Презентация сфера производства и разделения труда. Разделение труда Виды разделения труда, и их взаимосвязь. Границы разделения труда. Проектирование разделения труда на предприятии. Формы учебной деятельности учащихся

1. МРТ: сущность, формы, предпосылки и факторы развития.

2. Теоретическая основа и показатели участия стран в МРТ.

МРТ – объективная основа развития МЭ, основанная на диалектическом единстве разделения и объединения процессов производства в масштабах всего мирового хозяйства

М/н специализация производства (МСП) -

это такая форма МРТ, при которой растет концентрация однородного производства в мире, в отдельных регионах, странах, выделяются самостоятельные отрасли, технологические процессы по изготовлению продуктов сверх национальных потребностей, что вызывает все большее взаимодополнение национальных экономик.

Международная специализация

производства подразделяется на:

Территориальную международную специализацию, отражающую специализацию стран, их интеграционных и региональных объединений;

Производственную специализацию стран, которая подразделяется на:

А) предметную - производство готовых изделий;

Б) подетальную - производство частей и компонентов изделий

В) технологическую, или стадийную специализацию.

Международное кооперирование производства

предполагает координирование деятельности предприятий- партнеров из различных стран в определенной сфере, в рамках согласованных программ.

По методу налаживания кооперационных связей МКП включает:

подрядное производственное кооперирование - предполагает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствии с заранее достигнутой договоренностью относительно сроков, объемов, качества и других условий.

взаимная частичная специализация на основе использования индивидуальных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для создания собственного конечного продукта.

специализация в договорном порядке на основе реализации партнерами совместной программы создания каждым из них собственного конечного продукта. При таком методе страны- кооперанты тесно сотрудничают на всех этапах создания продукта от научно-технической работы до сбыта и техобслуживания.

кооперирование по совместному сооружению хозяйственных объектов - предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместной согласованной работы, имеющей своей целью сооружение крупного определенного промышленного или другого хозяйственного объекта.

Развитие МРТ происходит под воздействием

таких факторов, как:

1. Природно-географические различия:

природно-климатические условия;

наличие природных ресурсов;

величина территории

численность населения

экономико-географическое положение страны. 2. Социально-экономические различия:

достигнутый уровень экономического и научно-технического развития;

особенности исторического развития;

производственные традиции;

традиционные внешние связи.

3. Социальный тип и механизм организации национального производства и организации ВЭС.

4. НТП.

5. Формирование торговых потоков в мировой торговле.

6. Участие ТНК в перераспределении прибавочной стоимости между странами.

Преимущества МРТ

специализация и кооперация производства осуществляются на основе тесной связи предприятий с учетом возможностей и потребностей национальных и мировой экономических систем;

повышается степень удовлетворения потребностей производства и общества при уменьшении затрат;

увеличиваются возможность и реалистичность становления крупносерийного производства, эффект масштаба;

увеличивается возможность повышения качества продукции и технического уровня производства;

используются товарно-денежные отношения в качестве финансовых рычагов и стимулирования развития национальных экономик и мировой хозяйственной системы.

Теоретическая основа МРТ

Период развития

Представители

Меркантилизм

XVII-XVIII вв.

Томас Мун, Ж.

Кольбер, Уильям

Классическая

XVIII –ХIХ вв.,

А.Смит, Д. Рикардо,

30-е годы ХХ в.

Э.Хекшер, Б.Олин

Неоклассичес-

В.Леонтьев, Г.

кая школа

Харберлер, Линдер, А.

Маршалл, Столпер,

А.Самуэльсон

Неотехнологи-

С 50-60-х годов

М.Познер, Кэмп, П.

ческая школа

Кругман, Ж.Вернон,

Cлайд 1

Разделение труда Виды разделения труда, и их взаимосвязь. Границы разделения труда. Проектирование разделения труда на предприятии.

Cлайд 2

Cлайд 3

Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.

Cлайд 4

Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).

Cлайд 5

Cлайд 6

Рассматривая разделение труда внутри предприятия, следует выделить следующие основные его виды: 1. технологическое 2. функциональное 3. профессионально-квалификационное.

Cлайд 7

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.

Cлайд 8

. Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.

Cлайд 9

Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Cлайд 10

Границы разделения труда: 1. технологическая 2. экономическая 3. психофизиологическая 4. социальная

Cлайд 11

Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала - управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углубленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.

(открывать в архиваторе)

Цели:

Обучающие

Развивающие:

Воспитательные:

Приемы обучения:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»

Тема урока: Разделение труда

8 класс ОВП. Урок №17.

Цели:

Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся:

Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);

Индивидуальная (во время работы с заданием).

Приемы обучения:

1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;

2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин

Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть – 15 мин.

2.1. Постановка задачи урока

2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)

В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда .

Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда . Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел , а на их основе – промышленности.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).

В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей . Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.

По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда . (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)

В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное .

Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:

    между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;

    между городом и деревней. Приведите примеры ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;

    между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.

Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на

    добывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: угольная, горнорудная;

    обрабатывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.

Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.

Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).

В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда , которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных (наладчики оборудования, погрузчики…).

Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда . Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей : слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.

Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация . Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.

Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.

Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).

Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.

Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).

3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.

Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.

4. Подведение итогов урока – 7 мин.

5. Выставление оценок – 5 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?

Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.

Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»

8 класс,ОВП

Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска


  • Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
  • Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.























  • Как вы понимаете разделение труда?
  • Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
  • Приведите примеры профессии, специальности, должности.

  • https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
  • учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010

«Деньги и инфляция» - Цели урока: Какие факторы определяют нужную стране массу денег? Основные понятия: Не в деньгах счастье. (пословица). Откуда и куда направлены денежные потоки? Задание. Виды инфляции. Факторы, влияющие на величину денежной массы. Разминка. Муниципальное общеобразовательное учреждение Белоносовская средняя общеобразовательная школа.

«Антиинфляционная политика» - Политика градуирования Шоковая терапия. Индексы цен используются для измерения уровня или темпа инфляции. 2 направления политики доходов: Дефляционные мероприятия монетарной и фискальной политики. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

«Инфляция и цена» - Как измерить инфляцию? В экономике страны производится только два товара: ручки и книги. 1. Темп инфляции = (pn – pn-1)/ pn-1. Не дает возможности принятия правильных решений. ИПЦ = 1460: 1060 = 1,38 = 138% уровень инфляции в 1998г. составил 38%. V – скорость обращения денег (раз в год). Стоимость потребительской корзины 1998г. : 4х120+14х70 = 1460 ($).

«Уровень инфляции» - Высокая инфляция. Крах финансовой системы. Рост социальной напряженности. Виды инфляции. От инфляции выигрывают. Если цены на товары растут, то покупательная способность денег падает. Умеренная инфляция. Количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Инфляция спроса. Покупательная способность денег.

«Издержки инфляции» - Последствия непредвиденной инфляции Последствием является произвольное перераспределение доходов и богатства. Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы. - издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов.



Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.


Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).






Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.


Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.


Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.




Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углу бленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.


В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками. Горизонтальное разделение труда – разделение объема работы на части на одном уровне управления. Вертикальное разделение труда – разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на разных уровнях управления, другими словами, отделение действий от управления этими действиями.