию Великобритании (к ним относится большинство статутных норм) и статутные нормы, содержащиеся в актах реформы общего права, которые действуют лишь на территории Англии и Уэльса. Характерной особенностью английского законодательства является наличие норм с абсолютно-определенными и абсолютно-неопределенными санкциями. Так, например, в уголовном законодательстве Англии существуют статуты, статьи которых определяют одну единственную меру и размер наказания, не оставляя судье никакого права выбора (например, тяжкое убийство). В то же время имеются такие уголовно-наказуемые деяния, в отношении которых Парламент оставляет назначение наказания на усмотрение того или иного судьи (абсолютно-неопределенные санкции) - в таком случае судья ориентируется на вид и размер наказания, который был назначен в сходных прецедентах (если таковые имеются).Статутные нормы отличаются высокой степенью детализации, которая, по-видимому, является следствием индуктивно-описательного способа мышления английских юристов, а также практической направленности всего английского права в целом. Также в английском законодательстве широко используются отсылочные нормы, что, несомненно, усложняет работу со статутами.

Трудовые отношения в Великобритании основаны на принципе добровольности объединения и на договорных обязательствах, которые свободно принимаются независимыми объединениями предпринимателей и трудящихся (профсоюзы). Роль государства ограничена (а) оказанием услуг по арбитражу и посредничеству в трудовых конфликтах, если спорящие стороны пожелают ими воспользоваться, и (б) образованием органов (советы по заработной плате) для урегулирования уровня минимальной зарплаты в тех отраслях, где добровольная организация недостаточно эффективна.

Профессиональные союзы (тред-юнионы): Почти 10 млн. трудящихся состоит в членах профсоюзов, которых насчитывается немногим меньше 600. В профсоюзах объединены почти все рабочие-мужчины, занимающиеся физическим трудом на крупных предприятиях в главных отраслях промышленности, значительное и все время растущее число работниц, а также конторские и административные служащие. Признаком для принадлежности к тому или иному профсоюзу может быть род занятий трудящегося или отрасль промышленности, в которой он работает.

Британские профсоюзы являются независимыми добровольными объединениями трудящихся для охраны интересов своих членов и для дальнейшего улучшения их положения. Они действуют главным образом путем переговоров о ставках зарплаты и о других условиях труда с организациями предпринимателей; они также ходатайствуют о принятии соответствующих законодательных мер и оказывают влияние на их разработку; они осуществляют собственные мероприятия по самопомощи, выдавая некоторые вспомоществования и пособия (например, пособия для престарелых, безработных и инвалидов, стипендии на образование, юридические консультации). Профсоюзы пользуются некоторыми юридическими льготами и привилегиями, позволяющими им более эффективно отстаивать интересы своих членов.

Как правило, основной организационной единицей является местный отдел или ячейка. Состав национального исполнительного комитета большинство профсоюзов избирают на конференции, на которую съезжаются делегаты местных отделов; конференция также принимает генеральную линию политики профсоюза.

Конгресс тред-юнионов: Почти все профсоюзы входят в Конгресс тред-юнионов, занимающий центральное положение в британском профсоюзном движении. Конгресс тред-юнионов участвует в Международной конфедерации Свободных профсоюзов и был одним из главных инициаторов ее создания.

Объединения предпринимателей: Насчитывается около 1500 организаций предпринимателей. Они, как правило, организованы по отраслям производства и могут иметь местный, областной или более обширный характер. Многие из них принадлежат к Британской конфедерации работодателей, выступающей от имени предпринимателей по вопросам трудовых отношений.

Большинство предпринимателей устанавливает ставки зарплаты и другие условия труда на основе договора, заключенного с профсоюзами данным предпринимательским объединением, но некоторые работодатели - в том числе правительственные ведомства и национализированные отрасли хозяйства - договариваются непосредственно с соответствующими профсоюзами.

Урегулирование трудовых конфликтов: В случае срыва трудовых переговоров, спорящие стороны могут либо прибегнуть к арбитражу в условленном между собой порядке, либо обратиться за помощью к Министру труда. Министр, заслушав рекомендации своих специалистов по урегулированию трудовых конфликтов, может либо передать спор на арбитраж, либо - если спор имеет большую государственную важность - назначить комиссию по расследованию или специальный трибунал.

С 1932 г. рабочее время, потерянное в результате забастовок и трудовых конфликтов, в среднем не превышало 2,5 млн. дней ежегодно; в расчете на всю рабочую силу страны это равно всего около 1 часа на рабочего в год.

Человеческие отношения в промышленности: В последние годы все больше внимания уделяется "человеческим отношениям" в промышленности, т. е. отношениям между руководителями производства и индивидуальными рабочими (в отличие от отношений между организациями предпринимателей и организациями рабочих). Это повело к более глубокому изучению всех сторон руководства кадрами и к образованию новых отделов, ведающих связью с персоналом. В национализированных отраслях начальство обязано совещаться с рабочими по всем обоюдоважным вопросам (включая производительность труда), и правительство, руководители делового мира и профсоюзные лидеры поощряют к этому частные промышленные фирмы. Возможности для совещаний на производстве обеспечены в главных отраслях промышленности и, вероятно, охватывают около 50% всех трудящихся.

Уровень оплаты и Продолжительность нормальной рабочей недели, как рабочие часы правило, колеблется между 40 и 42 часами. Средний часовой заработок, включая сдельную оплату, сверхурочные и другие специальные ставки, составлял в апреле 1965 г. 8 шилл. о пенсов для мужчин и 4 шилл. 8,5 пенсов для женщин; действительная средняя продолжительность рабочей недели тогда равнялась 47,5 ч для мужчин и 39,1 ч для женщин. За девять лет с января 1956 г. общий уровень заработка всех рабочих возрос на 40%. Помимо шести всеобщих праздников, установленных законом, подавляющее большинство трудящихся получает ежегодно двухнедельный оплаченный отпуск, а некоторые - трехнедельный.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Оценка действующего законодательства, регламентирующего институт рабочего времени. Сокращение продолжительности рабочего дня для несовершеннолетних и работников с пониженной трудоспособностью. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Определение общих правил трудового законодательства. Правовое регулирование "отпускных" отношений работников с ненормированным рабочим днем, его конструктивные признаки. Особенности учета рабочего времени. Особенности нормированного рабочего дня.

    реферат , добавлен 30.11.2008

    Историческое развитие и современное состояние законодательства об оплате труда, понятие и структура заработной платы, ее отличие от иных выплат. Общая характеристика тарифной системы оплаты труда. Практические проблемы тарификации рабочих и служащих.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2010

    Изучение методов защиты трудовых прав работников в период кризиса. Сокращение рабочего времени, снижение размера заработной платы, как основные способы ущемления трудовых прав персонала. Тенденции развития зарубежного трудового права в период кризиса.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Рассмотрение института рабочего времени в трудовом праве России. Нормативно-правовое регулирование рабочего времени. Виды рабочего времени по законодательству Российской Федерации. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2019

    Общее понятие и классификация рабочего времени. Режим труда как существенное условие трудового договора. Организация учета рабочего времени. Различные варианты режима рабочего времени в соответствии с законодательством. Табель учета рабочего времени.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Основной целью работы было изучить, исследовать нормы регулирования рабочего времени и времени отдыха, выяснить какие нормативно-правовые акты их регламентируют. Один из важнейших институтов трудового права. Правовое регулирование рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2008

что система такого участия является атрибутом социального государства, и она не противоречит идее рыночной экономики. Однако правовое регулирование данных отношений - довольно сложная задача, так как предоставление тех или иных прав коллективу работников связано с ограничением прав работодателя, его предпринимательской свободы. Принимать сбалансированное законодательство в этой сфере удается в немногих странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Безусловным лидером, по мнению авторов, является Германия. Эффективность немецкой системы во многом объясняется детальным правовым регулированием и возможностью замены соглашения по обязательным вопросам решением суда. Однако такой механизм работает при четком разграничении тех вопросов, по которым работодатель и трудовой коллектив имеют общие цели, и тех, по которым их интересы не совпадают.

Е.В. Алферова

2010.03.043. ЛЮТОВ Н.Л. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 232 с.

Правовой институт социального партнерства, или, согласно принятой на Западе терминологии, социального диалога, называемый также коллективным трудовым правом, в России и Великобритании имеет фундаментально отличающийся характер. В России важнейшей характеристикой общественных отношений в сфере труда можно назвать государственный патернализм и значительное вмешательство государства в трудовое право. Совершенно обратная ситуация сложилась в Великобритании, где установилась система, основанная на добровольном характере переговоров и существенной автономии переговаривающихся сторон с незначительным государственным вмешательством. Государственная политика и судебная практика в этой стране традиционно были направлены по большей части на ограничение профсоюзных прав. Соответственно, профсоюзы привыкли к недоверию в отношении государства, судей и законов. Развитие социального партнерства здесь в основном диктуется общественными движениями и судебной властью, а государственная политика отражает реакции на эти импульсы, пишет автор.

В современной Великобритании уже не ведется дискуссий по поводу права на участие в профсоюзах. Это право признается неотъемлемым элементом демократического общества. Тем не менее, несмотря на ратификацию международных актов, касающихся свободы объединения, внутреннее право Великобритании в течение долгого периода признавало возможность создания профсоюзов только в качестве «негативного» права, т.е. с помощью использования конструкции «иммунитета» от ответственности за участие в профсоюзах. Традиционно в общем праве этой страны признавалось, что само существование профессиональных союзов - это ограничение свободы договора между работником и работодателем, особенно когда речь заходила о проведении забастовок и установлении условия «закрытого цеха». В Великобритании принято выделять две модели «закрытого цеха»: так называемые довходной и послевходной закрытый цех. В первом (более редком) случае работника принимают на работу, если он на момент трудоустройства не состоит в соответствующем профсоюзе, во-втором - в качестве одного из условий в трудовой договор включается обязательство работника вступить в профсоюз. Последствием такой позиции было признание ничтожными договоров о членстве в профсоюзах. В соответствии с Консолидированным законом «О профессиональных союзах и трудовых отношениях» 1992 г. все работники, кроме полицейских и военнослужащих, могут организовывать и вступать в профсоюзы. К настоящему времени система «закрытого цеха» замещена соглашениями о едином профсоюзе, подразумевающими признание работодателем только одного профсоюза как агента по ведению коллективных переговоров. Современное британское законодательство также запрещает вычитать из заработной платы работников, не состоящих в профсоюзе, сумму, равную профсоюзным взносам. Анализ содержания права на объединение в Великобритании позволил автору выделить два интересных аспекта вопроса: отсутствие традиции закрепления этого права на законодательном уровне (оно появилось во внутреннем законодательстве лишь в 1998 г.) и, наоборот, - детальная регламентация антипрофессиональной дискриминации и санкций в отношении работодателя в случае установления факта ее наличия.

Для того чтобы эффективно представлять своих членов, профсоюз должен отвечать трем требованиям: во-первых, соответ-

ствовать законодательному определению профсоюза; во-вторых, быть независимым и, в-третьих, быть признан работодателем. Автор описывает типы профсоюзных организаций (открытые, закрытые), их правовой статус, процедуру признания профсоюзов для ведения коллективных переговоров. Он считает, что положения британского законодательства, касающиеся профсоюзной независимости, представляют интерес с точки зрения возможной импле-ментации в российское законодательство. Тем не менее очевидно, подчеркивает автор, что большая часть норм, касающихся деятельности британских профсоюзов, не подлежат заимствованию для России в силу совершенно разных традиций в области трудовых отношений.

Характерной чертой британского права, по мнению автора, является хаотичная и бессистемная структура уровней коллективных переговоров. Существенным отличием от мировой практики называется также отсутствие механизмов автоматического включения положений коллективных договоров в индивидуальные трудовые договоры. В правовых системах практически всех стран мира предусматривается, что ухудшение в индивидуальном порядке коллективно установленных условий труда недопустимо - так называемый принцип ad favorem (лат. - в пользу). В Великобритании невозможно принудительное распространение коллективного договора в отношении индивидуального работника даже в тех случаях, когда работодатель выступает в качестве непосредственной стороны этого договора.

Исследуя систему коллективного регулирования отношений между работниками и работодателем, автор отмечает, что в Великобритании появилась новая форма такого регулирования, дополняющая коллективные договоры. Эти акты называются соглашениями с персоналом (workforce agreements). Важной отличительной чертой таких соглашений является то, что представители работников, заключающие соглашения с персоналом, не обязаны отвечать критерию независимости, предъявляемому в качестве требования к подписывающим коллективные договоры профсоюзам.

В монографии раскрывается гибкий и неформальный подход к процедуре альтернативного разрешения трудовых споров в данной стране. Опыт работы специализированных органов трудовой юрисдикции (трудовых трибуналов), рассматривающих индивиду-

альные трудовые споры, представляется интересным и полезным для России. По мнению автора, возможность осуществления коллективных трудовых споров (и проведения забастовок) по поводу массовых увольнений работников, отсутствующая в нынешнем российском законодательстве, также должна быть воспринята в качестве хорошего образца.

Е.В. Алферова

2010.03.044. ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ / Авт. кол. Абрамова О.В., Занданов И.В., Коршунова Т.Ю. и др.; Отв. ред. Нурдинова А.Ф., Чиканова Л.А. - М.: Эксмо, 2009. - 301 с.

В монографии рассматриваются правовые аспекты деятельности работодателей по подбору и управлению персоналом, правовой статус и права при заключении и прекращении трудового договора, по организации и проведению аттестации, в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Исследуются вопросы реализации нормативной власти работодателя, порядка осуществления локального регулирования, социального партнерства, юридической защиты прав работодателей, в том числе в суде.

Как отмечает во введении доктор юридических наук А. Ф. Нурдинова, «в отличие от большинства работ по трудовому праву в этой книге избран несколько непривычный ракурс: акцент сделан не на правах работников и не на гарантиях их реализации, а на полномочиях работодателя». Такой подход она объясняет тем, что порой забывается, что функционирование установленной трудовым законодательством системы защиты работников невозможно без участия работодателя, который выступает ключевой фигурой в сфере организации трудового процесса и управления трудом. Практически для любого действия, связанного с осуществлением своего права, работник должен прибегнуть к помощи работодателя. Так, право на ежегодный отпуск реализуется в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем и на основе приказа о предоставлении отпуска; права на здоровые и безопасные условия труда обеспечиваются деятельностью работодателя; право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы не может быть реализовано без принятия работодателем соответст-