Комиссаров ушел из тупикового трансмашхолдинга. "эдс-холдинг" возглавил бывший гендиректор "трансмашхолдинга" «Трансмашхолдинг» перекраивают изнутри

Совет директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» на вчерашнем заседании избрал Андрея Бокарева новым председателем, говорится в сообщении компании.

Прежний председатель совета директоров Дмитрий Комиссаров покинул компанию в связи с решением сосредоточиться на развитии собственного бизнеса.

В качестве основных приоритетов работы в течение ближайших лет А.Бокарев назвал разработку стратегии развития компании на ближайшие десятилетие в связи с утверждением стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г, включая модернизацию производственной структуры компании, определение направлений сотрудничества с зарубежными партнерами и продвижение на новые рынки.

А.Бокарев в настоящее время возглавляет совет директоров ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».

ЗАО «Трансмашхолдинг» является крупнейшей в России компанией, объединяющей ведущие предприятия транспортного машиностроения, выпускающие электровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, тепловозные и судовые дизели, вагоны метро, электро- и дизель-поезда, вагонное литье, компоненты и оборудование для железнодорожного подвижного состава. В состав ТМХ входят: Новочеркасский электровозостроительный завод; Брянский машиностроительный завод; Коломенский завод; Пензадизельмаш; Бежицкий сталелитейный завод; Тверской вагоностроительный завод; Демиховский машиностроительный завод; «Метровагонмаш»; Октябрьский электровагоноремонтный завод; Центросвармаш; «Трансконвертер» /СП с Siemens AG/; производственная фирма «КМТ»; «Трансмашхолдинг Бомбардье Транспортейшн /Индастриал/ Рус» /СП с Bombardier Transportation/; «Трансмашхолдинг Бомбардье Транспортейшн /Инжиниринг/ Рус» /СП с Bombardier Transportation/.

«Компании»

«Новости»

«Трансмашхолдинг» перекраивают изнутри

Комиссаров из «Технологической компании» не вошел в число кандидатов в СД РЖД

Правительство РФ утвердило кандидатов в совет директоров ОАО «Российские железные дороги»: соответствующее распоряжение премьера Дмитрия Медведева от 11 мая опубликовано на сайте кабинета министров.

В список вошли вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, заместители глав Минфина, Минэкономразвития и Минтранса Андрей Иванов, Николай Подгузов и Алексей Цыденов, президент РЖД Олег Белозеров, председатели советов директоров группы «ЕСН» и «Русской холдинговой компании» Григорий Березкин и Александр Рязанов, бывший председатель правления Deutsche Bahn Хартмут Медорн.

Захват, банкротство, стрельба, дискриминация: плюсы и минусы

Предприниматель Дмитрий Комиссаров, в числе прочего поставлявший металл на машиностроительные заводы, в 2000 году решил заработать на начавшемся росте объемов железнодорожных перевозок. По логике вскоре должны были последовать закупки подвижного состава, ведь произведенные еще во времена СССР локомотивы и вагоны изнашивались. А это означало, что нужно скупать вагоностроительные заводы. С этой идеей Комиссаров пришел к владельцу УГМК Искандеру Махмудову, интересы которого были представлены в нескольких крупных транспортных компаниях. Он идею одобрил и выделил Комиссарову бюджет.
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 16800.htm

Машиностроение-2004

Глава «Трансмашхолдинга» Дмитрий Комиссаров появился в машиностроении достаточно неожиданно, впервые выступив именно как гендиректор этой компании. До 2002 года он не был замечен ни в каких серьезных проектах — работал советником гендиректора ОАО «Тюменьэнерго», возглавлял научно-производственную компанию «Союз ‘Интеграция"». В результате напрашивается вывод о подставном характере этой фигуры. Но все ключевые переговоры от лица «Трансмашхолдинга» ведет именно Комиссаров (сегодня он является председателем совета директоров компании). Состав собственников «Трансмашхолдинга» официально не раскрывается (известно, что около 50% акций принадлежат «Трансгрупп»), однако, судя по косвенной информации, Комиссаров входит в их число. Не исключено, что в данном случае можно констатировать появление в российском бизнесе нового серьезного персонажа.
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 24741.htm

Дмитрий Комиссаров хочет повторить пройденное

Личный проект бывшего председателя совета директоров «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Дмитрия Комиссарова - машиностроительную компанию «ЭДС-Холдинг» - возглавил бывший гендиректор ТМХ Михаил Хромов. Эксперты вспоминают, что именно при господине Хромове ТМХ удалось стать монопольным производителем локомотивов в России.
ссылка: http://www.kommersant.ru/doc/ 1008033

Дмитрий Комиссаров покидает машиностроение

Член совета директоров ОАО РЖД Дмитрий Комиссаров делит электротехнический бизнес с партнером Рубеном Геворкяном - покупателем кресла Анатолия Чубайса. Основная часть активов их совместного «ЭДС-холдинга» отойдет господину Геворкяну. Себе господин Комиссаров, сейчас контролирующий холдинг, оставит только два
ссылка: http://www.kommersant.ru/Doc/ 1092485

МОСКВА, 29 ноября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Глава банковского комитета Госдумы РФ Владислав Резник внес на рассмотрение нижней палаты законопроект «О биржах и организованных торгах», регламентирующий работу всех видов бирж под надзором ФСФР, и блок поправок в другие законы. И к проекту закона, и к поправкам у правительства есть претензии — оно не хочет наделять ФСФР функциями валютного контроля на биржах и предлагает расширить полномочия ЦБ на биржах как профессионального участника торгов, сообщает «Коммерсант».
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=605884&soch=1

Медведев нацелился на машиностроение

19 февраля в Ижевске прошел второй съезд Союза машиностроителей России, на котором Дмитрий Медведев говорил о модернизации этой отрасли. По его мнению, отечественное машиностроение может и должно стать конкурентоспособным на мировых рынках. А на заводе «Ижмаш» первый вице-премьер на удивление оружейникам сам выточил на станке настоящий автоматный ствол.
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=605782&soch=1

Трансмашхолдинг` вложится в мини-заводы

Компания потратит на реорганизацию 1 млрд долларов. Руководство «Трансмашхолдинга» (ТМХ) заявило о намерении инвестировать более 1 млрд долл. в технологическую реорганизацию производства. В течение ближайших 6-7 лет средства будут направлены на создание нескольких профильных производств, организацию сборочных заводов и предприятий малых серий. Аналитики полагают, что холдинг собирается сосредоточиться на сборке подвижного состава с асинхронным приводом, производимого на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), а также на производстве городского рельсового транспорта.
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=605784&soch=1

Комиссия РСПП по машиностроительному комплексу до 1 ноября обобщит антикризисные предложения

В РСПП под руководством члена Правления РСПП Д. Комиссарова состоялось заседание Комиссии РСПП по машиностроительному комплексу. В работе комиссии приняли участие представители общественных организаций, руководители ведущих предприятий машиностроения. От РСПП в заседании Комиссии принял участие В. Черепов, директор Департамента по взаимодействию с отраслевыми объединениями. В ходе обсуждения вопроса о снижения негативного влияния кризиса на отрасли российского машиностроения участниками заседания были высказаны ряд конкретных предложений, которые было предложено обобщить до 1 ноября 2008 г. Данный обобщенный материал будет использован при подготовке документов для очередного заседания Госсовета на котором будет рассмотрен вопрос о конкурентоспособности в реальном секторе экономики.
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=605885&soch=1

Правительство РФ утвердило совет директоров ОАО `РЖД` в прежнем составе

Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение от 30 июня 2009 года N894-р, утвердив состав совета директоров ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в количестве 9 человек. Об этом говорится в сообщении кабинета министров. Таким образом, в совет директоров назначены: вице-президент закрытого акционерного общества «Московская межбанковская валютная биржа» В.А. Гусаков, заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков, председатель совета директоров открытого акционерного общества «Технологическая компания» (независимый директор) Д.Г. Комиссаров, член правления — первый заместитель председателя правления государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Н.Н. Косов, президент — председатель правления открытого акционерного общества «Банк ВТБ» А.Л. Костин, председатель совета директоров ЗАО «Русская Холдинговая Компания» (независимый директор) А.Н. Рязанов, управляющий директор ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» (независимый директор) А.В. Шаронов, президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (независимый директор) А.Н. Шохин, президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И. Якунин.
ссылка:

Михаил Козырев, Александр Малютин, Илья Хренников

Выгодное дельце

Ориентировочная рыночная стоимость крупного проектного института в Петербурге (полезная площадь недвижимости, включая цеха опытного производства 100 000 кв. м) - $12 млн. Стоимость захвата - чуть более $1,5 млн.

Сбор информации о предприятии $15 000 Приобретение реестра акционеров, дел в налоговой службе и земельном комитете, платежных балансов, оперативных данных МВД.
Контроль «точек риска» $60 000 Получение обеспечительных мер в судах, контроль реестродержателя и службы судебных приставов.
Скупка акций у мелких акционеров $450 000 Организация инициативной группы из числа сотрудников предприятия, отправка команды скупщиков (30 человек), размещение информации о скупке, организация самой скупки, питание и проживание скупщиков.
Выкуп акций у крупных акционеров $ 9 0 0 000
Сбор информации о гендиректоре, главном бухгалтере, членах совета директоров (справки из правоохранительных органов). Переговоры с отдельными совладельцами и покупка их долей.
Назначение своего гендиректора $50 000 Жалобы: в Федеральную службу по финансовым рынкам - о недостаточном раскрытии информации по деятельности предприятия, в прокуратуру - по фактам мошенничества и хищений. Организация судебного решения, запрещающего основным владельцам участвовать в собрании акционеров. Созыв внеочередного собрания без их участия и назначение гендиректора. Проведение дополнительной эмиссии акций.
Захват $60 000 Организация обеспечительных мер, запрещающих реальным владельцам находиться на предприятии и пользоваться его имуществом. Начало исполнительного производства судебными приставами. Организация силами ЧОП защиты территории предприятия.

Источник: ИК «Русский проект»

Утро 24 ноября 2004 года. Пермский бизнесмен Андрей Агишев, основной владелец компании «Уралгазсервис», будет помнить еще долго. В офис компании, державшей реестр «Уралгазсервиса», явились приставы с липовым решением арбитражного суда и внесли изменения в состав акционеров, фактически лишив Агишева бизнеса. Из контролирующего акционера компании с годовым оборотом в $30 млн он в один миг превратился в ничего не решающего миноритария.

Кто мог пойти на столь дерзкую операцию против не самого мелкого в регионе предпринимателя? Только еще более влиятельный бизнесмен. Как полагает сам Агишев, за судебными исполнителями стояла компания Виктора Вексельберга, основателя холдинга «Ренова», совладельца алюминиевой империи СУАЛ и нефтяной компании ТНК-ВР.

Агишев не единственный владелец компании среднего размера, на чью собственность положили глаз олигархи. За последние два-три года у региональных предпринимателей накопилось немало обид на Искандера Махмудова, Вагита Алекперова, Алексея Мордашова и других миллиардеров.

Церемониться с владельцами бизнеса стоимостью в десяток-другой миллионов долларов олигархи не считают нужным-не по чину. Против них сплошь и рядом применяются методы из лихих 1990-х-благо арсенал их разнообразен.

Захват

Простейший способ поглотить приглянувшуюся компанию-нанять команду так называемых рейдеров, профессиональных захватчиков чужого бизнеса, которые проведут все необходимые мероприятия и решат проблемы со старым владельцем, не афишируя заказчика. Стоит работа рейдеров в несколько раз меньше (см. справку),чем само предприятие.

Непосредственным исполнителем акции против Андрея Агишева был челябинский бизнесмен Дмитрий Черкасов. Но проводилась она, по мнению пермского предпринимателя, в интересах компании «Комплексные энергосистемы» (КЭС), дочерней структуры «Реновы». В самой КЭС участие в захвате «Уралгазсервиса» отрицают. КЭС вкладывает деньги Виктора Вексельберга в энергетику и ЖКХ. Компания владеет энергетическими активами в нескольких регионах, в том числе пакетом акций «Пермэнерго». В 2003 году КЭС и администрация Пермской области заключили соглашение о сотрудничестве в сфере «мультиэнергетического бизнеса».

«Уралгазсервис», которому принадлежит около 5000 км газопроводов низкого давления в Пермской области, представлял для КЭС немалый интерес. К тому же Вексельберг курирует газовые проекты в ТНК-ВР. Как рассказал Агишев, представители КЭС предложили ему продать компанию, но его не устроила цена. После чего и случилась история с переписыванием реестра акционеров «Уралгазсервиса».

Агишеву удалось отбить атаку. Узнав, что с него списали акции по решению екатеринбургского суда, Агишев направил в Екатеринбург юристов, и они, по его словам, выяснили: под номером дела, на основании которого был изменен реестр, в суде зарегистрировано другое дело.

Вывод из всего случившегося Агишев делает следующий: «Они [олигархи] думают, что у нас тут край непуганых идиотов. Им в свое время столько досталось бесплатно, что они разучились за что-либо платить».

Банкротство

Использование липового решения суда - ход, конечно, грубый, и неудивительно, что операция провалилась. Раньше самой действенной мерой по захвату предприятий было банкротство.

До вступления в силу в 2003 году новой редакции закона о несостоятельности предприятий грамотно организованное банкротство не оставляло собственнику никаких шансов, поскольку прежний закон защищал прежде всего права кредитора. Показательный пример-история Брянского машиностроительного завода (БМЗ), производителя локомотивов.

Предприниматель Дмитрий Комиссаров, в числе прочего поставлявший металл на машиностроительные заводы, в 2000 году решил заработать на начавшемся росте объемов железнодорожных перевозок. По логике вскоре должны были последовать закупки подвижного состава, ведь произведенные еще во времена СССР локомотивы и вагоны изнашивались. А это означало, что нужно скупать вагоностроительные заводы. С этой идеей Комиссаров пришел к владельцу УГМК Искандеру Махмудову, интересы которого были представлены в нескольких крупных транспортных компаниях. Он идею одобрил и выделил Комиссарову бюджет.

Как рассказал участник последовавшей скупки, в качестве одной из первых целей был выбран Брянский машиностроительный завод, который производил маневровые тепловозы, дизели и вагоны. Заводом владел московский бизнесмен Петр Баум, купивший его в 2000 году примерно за $8 млн. В 2002 году выручка завода составила около $50 млн. Бауму предложили за предприятие $6 млн. Он отказался и, по словам участника операции, назвал цифру $15 млн. (Баум не стал комментировать Forbes те события.)

Названная Баумом сумма не устроила Комиссарова. Тогда рейдеры скупили часть долга БМЗ, инициировали процедуру внешнего управления и добились назначения внешним управляющим нужного человека. Остальное было уже делом техники-активы банкротящегося предприятия вывели в новую компанию, дружественную структурам Махмудова.

По словам источника Forbes, стоимость всей операции составила несколько сотен тысяч долларов, которые «инвесторы» быстро вернули из финансовых потоков БМЗ. Баум пытался сопротивляться атаке, ввязался в судебную войну, но проиграл. У него, как выразился собеседник Forbes, не оказалось достаточно сильной «крыши».

Стрельба

В России сформировалась целая индустрия недружественных поглощений. В ней заняты и самостоятельные мелкие игроки, и бывшие младшие партнеры олигархов, ранее работавшие в интересах только своей ФПГ, а ныне ушедшие на вольные хлеба. Суть от этого не меняется. Те и другие отбирают компании у собственников, чтобы потом их продать тому, кто больше заплатит, то есть опять-таки олигархам.

Скандальная история такого рода недавно произошла с лесопромышленной группой «Фокс» (годовой оборот порядка $100 млн). Атаку на ее бумажную фабрику «Тулабумпром» организовали, как предполагают в «Фоксе», предприниматели Владимир Хазанов (сейчас он находится под арестом) и Михаил Безелянский, в прошлом один из совладельцев «Альфа-Групп», а сегодня-хозяин московской сети гипермаркетов «МосМарт».

В октябре 2004 года тульская фабрика была захвачена. «Приехали сто бойцов с бейсбольными битами и спецсредствами, решением мирового судьи из Калуги и захватили предприятие», - рассказал Forbes гендиректор группы «Фокс» Александр Риммер. Судебное решение, которое привезли «бойцы», Риммер оспорил буквально на следующий день, тем не менее захватчикам удалось удерживать «Тулабумпром» в своих руках более полугода.

А на Пермском фанерном комбинате (ПФК), который решил захватить известный в регионе рейдер Юрий Медведюк, не обошлось без перестрелки. В условиях, когда использовать закон о банкротстве для захвата предприятий стало почти невозможно, он пошел другим, давно опробованным путем - скупил акции.

Началась же история с того, что бизнесмены Игорь Беккер (владелец Жешартского фанерного комбината, Республика Коми) и Юрий Гончар (основной владелец ПФК) решили объединить свои компании. Беккер в результате стал совладельцем Пермского комбината с долей в 40%.

Медведюк, который, как оказалось, скупил 1 % акций ПФК на открытом рынке, обжаловал в суде сделки по приобретению акций комбината Беккером и добился их перевода на свои компании. «Мы провели эти акции через цепочку компаний, потом созвали внеочередное собрание [акционеров], -рассказывает Медведюк.-Обеспечили, чтобы не было кворума, и провели повторное, где требуется меньший кворум. Избрали на нем своего гендиректора».

Медведюк привез в Пермь из Москвы судебных приставов, однако, когда те попытались проникнуть на территорию фанерного комбината, по ним открыли огонь, и приставы ретировались. Результат для владельцев двух комбинатов тем не менее оказался плачевным. Альянс Беккера и Гончара распался. Гончар сейчас ведет переговоры о продаже своего бизнеса принадлежащей «Северсталь-групп» Алексея Мордашова компании «Свеза», которая уже скупила несколько предприятий того же профиля. Если сделка состоится, «Свеза» займет доминирующие позиции на российском рынке фанеры. Юрий Медведюк потирает руки. Он по-прежнему остается акционером комбината и надеется дорого продать свои акции Мордашову-ведь тому наверняка не захочется партнерства с ним.

У бизнесменов, которые сегодня жалуются на попытки захватить их бизнес, достаточно своих скелетов в шкафу. Тот же Андрей Агишев, когда рассказывает, что скупил акции «Уралгазсервиса» у сотрудников, предпочитает не упоминать, что был в то время топ-менеджером Пермской финансово-производственной группы (ПФПГ), принадлежащей предпринимателю Андрею Кузяеву (сегодня президент «ЛУКОЙЛ -Оверсиз»).Такая самостоятельность подчиненного, управлявшего финансами ПФПГ, пришлась Кузяеву не по душе, и Агишеву пришлось сменить место работы.

Что же касается Петра Баума, потерявшего Брянский машиностроительный через банкроство, то в свое время он сам получил контроль над Людиновским тепловозостроительным, обанкротив его.

Дискриминация

Если олигарх не хочет идти на силовой захват компании-жертвы, он может обанкротить ее и по-настоящему. Это несложно сделать, если он - монополист.

Небольшая нефтяная компания «Нобель Ойл» из Республики Коми раньше доставляла нефть от месторождений до приемного пункта «Транснефти» по трубопроводу, а теперь, как рассказал Forbes президент компании Григорий Гуревич, вынуждена возить ее на КамАЗах с цистернами, теряя на этом порядка $5 млн в год.

Проблемы начались после того, как в 1999 году в Республику Коми пришел ЛУКОЙЛ, которой купил местную «КомиТЭК» вместе с тем самым нефтепроводом, по которому качала нефть «Нобель Ойл». В 2003 году компания Вагита Алекперова просто перекрыла Гуревичу доступ к трубе. В ЛУКОЙЛе объясняют, что «Нобель Ойл» закачивала в общую трубу нефть худшего, чем у ЛУКОЙЛа, качества, что было невыгодно владельцу трубопровода.

«Они рассчитывали,-не соглашается Гуревич,-что, не имея возможности транспортировать добытую нефть, [наша] компания остановит свою деятельность». Гуревич судился с ЛУКОЙЛом, обращался в антимонопольные органы, даже пытался решить вопрос через объединенную комиссию по этике РСПП. Но так ничего и не добился.

Своими корнями все подобные проблемы уходят в начало 1990-х. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев говорит в интервью Forbes, что власти, занявшись тогда формированием крупной частной собственности, допустили ошибку, позволив образоваться вертикально интегрированным корпорациям (то есть, если говорить о нефти, контролирующим всю цепочку от скважины до бензоколонки). В результате, говорит Артемьев, «мы получили... привычку действовать по тактике «выжженной земли». Они [олигархи] зарабатывают сколько могут, а смежные рынки заваливаются».

Последствия

Средние и малые компании в результате давления олигархических структур уходят с рынка. Если в 2000 году из примерно 25 000 автозаправок в России свыше 70% принадлежало независимым владельцам, а остальное - крупным нефтяным компаниям, то сейчас пропорция уже 50 на 50. Поставки нефти малыми и средними компаниями в систему трубопроводов «Транснефти», по данным президента компании Семена Вайнштока, упали с 26 млн т в 2003 году до 20 млн т в 2004 году. А число самих малых нефтяных компаний с 1999 года сократилось с 150 до 50.

К аналогичным последствиям привела концентрация капитала в транспортном машиностроении, которую провел Дмитрий Комиссаров. Завершив дела с Брянским машиностроительным заводом, он выкупил у предпринимателя Бориса Иванишвили «Бежицкую сталь» (колесные пары для вагонов и локомотивов), у группы МДМ - Новочеркасский электровозостроительный завод (магистральные локомотивы), у группы «Ист Лайн» -Демиховский машиностроительный завод (пригородные электропоезда).

В итоге получилась компания «Трансмашхолдинг», которая контролирует 85% производства пассажирских вагонов, 80%-вагонов электричек, 62% - магистральных локомотивов, 63%-маневровых тепловозов. После чего в ноябре 2003 года Комиссаров заключил долгосрочное (до 2010 года) соглашение о сотрудничестве с президентом ОАО «РЖД» Геннадием Фадеевым.

Результат не заставил себя ждать. Производство тепловозов на том же Брянском заводе выросло с 20 тепловозов в год в конце 1990-х до 29 в 2004 году. А пострадал от соглашения РЖД с Комиссаровым бывший хозяин БМЗ Баум, в собственности которого остался Людиновский завод.

В 2000-2002 годах он производил в среднем по 20-25 тепловозов в год, а в 2004 году РЖД у него не купила ни одного нового тепловоза.

Похожая ситуация сложилась и в других отраслях. По данным Всемирного банка, сегодня уровень концентрации собственности в российской экономике - один из самых высоких в мире: 22 крупнейшие частные бизнес-группы контролируют 39% промышленного производства и 42% занятости в промышленности, доля десяти самых крупных ФПГ в рыночной капитализации России составляет около 60%. Так ли это плохо?

Плюсы и минусы

История знает немало примеров того, как «олигархические» экономики ставили рекорды развития. В США в начале XX века, Швеции в 1930-х годах, Япониив 1950-х, Кореев 1960-х, Италии вплоть до 1990-х годов несколько собственников владели гигантскими промышленными предприятиями. По происхождению капитала они мало отличались от российских олигархов. Состояния были нажиты во многом за счет государства - прямых субсидий, налоговых льгот, дешевых кредитов, земельных грантов и т.д. Тем не менее именно в указанные периоды этим странам удалось добиться высоких темпов роста прежде всего за счет бурного развития корпораций - «локомотивов экономики», таких как корейская Samsung, японская Mitsui и др.

В России крупные корпорации также показывают темпы развития выше средних по стране. Однако разница совсем невелика. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев подсчитал, что олигархи обеспечили рост объемов производства на своих предприятиях в 2004 году лишь на 8% больше, чем у других отечественных собственников. Весьма скромная цифра для «лидеров бизнеса» (с учетом скачка мировых цен на сырье). Одна из причин: заработанные миллиарды олигархи направляют не на модернизацию своих уже и так многочисленных производств или создание новых, конкурентоспособных на мировом рынке, а на скупку активов в еще не занятых отраслях и их последующую монополизацию.

Захватив целую отрасль, можно неплохо существовать и без модернизации. Главное, как показал пример того же «Трансмашхолдинга» или история с пошлинами на иномарки старше 7 лет, которая позволила четырем группам, контролирующим автопром (АвтоВАЗ, «Руспромавто», УАЗ и «СОК»), поднять цены на свою продукцию на 30-40%,-договориться с государством.

Другое дело, что, сколько бы квартет отечественных автомобилестроителей ни лоббировал пошлины на иномарки, BMW из него не получается. Иностранные компании в России сегодня работают эффективнее олигархических корпораций (см. справку).

Есть ли выход?

Борьба с монополизмом в западных странах ведется уже десятки лет, и рецепт известен - надо совершенствовать судебную систему, налаживать контроль за действиями крупного капитала, а в наиболее вопиющих случаях разделять компании, стимулировать малый бизнес и т.д.

Кое-что делается и у нас-взять тот же закон о банкротстве. ФАС подготовила проект нового закона о конкуренции, который, как ожидается, будет принят осенью 2005 года. Механизм разделения злостных монополистов в нем, как и в действующем законодательстве, не прописан. Судьба Standard Oil ни одной олигархической компании пока не угрожает. Но несколько новелл, заставивших, по словам главы антимонопольного ведомства Артемьева, крупные компании насторожиться, в документе все же есть.

Одна из них - понятие коллективного доминирования (сам факт доминирования не является нарушением, но на действия доминирующей компании накладывается много ограничений). Сейчас компания признается доминирующей, если контролирует 35% рынка, а это большая редкость. После вступления в силу нового закона можно будет признать доминирующими сразу три компании, если они в сумме контролируют 50%.

Другое нововведение для монополистов еще страшнее - на нарушителя можно будет наложить штраф в размере 2-4% годовой выручки, что для олигархических структур соответствует десяткам миллионов долларов. Но вы представляете себе судью, который выпишет олигарху штраф, скажем, в $50 млн за ущемление прав компании с годовой выручкой в $10 млн? Скорее уж судья разрешит олигарху захватить эту компанию, да еще и отрядит в помощь своих приставов.

Проблема, однако, не только в олигархах. По статистике ФАС, 52% всех расследований, проведенных антимонопольными органами, было связано с жалобами не на конкурентов или частных монополистов, а на чиновников. Претензии те же: отдают подряды без конкурса, не дают доступа к трубопроводам, не позволяют подсоединиться к подстанции, отключают газ. Пока чиновники и суды имеют свои интересы в бизнесе, у затеянной ФАС реформы перспектив нет.

Жертвы собственного монополизма

Бороться с монополиями можно. Весь вопрос в готовности чиновников идти в этой борьбе на самые жесткие меры

Standard Oil. К 1878 году империя Джона Рокфеллера контролировала 90% добычи нефти в США. После принятия в 1890 году «антитрестовского закона» было установлено, что одна из фирм Рокфеллера нарушила закон 1462 раза. В 1892 году суд постановил разбить Standard Oil на 38 компаний. Но произошло это лишь в 1911 году - магната поддерживали серьезные политические силы, которые он спонсировал.

BASF, Roche и др. Рекордными штрафами на общую сумму €855 млн закончилось в 2001 году разбирательство по поводу сговора производителей витаминов. Швейцарская Roche, немецкая BASF и еще шесть компаний были признаны виновными в фиксировании цен. Пострадали десятки отраслей - от производителей сухих завтраков до фармацевтических компаний. Сильнее всего Европейская комиссия наказала Roche, приговорив ее к штрафу в €462 млн, что соответствует 2,6Уо продаж компании в 1999 году.

Boeing. В 2002 году концерн Boeing выиграл конкурс Пентагона на поставку 100 самолетов-заправщиков общей стоимостью около $20 млрд. Но выяснилось, что сотрудница Минобороны США Дарлин Друян, влиявшая на результаты конкурса, передавала Boeing информацию о предложениях конкурента - европейской EADS. Гендиректор Boeing Филип Кондит ушел в отставку. Друян получила девять месяцев тюрьмы. Конкурс будет проведен заново.

General Electric. Корпорация GE доминирует на рынке авиадвигателей и владеет крупнейшей лизинговой компанией. В 2000 году GE попыталась поглотить Honeywell - ведущего поставщика авиационных приборов и систем управления. Американские власти эти планы одобрили. Но европейцы сочли, что новая компания сможет предлагать свои продукты «в наборе», давая скидки при одновременной покупке. Сделка стоимостью $42 млрд была заблокирована.

15 ноября 2016 года Видеоконференция по вопросу внедрения технологий бережливого производства в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры и Трансэнерго

15 ноября 2016 года под председательством первого заместителя начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Митрохина Ю.В. проведена видеоконференция по вопросу реализации Программы проектов «Бережливое производство» в региональных дирекциях и структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры и Трансэнерго.

Вступительное слово первого заместителя начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Митрохина Ю.В.

В видеоконференции приняли участие представители центрального аппарата и структурных подразделений ОАО «РЖД», главные инженеры железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железных дорог, работники служб технической политики - участники Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД», а также представители отраслевых вузов. Численность участников составила 1200 человек по всей сети.



Участники видеоконференции – представители центральных дирекций и управлений ОАО «РЖД»



Участники видеоконференции – представители центрального аппарата ОАО «РЖД»



Главный инженер Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Комиссаров А.Ф.


Главный инженер эксплуатационного вагонного депо Новокузнецк
Западно-Сибирской железной дороги Клейн Е.В.

Ключевую роль в управлении Программой проектов играет «Система проектного мониторинга» (далее - СПМ), как инструмент позволяющий управлять проектом на всех его стадиях после инициации. Для более эффективной работы в рамках реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД», ведется активная работа по совершенствованию СПМ.

В настоящее время готовится к вводу Единая система управления предложениями. Система строится на базе интеграции системы 4И и СПМ. Таким образом, весь жизненный цикл идеи будет автоматизирован, начиная от момента регистрации в системе через доработку и экспертизу, заканчивая ее реализацией и тиражированием на сети железных дорог.

Отмечена важность проводимой работы в компании по формированию проектов бережливого производства, таким образом, за

9 месяцев в 2016 году было предложено к реализации 6659 проектов, реализовано – 3460 (52% от предложенных), в том числе в вагоном хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры - 319, в хозяйстве автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры - 486 и Трансэнерго 354 проектов, что составляет 33% от всех реализованных проектов.

Суммарный эффект от проектов бережливого производства в 2016 году составил 668 млн. руб. и одним из важных вопросов рассмотренных на видеоконференции - сохранение данного уровня экономического эффекта в следующем году при формировании «Программы проектов бережливого производства ОАО «РЖД» на 2017 год.

Для повышения уровня вовлеченности развернут механизм мотивации за проекты бережливого производства, мотивационные выплаты за реализованные проекты бережливого производства в 2016 году составят около 130 млн. руб.

В ходе совещания были заслушаны доклады региональных дирекций и структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры и Трансэнерго.

Предложенные проекты улучшений имели в основном техническую направленность.

Отдельно отмечены выступления руководителей управлений, в том числе доклад главного инженера службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры Павла Сергеевича Сиделева «Оптимизация перевозочного процесса на участке Хвойнинского хода». Проект предусматривает: за счет установки автоматов диагностики сигнальной установки (АДСУ) в релейных шкафах 24 переездов на участке Неболчи-Пестово, увеличить скорость поездов на данном участке в ночное время до 60км/ч.

Получил положительную оценку проект заместителя главного инженера Западно-Сибирской железной дороги Изокайтиса С.А. о переходе от отчетной документации, оформляемой на бумажных носителях, на всех стадиях жизненного цикла проекта, к полной автоматизации отчетности по проектам.

Принято решение о тематике следующей итоговой за 2016 год видеоконференции по бережливому производству, которая запланирована на первую половину декабря. Одними из основных вопросов, планируемых к рассмотрению на заседании Центрального проектного офиса бережливого производства, будут: рассмотрение отчетов о реализации мультифункциональных проектов за 2016 год и премирование членов проектных офисов бережливого производства.

С докладами выступили:

Медведев Михаил Евгеньевич

Главный инженер Октябрьской железной дороги дирекции по энергообеспечению

Доклад о внедрение технологий бережливого производства в дирекции по энергообеспечению Октябрьской железной дороги

Иванов Виктор Иванович

Заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги

Доклад о ходе внедрения бережливого производства на Октябрьской железной дороге

Говоров Виталий Игоревич

Главный инженер Санкт-Петербург-Московской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению

Доклад об электроснабжение потребителей Железнодорожного узла Санкт-Петербург-Главный

Кузнецов Сергей Анатольевич

Заместитель начальника Санкт-Петербург-Финляндской дистанции электроснабжения

Доклад о повышении надежности питания устройств СЦБ на переездах ст.Прибылово, ст.Лесогорский, ст.Приморск

Аношкин Валерий Владимирович

Начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры

Доклад о бережливом производстве в хозяйстве автоматики и телемеханики

Сиделев Павел Сергеевич

Главный инженер службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры

Доклад о ходе внедрения технологий бережливого производства в службе автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры

Васильев Сергей Анатольевич

Главный инженер Тихвинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Октябрьской дирекции инфраструктуры

Доклад об оптимизации перевозочного процесса на участке Хвойнинского хода

Комиссаров Александр Федорович

Главный инженер Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры

Доклад о внедрении технологий бережливого производства в вагонном хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры

Дмитриенко Николай Николаевич

Главный инженер службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры

Доклад о реализации мультифункциональных проектов в службе вагонного хозяйства Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры

Изокайтис Станислав Андрюсович

Заместитель главного инженера Западно-Сибирской железной дороги

Доклад о реализации проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» на полигоне Западно-Сибирской железной дороги»

Клейн Евгений Викторович

Главный инженер эксплуатационного вагонного депо Новокузнецк Западно-Сибирской железной дороги

Доклад об организации подбора полувагонов под погрузку назначением на экспорт

Личный проект бывшего председателя совета директоров "Трансмашхолдинга" (ТМХ) Дмитрия Комиссарова — машиностроительную компанию "ЭДС-Холдинг" — возглавил бывший гендиректор ТМХ Михаил Хромов. Эксперты вспоминают, что именно при господине Хромове ТМХ удалось стать монопольным производителем локомотивов в России.


О том, что совладелец "ЭДС-Холдинга" Рубен Геворкян покинул пост гендиректора компании, чтобы уступить его бывшему гендиректору "Трансмашхолдинга" Михаилу Хромову, вчера сообщило агентство "Интерфакс". До этого господин Хромов занимал пост председателя совета директоров "ЭДС-Холдинга", который теперь займет Рубен Геворкян. В "ЭДС-Холдинге" "Ъ" подтвердили эту информацию, отказавшись от дальнейших комментариев. Однако источник "Интерфакса" сообщил, что в "ЭДС-Холдинге" происходит смена управляющей команды: в компанию приходят сотрудники ТМХ, покидающих свои посты вслед за Дмитрием Комиссаровым. В конце июня он ушел с поста председателя совета директоров ТМХ (см. "Ъ" от 26 июня), тогда источник "Ъ", близкий к ТМХ, рассказывал, что господин Комиссаров попросил об отставке, поскольку был намерен заняться развитием собственного бизнеса. По неофициальным данным, именно он является совладельцем "ЭДС-Холдинга", а Рубен Геворкян, по данным "Интерфакса", является "младшим партнером". По данным ЕГРЮЛ, 81% акций ЗАО "ЭДС-Холдинг" принадлежит ООО "Сартигон", остальные 19% — ООО "Норд групп", оба ООО принадлежат офшорным компаниям. Дмитрий Комиссаров и Рубен Геворкян находятся в отпуске и вчера были недоступны для комментариев.

"ЭДС-Холдинг" объединяет предприятия, производящие электротехническую продукцию, в том числе для нужд железнодорожного транспорта: Армавирский электротехнический завод, Карпинский электромашиностроительный завод, "Кузбассэлектромотор", Ленинградский электромеханический завод, Ярославский электромашиностроительный завод. Выручка компании в 2007 году выросла на 75% и составила 7 млрд руб., в 2008 году "ЭДС-Холдинг" рассчитывает увеличить выручку до 14-15 млрд руб.

Михаил Хромов возглавлял "Трансмашхолдинг" с 2003 по 2006 годы — на этапе формирования компании. За эти годы холдинг, созданный Искандаром Махмудовым, Андреем Бокаревым и акционерами "Трансгрупп", скупил все локомотивостроительные и ряд вагоностроительных заводов в России. По словам источника, близкого к акционерам "ЭДС-Холдинга", на новом посту задача Михаила Хромова будет "практически та же, что и в "Трансмашхолдинге"". "Основная цель этого назначения — консолидация производственных мощностей и реструктуризация холдинга, внедрение новых разработок и повышение эффективности компании",— сказал собеседник "Ъ". В марте нынешнего года Рубен Геворкян говорил о планах проведения IPO компании в конце 2009 — начале 2010 года.

Аналитики отмечают серьезный опыт Михаила Хромова в "Трансмашхолдинге". "В период его руководства компанией были проведены сложные мероприятия — консолидация различных предприятий отрасли и перевод активов на единую акцию,— напоминает аналитик ВТБ Елена Сахнова.— Эта работа была выполнена хорошо, иначе было бы невозможно столь дорого продать РЖД блокпакет",— полагает она, добавляя, что в преддверии IPO назначение человека с подобным опытом вполне оправданно. В то же время аналитик ИФД "КапиталЪ" Михаил Пак не исключает, что акционеры "ЭДС-Холдинга" могут отказаться от IPO и продать пакет акций стратегическому инвестору, как и "Трансмашхолдинг". Источник "Ъ", близкий к акционерам "ЭДС-Холдинга", косвенно подтвердил такой вариант развития событий, сообщив, что, по его данным, от публичного размещения акций пока решено отказаться.

Алексей Ъ-Екимовский