|
|
Cлайд 1
Разделение труда Виды разделения труда, и их взаимосвязь. Границы разделения труда. Проектирование разделения труда на предприятии.
Cлайд 2
Cлайд 3
Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.
Cлайд 4
Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).
Cлайд 5
Cлайд 6
Рассматривая разделение труда внутри предприятия, следует выделить следующие основные его виды: 1. технологическое 2. функциональное 3. профессионально-квалификационное.
Cлайд 7
Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.
Cлайд 8
. Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.
Cлайд 9
Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.
Cлайд 10
Границы разделения труда: 1. технологическая 2. экономическая 3. психофизиологическая 4. социальная
Cлайд 11
Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала - управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углубленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.
(открывать в архиваторе)
Цели:
Обучающие
Развивающие:
Воспитательные:
Приемы обучения:
Оборудование:
Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»
Тема урока: Разделение труда
8 класс ОВП. Урок №17.
Цели:
Обучающие
: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность. Развивающие:
совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы. Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету путем использования задания. Тип
– урок изучения нового материала. Методы обучения:
продуктивный (частично-поисковый и проблемный). Формы учебной деятельности учащихся:
Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала); Индивидуальная (во время работы с заданием). Приемы обучения:
1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися; 2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности; 3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала; 4. выставление оценок за урок. Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация. Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости 2. Теоретическая часть – 15 мин.
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение
труда
. Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда
. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел
, а на их основе – промышленности. Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда
– выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы). В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей
от производства материальных ценностей
. Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др. По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда
. (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.) В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное
. Общее разделение труда
имеет место в масштабах общественного производства в целом: между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры
– ответы уч-ся
: тяжелая и легкая промышленность; между городом и деревней. Приведите примеры
– ответы уч-ся
: промышленность и сельское хозяйство; между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры
– ответы уч-ся
: – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.
Частное разделение труда
существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на добывающую. Приведите примеры
– ответы уч-ся:
угольная, горнорудная;
обрабатывающую. Приведите примеры
– ответы уч-ся:
пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.
Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д. Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей. Единичное разделение труда
существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами). В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда
, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных
(осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных
(наладчики оборудования, погрузчики…). Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда
. Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей
: слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д. Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация
. Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург. Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество. Итак, профессия
– это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков). Специальность
– необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Должность
– это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.). 3. Выполнение задания
(на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер. 4. Подведение итогов урока – 7 мин.
5. Выставление оценок – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения? Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.
Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»
8 класс,ОВП
Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска
- Обучающие
: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
- Развивающие:
совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
- Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.
- Как вы понимаете разделение труда?
- Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
- Приведите примеры профессии, специальности, должности.
- https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
- учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010
«Деньги и инфляция» - Цели урока: Какие факторы определяют нужную стране массу денег? Основные понятия: Не в деньгах счастье. (пословица). Откуда и куда направлены денежные потоки? Задание. Виды инфляции. Факторы, влияющие на величину денежной массы. Разминка. Муниципальное общеобразовательное учреждение Белоносовская средняя общеобразовательная школа. «Антиинфляционная политика» - Политика градуирования Шоковая терапия. Индексы цен используются для измерения уровня или темпа инфляции. 2 направления политики доходов: Дефляционные мероприятия монетарной и фискальной политики. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Взаимосвязь инфляции и безработицы. «Инфляция и цена» - Как измерить инфляцию? В экономике страны производится только два товара: ручки и книги. 1. Темп инфляции = (pn – pn-1)/ pn-1. Не дает возможности принятия правильных решений. ИПЦ = 1460: 1060 = 1,38 = 138% уровень инфляции в 1998г. составил 38%. V – скорость обращения денег (раз в год). Стоимость потребительской корзины 1998г. : 4х120+14х70 = 1460 ($). «Уровень инфляции» - Высокая инфляция. Крах финансовой системы. Рост социальной напряженности. Виды инфляции. От инфляции выигрывают. Если цены на товары растут, то покупательная способность денег падает. Умеренная инфляция. Количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Инфляция спроса. Покупательная способность денег. «Издержки инфляции» - Последствия непредвиденной инфляции Последствием является произвольное перераспределение доходов и богатства. Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы. - издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов.
Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.
Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).
Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.
Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.
Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.
Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углу бленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.
В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками. Горизонтальное разделение труда – разделение объема работы на части на одном уровне управления. Вертикальное разделение труда – разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на разных уровнях управления, другими словами, отделение действий от управления этими действиями.
Оценка статьи:
Загрузка...
|