Анализ творческой деятельности как основы инноваций. Цмит: условия создания и поддержки Требования к центрам

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».

В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Как открыть ЦМИТ

Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед! Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:

  • выполнение небольших заказов, например, по прототипированию, 3D-печати или автоматике;
  • проведение инженерной школы для детей и взрослых;
  • мини-производство серий продукции.

Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:

  • арендная плата;
  • закупка оборудования, ПО и материалов;
  • зарплата сотрудникам;
  • налоги и ряд постоянных издержек.

Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.

Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России . Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере ₽7 млн.

Кто дает субсидии

Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) ». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника» – прим.ред.).

Кто может рассчитывать на субсидию

На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:

  • размер выручки за предыдущий год без учета НДС не превышает ₽800 млн;
  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49%.

Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.

Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.

На что тратить деньги

Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:

  • приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов);
  • приобретение электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации);
  • приобретение программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования;
  • обеспечение связи;
  • финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.

Требования к центрам

Существует ряд требований, которым ЦМИТ должен соответствовать:

  • наличие собственных или арендованных помещений площадью не более 120 кв. м для размещения оборудования;
  • наличие стандартного набора оборудования;
  • наличие в штате не менее двух специалистов, умеющих работать с этим оборудованием;
  • наличие в штате специалистов, имеющих опыт работы с детьми;
  • предоставление открытого доступа к оборудованию;
  • наличие интернет-связи и интернет-портала.

Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.

Стандартный набор оборудования

Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.

Мнения

Полина Дятлова, руководитель Фаблаб «Политех» (Россия, Санкт-Петербург):

– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.

Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.

Руководитель Фаблаба «Политех» Полина Дятлова на награждении Fabacacademy 2016

Гжегош Белика, вице-президент Фаблаб «Лодзь» (Польша, Лодзь):

– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…

Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.

3D-принтер Фаблаба «Лодзь» для ZSP 20

ЦМИТ России

По данным РВК сегодня в стране существуют 226 ЦМИТ в 32 регионах. В наиболее полном списке, который представлен на сайте Сообщества ЦМИТ и фаблабов России, – 154 организации. Согласно исследованию, проведенному компанией Docsourcing , у 65 центров из этого списка есть актуальный сайт или своя страница в соцсетях, где представлены минимальные данные об организации, в том числе адрес и контакты.

41 ЦМИТ из этих 65-ти – полностью некоммерческие, то есть не получают никакой прибыли и действуют за счет грантов и спонсоров. Коммерческую модель существования выбрали 24 организации. Большая их часть проводит платные курсы и тренинги, меньшая – оказывает услуги: изготовление небольших партий продукции, аренду оборудования, площадей и пр.

Ниже – список 65 наиболее активных российских ЦМИТ:

UPD: еще пять ЦМИТ внесены в список, теперь их 70

Название

Город

Сайт

Специализация

Архангельский центр инновационного молодежного творчества

Лазерная резка, фрезерная обработка с ЧПУ, 3D-сканирование

ЦМИТ «ЛИРа»

3D-печать, 3D-принтеры, робототехника, моделирование

Фаблаб «Интеркот»

Робототехника

Фаблаб «Эврика»

Программирование, электроника, робототехника, биомедицина

ЦМИТ «Творческая лаборатория «Генезис» Дмитров https://www.facebook.com/labgenesis.dm/ 3д-моделирование, электроника, робототехника и системы дистанционного управления
ЦМИТ «Прогресс» Дмитровград цмитпрогресс.рф Радиотехника и электроника Arduino, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка и гравировка, фрезеровка, плоттерная резка, робототехника, беспилотные летательные аппараты

ЦМИТ «Политех»

Робототехника, электроника, web-программирование, С++1, лазерная резка и гравировка

Лаборатория робототехники «Космопорт»

Робототехника

ЦМИТ «Жуковский»

3D-принтеры, лазерные станки, фрезерные станки

ЦМИТ «Юность»

3D-сканирование, 3D-печать, 3D-моделирование, лазерная гравировка

ЦМИТ «Агентство Инноваций»

ЦМИТ «Фабрика дизайна»

3D-сканирование, 3D-моделирование, 3D-печать

ЦМИТ «Байкал»

3D-принтеры, электроника и робототехника

ЦМИТ «Цифровой дом»

Робототехника, инженерия, прототипирование, мультипликация, звукорежиссура, живопись, журналистика

Центр молодежного инновационного творчества

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Композит»

Робототехника

ЦМИТ «Фаблаб Ангар» Красноярск http://fablab24.ru/ 3D-печать, лазерная резка, гравировка, фрезерный станок, режущий плоттер, ленточнопильный станок, токарно-винторезный станок

ЦМИТ Республики Тыва

Робототехника

ЦМИТ «Новатор»

Обучение изобретательству, рационализации, 3D-моделирование, прототипирование, программирование, робототехника, лазерная резка

Детский университет МПГУ

Робототехника, электротехника

Производственная база «3D идеи»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Bauman Fab Lab»

3D-технологии, робототехника

ЦМИТ «Лидер»

3D-сканирование, 3D-печать, лазерная гравировка, лазерная резка, 3D-моделирование, проектирование

ЦМИТ при Научном парке МГУ

3D-моделирование, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

Центр прототипирования МИИТ

3D-проектирование, 3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Вертикальный взлет»

3D-принтеры, 3D-ручки, лазер с ЧПУ, фрезер с ЧПУ

ЦМИТ «РобоSkaрт»

3D моделирование, 3D сканирование, 3D печать

ЦМИТ «Русский инженер»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, проектирование, программирование

ЦМИТ «Суперлаб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

Инновационная лаборатория «MOUSE LAB»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Wisteria Lane»

Робототехника, авиамоделирование, автомоделирование, судомоделирование, архитектура и искусство, программирование, транспортные и космические системы, 3D-проектирование, 3D-дизайн, web-дизайн

ЦМИТ «Академия»

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

ЦМИТ «Бионик Лаб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Куб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Роботы и гаджеты» Москва

Современные тенденции образования требуют, чтобы обучение в школах было направлено на практическую деятельность, разработку и реализацию учениками собственных проектов и способствовало достижению различных результатов обучения.

Для того чтобы удовлетворить данные требования в Пермском крае был создан проект «Уникальные школы». В рамках данного проекта открываются инновационные школы, в которых образовательные программы предполагают взаимодействие с различными предприятиями, ВУЗами, учреждениями среднего профессионального образования.

В качестве примера можно представить школу № 129 инженерно-технологической направленности, или "Техношкола". Обучение в которых, повысит интерес учеников к инженерным и техническим специальностям и поможет вырастить будущих специалистов для предприятий-участников инновационного кластера ракетного двигателестроения. Задача школы №32 - организация учебного процесса в режиме «полного дня», совмещение спортивного и образовательного процессов .

Наряду с новыми уникальными школами, «Техношколой», «IT школой» сотрудничество школ и предприятий - партнеров, заинтересованных в развитии технологического образования и инженерного творчества школьников может реализоваться на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) .

В связи с этим на базе МАОУ « СОШ №37» был разработан проект по созданию ЦМИТ. Опираясь на Положение, ЦМИТ осуществляет свою деятельность совместно с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными партнерами, клубами и кружками образовательного учреждения, в контакте с другими образовательными учреждениями, ориентированными на инновационную творческую деятельность.

Основные цели ЦМИТ:

Поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности;

Формирование любознательности и творческого мышления; стимулирование генерации инновационных идей и разработок; детских инициатив в различных сферах жизни; повышение интереса к исследованиям в области новейших технологий;

Обеспечение реализации прав на участие школьников в школьном управлении, повышение престижа образования; воспитание гордости за учебное заведение, будущую профессию;

Расширение и укрепление традиций школьной жизни;

Формирование патриотизма, гражданско-нравственной позиции, физического и духовного развития;

Укрепление здоровья, формирования общей культуры и здорового образа жизни подростков и пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений в школьной среде;

Содействие развитию у подростков социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

Предоставление возможности детям и молодежи реализовать свои интересы и возможности, в том числе в научно-техническом творчестве;

Информирование школьников о новых технологиях, развитии направлений научно-технической деятельности; достижений современной науки и техники;

Организация профориентационной деятельности;

Создание условий для разработки и реализации творческих проектов учащихся, направленных на создание инновационных продуктов;

Организация творческих мастерских, клубов.

Ключевые направления деятельности ЦМИТ:

1) Организация деятельности клубов, творческих объединений, инновационных практик, направленных на организацию досуга, удовлетворяющих запросам учащихся и молодежи;

2) Организация массовых молодежных культурных мероприятий для молодежи, вовлечение в конкурсное движение;

3) Организация летнего и круглогодичного отдыха подростков и молодежи;

4) Содействие развитию ученического предпринимательства .

Для педагогов образовательных учреждений Пермского края при содействии научного консультанта Метляковой Любови Анатольевны, к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики ПГГПУ с 20.10.2016г по 03.11.2016г. был разработан и реализован образовательный модуль программы дополнительного профессионального образования: «Эффективные практики профессионального самоопределения обучающихся в рамках центра молодежного инновационного творчества».

Целью семинара было создание условий для обмена опытом и знакомство с технологиями профессионального самоопределения обучающихся через организацию творческой деятельности (на примере деятельности ЦМИТ). Семинар состоял из теоретической части, которая заключалась в представлении современных подходов к вопросам профориентации, включая нормативно-правовые материалы; организационно-педагогические условия сопровождения профессионального самоопределения. Вторая часть семинара носила практический характер. На мастер-классах педагоги школы № 37 продемонстрировали приемы работы с учащимися в профильных группах, обеспечивающими успешность обучающихся в изучении отдельных предметов: географии, обществознания, химии, формировании учебной мотивации, популяризации научно-образовательной и творческой направленности деятельности.

Помимо мастер-классов проходили открытые уроки: биология в 9 классе, технология в 5 классе. Содержание уроков, технологические приемы были наполнены новыми смыслами, отвечающими требованиям современного урока. Уроки вызвали положительный эмоциональный отклик учащихся, полученные знания и умения применимы в повседневной жизни детей. Уроки соответствовали теме семинара, способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей в вопросах формирования профессионального самоопределения средствами урока.

Основными интересными проектными линиями деятельности ЦМИТ являются:

  1. Интеллектуальное направление: НОУ, олимпиады, НПК, Неделя наук.
  2. Творческое направление: конкурсное движение (конкурсы «Юный изобретатель», «Юный инженер» и «Вернисаж семейных реликвий и изобретений»);
  3. Проектное направление деятельности школьных клубов (клуб «От идеи к результату!», Клуб креативных игр, др.)
  4. Гражданско-патриотическая линия - работа клубов «Эколог», «Краевед».
  5. Информационно-коммуникационная линия - деятельность клубов компьютерных игр, «С компьютером на ТЫ», школьных юнкоров.
  6. Линия сетевого сотрудничества и социального партнерства .

В течение отчетного периода осуществлялось информационное обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества и результатов работы ЦИО. Более 20 статей, заметок были опубликованы на школьном сайте. Ежемесячно на страницах пермской газеты «Перемена - Пермь» публикуются статьи об инновационной деятельности школы. Информация до участников образования поступает и через школьную локальную сеть, фильмы и презентации, подготовленные учащимися, транслируются в актовом зале и школьном фойе.

ЦМИТ ориентируется на объединение интересов науки и производства, сетевое взаимодействие с образовательными институтами; готов оказывать услуги населению, организуя новые формы учебного взаимодействия; разрабатывает социальные проекты и внедряет их в жизнь.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация инновационного проекта «Создание центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как модели развития технологического образования школьников» способствовала поиску и внедрению эффективных практик, способствующих развитию творческих инициатив и положительно влияющих на профессиональное самоопределение учащихся. Были расширены и укреплены связи с общественностью, наукой, социальными партнерами. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, систематизации и представления результатов. Одной из главных идей ЦМИТ остаётся реализация детских и молодежных инициатив, создание условий для самореализации учащихся, педагогов и родителей учащихся, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности учащихся. Вместе с тем инновационный проект предполагает дальнейшую проработку и внедрение новых отдельных направлений.

В.И.Рыбакова

Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это.

В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

По итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя, 1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную категорию претендуют 1083 педагога.

Формой квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Руководители учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения научных основ управления.

Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности.

В банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек. Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения, нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к творчеству.

Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Несмотря на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает, только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя:

создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона;

обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

Одно из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем мы выделили главные и наметили пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т.д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Недостаточная компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов, индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах учреждений и территориальных образований.

К практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие факты.

В 1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников.

В 20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники, иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания, классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без базового образования в учреждениях начального профессионального образования, формируется домашняя система обучения.

Создаются центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д.

На уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается процесс включения всех средних школ в международные образовательные телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ.

Инновация - это поиск нового, авангардного

и поддержка идей, которые становятся

в искусстве глотком свежего воздуха.

Т. Манашеров, учредитель

культурно-благотворительного фонда «U-Art»

[Инновации в искусстве]

Инновация - это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [Агарков и др., 2011, с. 154]. Согласно П. Стоунмэну, инновации имеют место в том случае, когда новые продукты, процессы, сырье, управленческие методы впервые появляются на новом или уже существующем рынке, либо в нерыночной среде (образование, здравоохранение и др.). Кроме того, когда определенный институт применяет новые для него технологии, процессы, методы, разработки впервые в своей деятельности, речь также идет об инновациях, несмотря на то, что другие институты это уже ранее применяли или использовали. .

Создание инновации - это постепенный процесс, состоящий из трех последовательных этапов. Сначала человек генерирует новую идею, так появляется новшество (к примеру, управление гаджетом можно осуществлять при помощи движений пальца на экране); затем эта идея находит свое воплощение в конкретном материальном объекте, создается технология, так появляется нововведение (создание сенсорного экрана); и только потом, когда данная технология реализуется в конкретном устройстве и при этом сопровождается растущей популярностью и коммерческим упехом, то можно говорить, о создании инновации (телефон с сенсорным экраном).

Инновации охватывают практически все сферы жизни общества: появляются новые технологии, продукты, виды рекламы, способы продаж. К примеру, компания «Google» создала «умные» очки, электронного ассистента «Google Now», гигабитную оптиковолоконную сеть «Google Fiber»; компания «iRobot»предтавила публике робота - уборщика; «Philips» - систему «умного» освещения, позволяющую регулировать цвет освещения и управлять им при помощи смартфонов [Мельник].

Инновации в области искусства имеют долгую историю. Постепенные переходы от парсуны к портрету, от классического искусства к абстракционизму, от класического театра к современному сопровождались инновационными процессами, которые при этом не разрушали созданное ранее, а переводили искусство на качественно новый этап.

В литературе выделяют различные классификации инноваций: производственные и управленческие; продуктовые (создание нового продукта), технологические (использование новой технологии), процессные (использование новой организации производства) и маркетинговые (открытие новых рынков сбыта и источников сырья); радикальные и улучшающие [Агарков и др., 2011, с. 57]. Однако применительно к сфере исполнительского искусства наиболее подходящей, на мой взгляд, является классификация инноваций по форме воплощения, согласно которой все инновации делятся на два типа: soft и hard.

Hard - инновации связаны с созданием материальных объектов, изменением функциональных характеристик продукта; такие инновации часто требуют больших затрат на разработку и внедрение . К примеру, создание новых машин, первого микропроцессора, цифрового фотоаппарата. Применительно к театральной сфере это может быть усовершенствование звука, света, декораций, внедрение прямых онлайн-трансляций и др. Тут мы говорим о технической стороне построения спектакля, то есть о спектакле с применением инновационных технологий.

К примеру, в 2002 году на сцене Большого театра была показана инновационная постановка оперы «Снегурочка», в которой использовался видеоряд с применением цифровой технологии «High Definition» (впервые данная технология былаиспользована Д. Лукасом при съемке «Звездных войн»). Во время представления транслировался двухчасовой видеофильм, основанный на эскизах декораций Н. Рериха [Экспериментальная постановка оперы «Снегурочка»….].

Если же речь идет о внедрении инноваций в художественную часть постановки, то тут мы говорим о внедрении так называемых soft - инноваций и постановке инновационного спектакля.

Soft-инновации (софт - инновации) - это инновации в продуктах или услугах, которые связанны с воздействием на с чувственное восприятие и эстетическую привлекательность продукта, нежели с изменением его технических характеристик . В качестве примеров soft-инноваций можно привести разработку и запуск новой линии одежды, новой рекламной компании, нового архитектурного дизайна, вндерение процесса коллективного сочинения пьесы пользователями Интернета в театр [Должанский]).

П. Стоунмэн разделяет soft-инновации на две категории. Первая категория включает инновации в продуктах, которые сами по себе несут эстетичекую ценность и относятся к объектам культуры, искусства или медиа - индустрии: музыка, книги, фильмы, модные объекты и др. Вторая категория включает инновации в индустриях, связанных с созданием материальных продуктов, которые не несут эстетической ценности (примерами таких инноваций являются новый дизайн машины, новый аромат освежителя воздуха и др.) .

Инновации в художественой части театральной постановки относятя непосредственно к первой категории soft-инноваций. Отправной точкой считается само произведение искусства, а ииновацией - созданние новых принципов построения художественного произведения. В качестве примера можно привести инновации в российском балете XIX века, когда балетмейстер М. Петипа начал создавать совершенно уникальные постановки, в которых балет уже не был просто хорошо исполненным танцем, а представлял собой настоящее театральное зрелище с определенным сюжетом и эмоциональной составляющей; большое внимание начало уделяться не только технике, но и пантомиме. Благодаря инновационному подходу М. Петипа, русский балет стали называть лучшим балетом в мире [Мариус Петипа: как француз сделал…].

Другим примером soft - инноваций может быть оригинальное прочтение знаменитого произедения. К прмеру, польский театр «Zabrzu» представил новую интерпретацию «Дон Кихота», в котором герои знаменитого произведения М. Сервантеса оказываются рядовыми работниками театра, а вечером в своих мечтах совершают подвиги [Пермский театр привез «Панночку в Каир….].

В театральной постановке могут присутствовать как hard, так и soft - инновации. Интересным примером является постановка классической оперы Н. Римского - Корсакова «Псковитянка», представленная в 2011 году артистами Большого театра в Пскове. Зрители смогли увидеть оперную постановку непосредственно в стенах Псковксого кремля (в том месте, где происходили истрические события). Впервые в России оперу показали в естественных исторических декорациях и на открытом воздухе. Из Москвы были привезены специальные декорации боярских домов, было использовано самое техническое современное оборудование, а также приглашены каскадеры и всадники [В Псковском Кремле состоялась постановка оперы…].

Поскольку инновации предполагают либо создание нового, либо усовершенствование сушествующего продукта и при этом также создание потребительской ценности, сегодня театры (в условиях конкуренции со сторны индустрии развлечений и других организаций сферы исполнительского искусства) активно ищут новые подходы, способы построения спектакля и создают инновационые постановки, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность и привлекать зрительскую аудиторию. Чрезвычайно важно с помощью внедрения инноваций воздействовать на воображение и эмоции публики, создать определенную атмосферу. Интеллектуальное, эмоциональное или эстетическое переживание, связанное с просмотром определенного представления, должно стать источником эмоционального удовлетворения для зрителя [Котлер, Шефф, 2004, с. 56]. Результатом внедрения инноваций в совокупности с применением маркетинговых принципов в театральных и концертных организациях в идеале является повышение конкурентоспособности организации и удовлетворенности посетителей.

Сегодня существуют как экспериментальные театры с репертуаром исключительно инновационного характера (к примеру, британские театры «Soho Theatre», «Camden People"s Theatre», «Bush», «King"s Head» [Театр на родине Шекспира]), так и классические театры, которые представляют зрителю инновационные постановки, наряду с традиционными.

Следует отметить, что под инновационными постановками в репертуаре театра понимаются современные постановки. В случае балета следует говорить о классической и современной хореографии, в случае оперы - об авторской (современной) и традиционной трактовке (классической) трактовке.

Одним из ярких примеров театра, в репертуаре которого есть как классические, так и современные постановки, является Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского - один из старейших театров в России, основанный в 1870 г. [История Пермского театра оперы и балета]. Театр входит в число ведущих музыкальных театров страны, и в 2015 г. получил наибольшее, по сравнению с другими участниками, количество наград - пять «Золотых маскок» (Национальная театральная Премия) [Триумф королевы индейцев…].

В своем сообщении для СМИ представители театра говорят о том, что театр «бережно хранит классические традиции - и при этом чутко реагирует на вызовы современности» [Сообщение Пермского театра оперы и балета для СМИ]. Это отражено и на логотипе театра - разбитой на два сегмента букве «О», смещенных относительно друг друга, чтосимволизирует, во-первых, сочетание оперы и балета - двух видов исполнительского искусства, предлагаемых театром, и, во-вторых, сочетание традиции и современности [Пермский театр оперы и балета презентовал…].

Создавая современные оперные и балетные постановки, театр создает своего рода инновационные культурные продукты (в качестве инновационных продуктов опера и балет рассматриваются именно в культурной и социальной среде России). Театр оперы и балета стремится идти в ногу со временем, говорить со зрителями на современном языке, а также привлекать молодую публику, поэтому и предлагает публике постановки, принципиально новые для зрителей Перми и Пермского края. В качестве примеров современных инновационных постановок можно привести следующие: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Дуэнья», «Королева индейцев», «Носферату», «Орфей», «Путешествие в страну джамблей», «Сказки Гофмана», «Травиата» (опера), «The Second Detail», «Когда падал снег», «Свадебка» (балет). (См.Приложение 2).

Интересным примером внредрения soft-инноваций также является опера «Фиделио», поставленная Пермским театром оперы и балета в 2010 году в музее «Пермь-36» - бывшем лагере для политических заключенных. Действие разворачивалось в различных частях «Перми - 36», и все участники (оркестр, хор, зрители и актеры) перемещались по территории музея по ходу действия. На роли охранников, солдат, узников были приглашены волонтеры, отобранные на кастинге. Для того чтобы воссоздать атмосферу лагерной жизни, зрителей в антракте кормили гречневой кашей, охранники подгоняли их окриками, подвергли «шмону», на территории были размещены сценические арт-инсталляции, иллюстрирующие тюремный режим [На премьере «Фиделио» в «Перми-36»…].

Однако несмотря на большое разнообразие инновационных постановок, а также на значительные временные и финансовые затраты на их создание (к примеру, на создание оперы «Свадьба Фигаро» было выделено 15,5 млн руб.), далеко не все потребители готовы посещать их. Так художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Т. Куррентзис в одном из интервью отметил: «Залог успешной художественной политики - баланс между классикой и современным материалом. Это формула успеха, поэтому мы показываем классический, золотой репертуар, но очень качественно сделанный, а также современный. Наша политика демократична, мы учитываем рназные вкусы, классические постановки можем чередовать с ультрасовременными, но все они должны быть сделаны со вкусом. И зрители, как гурманы, могут выбирать абсолютно разные вещи» [Интервью с Т. Курентзисом].

Таким образом, театр стремится удовлетворить запросы разных сегментов аудитории, предлагая публике, как традиционные, так и современные (инновационные) постановки.

Поскольку любая инновация предполагает элемент неопределенности, при внедрении инноваций в театральную постановку, целесообразно определить, насколько потребители восприимчивы к инновациям - оценить их уровень инновационности. Соответственно, при внедрении инноваций в постановку становится особенно важным сегментирование по уровню инновационности (восприимчивости к инновациям). Потребители различаются по степени своей готовности воспринимать новые идеи, а также проверить и оценить достоинства нового произведения на собственном опыте, поэтому театру необходимо понимать, какой сегмент более консервативен в выборе художественного продукта, а какой наиболее восприимчив к инновациям.

Тут уместно обратиться к теории «Диффузия инноваций», созданной в 1962 году американским социологом E.Роджерсом. Согласно Роджерсу, каждый потребитель проходит 5 стадий в процесе принятия решения об использовании(принятии) инновации:

  • - Знание (знакомство) - потребитель узнает про инновацию, но не имеет полной информации о ней (к примеру, потребитель услышал от друзей про то, что скоро в театре будут показывать новую современную постановку);
  • - Убеждение (интерес) - потребитель проявляет интерес к инновации, осуществляет поиск дополнительной информации (потребитель ищет информацию о ценах, времени проведения);
  • - Решение (Оценка) - потребитель оценивает преимущества и недостатки инновации и принимает решение, стоит ли впервые использовать ее (потребитель оценивает свои финансовые возможности, временные издержки и принимает решение о том, покупать билет или нет);
  • - Апробация (Испытание) - потребитель впервые использует инновацию (потребитель посещает театр и смотрит постановку);
  • - Подтверждение (Принятие) - потребитель оценивает результаты использования/применения и принимает решение о дальнейшем использовании (потребитель делает выводы, оценивает постановку, что в дальнейшем может повлиять на его решение о посещении другой современной постановки) .

Однако время прохождения всех стадий у каждого потребителя разное, оно определяется, во-первых, основными признаками самой инновации, во-вторых, индивидуальными особенностями личности. Среди признаков инновации Е. Роджерс выделяет относительное преимущество (насколько новая идея, лежащая в основе инновации, воспринимается как более лучшая, по сравнению с идеей, которую она заменяет/вытесняет); совместимость (с существующими ценностями, потребностями и прежним опытом потенциальных потребителей); сложность (для понимания); доступность для пробы (возможность испытания/использования в ограниченном масштабе); наблюдаемость (насколько явно выражены результаты внедрения инновации). Восприимчивость к инновации тем выше, чем больше относительное преимущество, выше степень совместимости, доступности и наблюдаемости и меньше степень сложности инновации .

Что касается индивидуальных особенностей потребителей, Е. Роджерс выделил 5 типов потребителей, различающихся по скорости принятия инноваций: «инноваторы, «ранние последователи», «раннее большинство», «позднее большинство» и «поздние последователи». Рассмотрим каждую из категорий.

«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы») - это первые 2,5% потребителей (самая малочисленная группа), которые начинают использовать инновации. Они образованы, азартны, готовы идти на риск, открытые всему новому, имеют множество информационных источников, определенный уровень технических знаний, а также финансовые ресурсы. Они готовы к появлению проблем, связанных с первоначальным использованием, внедрением инноваций.

«Ранние последователи» («ранние усвоители», «лидеры», «местные лидеры») - следующие 13,5% потребителей, которые начинают использовать инновации. Они являются общественными лидерами, лидерами мнений, пользуются уважением окружающих, образованы, могут просчитывать наперед и стремятся использовать инновации, чтобы получить значительное конкурентное преимущество. Они получают информацию, предоставляемую «инноваторами», и на основе данной информации принимают взвешенное решение о принятии.

«Раннее большинство» - следующие 34% последователей. Они более осторожны, рассудительны, чем «ранние последователи», однако при этом принимают инновации раньше средснестатистических последователей, также имеют множество социальных контактов.

«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы») - следующие 34% последователей. Они скептически относятся к инновациям, консервативны, с низким социальным статусом. Долго взвешивают все «за» и «против». Иногда определяющим фактором принятия инноваций служит давление социальной группы, либо экономическая необходимость.

«Отстающие» («традиционалисты», «поздние усвоители») - последние 16% последователей, начинающих использовать инновации. Они либо привязаны к традициям, неохото принимают новое и недоверчиво относятся к мнению тех, кто уже использовал инновацию, либо изолированы от других членов общества и не обладают информацией. Процесс принятия решения об использовании инновации у «отстающих» самый долгий. Они могут начать усваивать и принимать инновацию уже тогда, когда она перестает быть инновацией .

Рис. 1.

Выделяя данные типы потребителей, Роджерс, однако, отмечает, что скорость принятия инноваций у потребителей может изменяться, поэтому пять идеальных типов в чистом виде не существуют . Следует также отметить, что в реальной ситуации на рынке потребителей культурных продуктов, вероятно, могут отсутствовать некоторые из пяти типов, что может быть обусловлено спецификой рынка.

Таким образом, ставя перед собой задачу сегментирования потребителей, Е. Роджерс обращает внимание на то, как быстро пользователи принимают инновации, то есть насколько они восприимчивы к инновациям.

Следует отметить, что в данной работе, помимо предложенного Роджерсом критерия сегментирования (восприимчивость к инновациям), будет использован также такой критерий, как омниворизм. Сегментирование на основе двух данных критериев позволит разработать оптимальную программу продвижения инновационного продукта, выстроить эффективную коммуникационную политику и при этом избежать лишних финансовых расходов.

Центр молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

(направление: конструкторские технологии, дизайнерские технологии)

Центр обеспечивает равные возможности доступа к его технологиям и оборудованию всех заинтересованных сторон – школьников, учащихся станций юных техников, домов творчества, обучающихся средних и высших профессиональных заведений, представителям малого и среднего бизнеса.

Главная цель создания ЦМИТа – предоставление возможности посетителям Центра на практике освоить процесс от зарождения инновационной идеи до создания практического продукта. Каждый посетитель Центра получает возможность на собственном опыте понять, какой путь проходит инновационная идея от зарождения до ее практической реализации.

Основная функция Центра - развитие инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся, для чего предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

А началось все в 2011 году. Руководство ООО «Перспектива» приняло решение об апробации новой модели взаимодействия Работодателя и Школы. В 2011 году был подписан договор частно-государственного партнерства в сфере образования между ООО «Перспектива» и МБОУ СОШ №18. На базе МБОУ СОШ №18 был открыт Центр инженерного проектирования и дизайна , работа которого доказала необходимость дальнейшего развития функциональных связей между образовательными учреждениями и субъектами предпринимательства.

Кроме того, реализация программ по технологическому образованию школьников показала необходимость их обучения работе на высокотехнологичном оборудовании.

Для развития инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

Партнеры Центра

ОАО «Пензтяжпромарматура»

ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет

ФГБОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия

ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж.

Центр молодежного инновационного творчества «Шаг в будущее»

Школы г. Пенза (заключены соглашения о сотрудничестве). Перечень школ – партнеров ЦМИТ ТехноАрт – МБОУ СОШ № 18, 50, 51, 27, 9, 17, 27, 58, 11, 12, МБОУ ЛАД № 3

Целевая аудитория Центра

Учащиеся, занимающиеся научно-техническим творчеством.

Учащиеся учреждений НПО, студенты учреждений СПО, студенты ВУЗов, вовлеченные в исследовательскую деятельность.

Молодежь, стремящаяся к созданию инновационного бизнеса.

Школьники, занимающиеся научно-техническим творчеством в кружках и студиях.

Дома творчества г. Пензы.

Цели и задачи создания

Центра молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

Цель: формирование высокого уровня инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся и молодежи на основе проектной научно-исследовательской деятельности

Задачи:

    Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности

    Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении

    Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО

    Формированиесредыдля реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

    Расширениесетевоговзаимодействия с учреждениямиВПО, СПО, ОУ, ДОД

    Формированиепедагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов.

Центр уже зарекомендовал себя как учреждение, активно занимающееся профориентационной и образовательной деятельностью инженерно-технического профиля. Два года назад ЦМИТ «ТехноАрт» совместно с ЦМИТ «Шаг в будущее» инициировали и провели конкурс бизнес-проектов «Игра-дело серьезное»: команды прошли полный цикл производства настольной игры (идея, написание бизнес-плана, составление технической документации в специальной программе Teflex-cad, производство игровых элементов, защита проекта перед инвестором) В прошлом году школьники участвовали в конкурсе «Идеальное рабочее место современного школьника» (от разработки проекта до изготовления мебели).

Кроме того, ЦМИТ «ТехноАрт» активно занимается развитием робототехники среди школьников.

Направления деятельности ЦМИТ «ТехноАрт»

  1. Экскурсионное.

Цель: знакомство школьников и молодежи с деятельностью, направлениями работы и достижениями ЦМИТ.

Задачи:

Представление сферы деятельности ЦМИТ и его технического обеспечения.

Презентация достижений школьников и молодежи, занимающихся в ЦМИТ, демонстрация возможностей оборудования.

Увеличение количества пользователей ЦМИТ.

Увеличение количества учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Расширение сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, ЦМИТами.

Профориентация школьников.

  1. Образовательное. Уроки, мастер-классы, обучающие семинары.

Цель: формирование педагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов, формирование основ инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся, имеющих мотивацию к технической деятельности.

Задачи:

Знакомство и обучение школьников работе на новом современном оборудовании, внедрение образовательных программ, нацеленных, в том числе, на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе методик ТРИЗ.

Отбор и подготовка кадров для работы с учащимися и молодежью из числа изобретателей, инженеров различных специальностей, дизайнеров, предпринимателей, преподавателей вузов и педагогов школ.

Увеличение количества педагогов, занимающихся развитием технологического образования школьников.

Увеличение количества педагогов и школьников, вовлеченных в проектную деятельность ЦМИТ.

Междисциплинарное взаимодействие педагогов в техническом и технологическом направлениях.

Профориентация школьников.

  1. Проектная деятельность

ЦМИТ предоставляет возможность заниматься творчеством в благоприятных условиях, изучать на практике работу современных производственных станков с цифровым программным обеспечением, что особенно важно для молодого «цифрового» поколения, для которого компьютер и интернет – основной канал общения и стимул для творчества.

Цель: Создание условий, позволяющих учащимся и молодежи, нацеленной на научно-техническую деятельность, эффективно и на современном технологическом уровне реализовать на практике технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации.

Задачи:

Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении.

Постоянное расширение базы данных

Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО.

Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, СПО, ОУ, ДОД, ЦМИТ.

Формирование совместно с организациями науки и промышленности «банка инновационных тем» для проектной деятельности учащихся и молодежи.

Активное участие в конкурсных мероприятиях технической направленности.

  1. Коммерческая деятельность

ЦМИТ «ТехноАрт» – это, прежде всего, не коммерческая структура. Оборудование Центра для работы детям и молодежи предоставляется бесплатно. Основной приоритет – запрос на оборудование со стороны учащихся и молодежи. В свободное время Центр предоставляет оборудование или выполнять заказы молодежным коммерческим фирмам, инновационным предприятиям.

Коммерческая деятельность не противоречит идее и задачам ЦМИТ и может стать равноправной частью деятельности лаборатории при условии , что не создаётся препятствий к открытому доступу и работе других участников ЦМИТ.

Цель: Обеспечение широкого и свободного доступа талантливой молодежи к современному оборудованию и современным производственным технологиям, организация продуктивного общения молодежи с высококвалифицированными инженерными кадрами различных специальностей, предпринимателями и др.

Задачи:

Формирование среды для реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

Сформировать «детско-молодежно-взрослые» творческие коллективы, объединенные на основе совместных задач по изготовлению опытных образцов и прототипов изделий, а также воплощения на практике молодежных идей и проектов в изделия (образцы).

Разработка механизма развертывания на базе Центра молодежных предпринимательских проектов, коммерциализации полученных результатов, развитие инновационного молодежного бизнеса.

Постоянное расширение базы данных потенциальных кадров специалистов технической направленности.

Формирование команд обучающихся СПО и студентов ВПО для реализации коммерческих проектов.

Отработка на базе Центра механизмов продуктивного взаимодействия между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями.

Дальнейшее «наращивание» (развитие) материально-технической базы ЦМИТ, вследствие привлечения средств из внебюджетных источников, а также от спонсорской помощи инновационных предприятий и научных организаций.

Выгодное территориальное расположение

Доступность и открытость Центру будет обеспечивать малая удаленность от ряда крупных предприятий и ведущих технических ВУЗов и СУЗов города Пензы. В шаговой доступности от второй площадки, МБОУ СОШ №18, находятся 2 ВУЗа (Пензенская государственная технологическая академия, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), 3 СУЗа (Пензенский автомобильно-дорожный колледж, ФГОУ среднего профессионального образования «Пензенский государственный автомобильно-дорожный колледж» , ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж), 10 школ, 5 крупных промышленных предприятий (ОАО «Пензтяжпромарматура, ОАО «Пензхиммаш», ФГУП «ППО ЭВТ», ОАО «ЗиФ-Плюс», ФГУП «ППО «Электроприбор»), что обеспечит высокую посещаемость и полную загруженность работы Центра. В Центре будет обеспечена доступность оборудования с возможностью бесплатной работы для учащихся. Увеличение доли учащихся, поступающих на специальности СПО и ВПО.

Развитие модельной базы и усложнение проектов, выполняемых в домах творчества и кружках технической направленности, работающих на базе школ.

Обучение работе на высокотехнологичном оборудовании.

Создание инновационныхпредпринимательских проектов.

Выпуск сувенирной продукции.

Выполнение заказов предприятий по проектированию промышленных изделий.

Получение обучающимися основ инженерно – технических профессий.