Проектная работа педагога или педагогический проект. Педагогический проект "роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики" Проект по образованию педагогов

Инструкция

Выберите тему, которую будете разрабатывать. Тема должна быть интересной и иметь практическое применение . Согласуйте тему в отделе образования своего города, района, вам дадут время на написание, расскажут о порядке представления проекта и его защите.

Определившись с темой и , приступайте к написанию работы. Составьте план. Любой проект имеет вводную и заключительную части, как минимум две главы, одна из которых - теория, а другая - практика. Практическая глава очень важна в любой работе. В ней должны быть применения инновационных образовательных технологий.

Например, вы выбрали для разработки тему «Коммуникативный аспект в изучении классической литературы XIX века для учащихся 7-х классов с углубленным изучением литературы». В вводной части расшифруйте значение заголовка. Например: "Работа посвящена особенностям образованных людей позапрошлого века". На уроках литературы вы будете обращать на это особенное внимание учеников.

В сжатой форме укажите цели и задачи проекта – повысить коммуникативные навыки учеников, привить умение интеллигентно и грамотно выражать свои мысли. Задача проекта – познакомить учеников в кругу дворянства 19 века на примере произведений русской литературы 19 века.

Укажите, в какие сроки с помощью методики ученики достигнут поставленной вами цели. Обоснуйте способ решения проблемы – назовите имена известных педагогов, обращающихся к подобной теме и подобной практике.

В первой главе (теоретической) необходимо написать, с какими трудами вы работали при подготовке проекта. Укажите ученых, которые решали похожие проблемы, их монографии, доклады и результаты, полученные на практике.

Во второй главе (практической) переходите к собственным разработкам. Подробно распишите то, о чем было упомянуто во введении. Лучше, если вы будете подкреплять себя статистическими данными. Например, 70% учеников 7-х классов не воспринимают стилистику диалогов персонажей русской классической литературы. Ваша цель – на уроках литературы заинтересовать и научить ценить красоту русского языка того времени. Для решения проблемы 15 минут от урока литературы каждую неделю будет посвящен разбору диалогов изучаемого произведения. Курс рассчитан на второе полугодие 7 класса.

В заключительной части работы нужно резюмировать предполагаемые успехи учащихся. В качестве проверки предложите устроить показательный открытый урок – литературную гостиную.

Источники:

  • № 533 Консультация «Как оформить педагогический проект?»

Начало любого бизнеса требует четкого представления о том «как это будет работать», формально это представление называется бизнес-план. Составить бизнес-план не сложно, но определенные знания и навыки, безусловно, нужны.

Инструкция

Начните с того, какой продукт и в каких объемах планируете производить. На данном этапе отвлечемся от того, что «ограничителем» крупного бизнеса является не то, сколько вы в состоянии произвести, а то, сколько вы реально сможете продать. Пока считать, что весь произведенный товар будет продан. Определите максимальную выручку. Это графа «Доход».

Далее рассчитайте затраты на бизнес. Затраты делятся на единовременные и регулярные. К единовременным затратам относятся затраты на приобретение оборудования, всего того, что в политэкономии Маркса «средства производства».К регулярным затратам относятся ежемесячные и ежегодные затраты, такие как работников, ГСМ, быстроизнашивающийся и малоценный , сырье, налоги. Рассчитайте графу «Расход». При расчете не забудьте посчитать налоги. Как показывает практика, именно налоги могут увести в убыток самые радужные идеи.

Если все выглядит весьма и весьма привлекательно и жизнеспособно, то составьте список того, что вы можете предоставить банку в качестве ликвидного залога. Совет – никогда не рискуйте квартирой. Банк примет этот залог, но при неблагоприятном стечении обстоятельств вы можете потерять все, вернее - последнее. Поэтому из списка возможных залогов для банка сразу и категорически исключите собственное жилье. Поставьте себя на место банкира и вы сразу поймете, что может подойти банку как ликвидный залог. Банк торгует деньгами, а не машинами, земельными участками, квартирами и т.д. И ему не нужны лишние затраты, связанные с возможной ликвидацией заложенного имущества. Именно с этой точки зрения рассматривайте имеющееся у вас имущество.

Напоследок «маленькая хитрость» - оформите как можно солиднее ваш бизнес-план. Внутри, под красивой обложкой могут быть только цифры, но это произведет большее впечатление на банкиров, чем самое распрекрасное словесное обоснование проекта на 10 листах. Оно, кстати, тоже должно присутствовать, но помните, что больше трех первых листов мало кто читает.

Видео по теме

Многие люди хотят каким-то образом улучшить свою квартиру или дом. Одним из возможных решений является перепланировка. Такая работа является вмешательством в конструкцию дома, следовательно, она должна быть соответствующим образом оформлена. Что для этого нужно?

Разделы: Общепедагогические технологии

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую науку непереносимо скучной, лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.

Учебный процесс в сельской школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим в этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: “...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя” (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим основные факторы ведущие к таким выводам.

Одним из таких параметров нами был выбран образовательный результат (“итоговые” качества личности школьника). Для олимпиад – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое. Для участников конференций помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя. Школьники – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные задачи, они выполняют реальное научное исследование в той или иной области науки, техники, искусства.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций показал, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень усвоения опыта. Для олимпиад характерен эвристический уровень: учащийся может применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию. Для конференций – креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности учащегося на олимпиаде – выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная, творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель.

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки. Этим обусловлен выбор темы эксперимента: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе” .

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.

В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта:

  • Подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества.
  • Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры.
  • Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

  • изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • опросы (анкетирование);
  • педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  • сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Сроки реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Сроки исполнения Задачи этапа Ожидаемый результат Ответственные
1. Подготовительный 2005-2006 1. Организационные:

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов
2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта
3.Кадровые

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта
4. Содержательные:

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.
5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический 2006-2009 1. Осуществить апробацию проекта Реализация целей и задач проекта
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании
4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта
3. Контрольно-оценочный 2009-2010 Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней. Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.

Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;
  • участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • осуществление контактов с представителями академической науки и общественных движений;
  • распространение и пропаганда данной деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов
  2. Предметы в рамках базисного компонента
  3. Элективные курсы – школьный компонент
  4. Группы дополнительного образования
  5. Экскурсия
  6. Поход или экспедиция
  7. Конференция или конкурс
  8. Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых фактических знаний. Формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира - цель изучения курса "Окружающий мир".

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Положительные результаты новейшей инновационной педагогической технологии РОСТ: повышение интереса учащихся к предмету, рост уровня успеваемости. Сущность технологии: мониторинг качества знаний класса и отдельно взятого ученика, проведение парных уроков.

    доклад , добавлен 14.11.2011

    Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии. Этапы и педагогическое руководство проектной деятельностью. Конспект серии уроков по темам "Серебряный век русской поэзии", "Русский символизм и его истоки", по творчеству А.А. Блока.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2013

    История возникновения, сущность и назначение проектного метода обучения, а также общая характеристика и особенности его применения на уроках экономики с учащимися разных классов. Проект как педагогическая технология, его цели, особенности, формы и виды.

    статья , добавлен 10.10.2010

    Сущность метода проектов и его применение в образовательном процессе. Схема "проблемного ящика". Возможности метода проектов для развития исследовательских умений младших школьников. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2013

    Понятия "Проектная деятельность" и "Метод проекта" в педагогической практике, основные положения теории Джона Дьюи. Идеи Кильпатрика о повышении эффективности обучения школьников. Методика организации метода проектов в начальной школе, критерии оценок.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Разработка метода проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Роль учителя и учащихся при выполнении проекта. Оценка выполненного проекта. Разработка проекта по физике на тему "Современные источники света". Зашита учебных проектов.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2007

Наталья Пискунова
Педагогический проект

Министерство образования и науки Самарской области

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему :

«Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Пискунова Н. Г.

воспитатель,

СП ГБОУ гимназия

«ОЦ «Гармония» г. о. Отрадный

детский сад № 13

Методист :

Путилина Л. А.

г. Самара

1. Анализ ситуации

2. Актуальность.

3. Выявление проблемы

4. Планируемые образовательные результаты

5. Система работы по проекту

6. Диагностический инструментарий

7. Результаты работы над проектом .

Список используемых источников стр. 3

1. Анализ ситуации.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

В настоящее время в системе дошкольного образования создаются условия для развития творческих способностей детей, разрабатываются учебные программы, внедряются новые педагогические технологии , обогащается развивающая среда. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Творческое развитие дошкольника является важнейшей задачей воспитателя детского сада и предполагает использование различных видов деятельности ребенка, в том числе и продуктивных.

Сегодня активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Дизайн является разносторонним способом познания мира. Возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники, приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном.

2. Актуальность.

Любой ребенок от природы – дизайнер. Вспомните, с каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее. Постепенно тяга к созиданию без подпитки, поддержки взрослых отмирает, ведь вокруг уже все придумали, только пойди и купи : зачем строить самолет, если все модели стоят на прилавке? Как развивать эти спрятанные в каждом способности? Поэтому не случайно передо мною встала задача поддержать инициативу и нестандартность мышления в детях. В играх и в быту маленькие творцы знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Новизна предлагаемой мною проекта это содержание , и использование новых техник и материалов. Этот художественно – конструктивный дизайн проект способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

3. Выявление проблемы.

Не смотря на разработку технологий применения детского дизайна в ДОУ, работа по данному направлению проводится интуитивно и бессистемно. В практике дошкольных учреждений не все воспитатели используют варианты детского дизайна для развития творческих способностей дошкольников.

Это и определило тему моей работы : «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность , поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

Работая над направлением – развития творческих способностей у старших дошкольников, я создала проект по обучению детей элементам дизайна - «Юные - дизайнеры» .

Цель проекта : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГТ : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Художественная литература» , «Социализация» .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

Обучающие задачи :

Развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном

Создать условия для формирования знаний, умений, навыков для

достижения определенных результатов.

Формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Развивающие задачи :

Развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.

Воспитывающие задачи :

Воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.

Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

Воспитывать интерес к дизайн – творчеству

4. Планируемые образовательные результаты.

Проект предназначен для педагогов ДОУ старшей и подготовительной групп.

Тип проекта – практика - ориентированный

Срок реализации – 2 года (долгосрочный) .

Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятия.

Принципы построения педагогического процесса .

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы на темы : «Основы дизайна» , «Детский дизайн» , «Детское рукоделие» , «Костюмы детей к праздникам» .

Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает :

Специальные консультации «Дизайн в семье» , «Портфель поделок» ;

«Наши руки не для скуки» ;

Презентации «Оригами» , слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза» ;

Мастер классы «Наши руки не для скуки» ;

Конкурсы семейного творчества «Расписные игрушки» , «Подарки осени» ;

Дни открытых дверей.

проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах лучшее оформление группы, конкурсах «Дизайн учреждения» . Предложенный проект

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога , пример, помощь) .

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) . Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа :

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.

Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

Ожидаемый результат планируемой деятельности. Таблица № 1.

1 год обучения 2 год обучения

дети будут знакомы, смогут узнать, сделать. дети будут знать, научатся делать и применять

Будут иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.

Познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.

Будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.

Смогут освоить различные техники рисования кистью на различных материалах.

Смогут составлять композицию.

Применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.

Декоративно оформлять изделие.

Использовать в работе природные материалы.

Вырезать по контуру предметы разнообразной формы.

Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция) .

Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) .

Правилам оформления готового изделия.

Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.

Освоят разнообразные техники дизайна : «Декупаж» , «Пэчворк» , «Квилинг» .

Изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.

Создавать изделие по собственному замыслу.

Оценивать результат своей работы.

5. Система работы по проекту .

Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник» , «скульптор» , «дизайнер» . Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

Были выбраны направления деятельности детского дизайна.

Это : архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера;

дизайн одежды и украшений; дизайн посуды.

При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

Рассмотрим каждое из них.

Архитектурно-художественное моделирование :

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы : «Фонари на улицах города» ; «Детский сад мы строим сами»

(изготовление макета) ; «Домики трех поросят» ; «Дом для птиц» .

Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).

Дизайн интерьера :

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения, шишки, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта : «Дары осени» ; «Кудрявые деревья» ; «Весенний лужок» ; «Наш аквариум» .

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты) . Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции : «Старичок – лесовичок» ; «Черепаха» ; «Золотая осень» ; «Сказочный павлин» .

Дизайн одежды и украшений :

Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке : например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна : модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды : «Галстук для папы» ; «Шляпы, короны, кокошники» ; «Красивые бусы и браслеты» ;«Платье для мамы» .

Дизайн посуды :

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая, но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

«Юные дизайнеры» научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел » , предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы :

«Стаканчики для карандашей» ; «Вазу для мамы» ; «Посуду для кукол» .

«Юные дизайнеры» участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна : «Овощной калейдоскоп» , «Мастерская Деда Мороза» , «День Защитника Отечества» , «Весенние букеты» и др.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводились игры : «Юный дизайнер» , «Укрась костюм» , «Придумай интерьер» , «Замени предметы» , «Веселый цвет» , «Художественный салон» и т. д. Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне : «Скрепбукинг» , «Римейка» , «Декупаж» , «Пескография» . Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды , как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями.

Взаимодействие с родителями.

В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать занятия т. к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

В течение двух лет родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала : «Радуга» , «Рыцарь» , «Карамельная принцесса» , «Жемчужная ночь» и др. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

Возрос неподдельный интерес родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией

6. Оценка эффективности системы работы.

Для уровня выявления развития творческих способностей были подобраны диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются. При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э. П. Торренсом.

Тест «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Для выявления уровня развития образной креативности был использован тест Э. П. Торранса «Дорисовывание фигур» , имеющий несколько модификаций.

Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Юный дизайнер» на начало 2010 – 2011 и 2011 – 2012 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей повысился. Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на начало года и конец. Общие результаты диагностического обследования воспитанников первого года обучения в представлены в гистограмме 1.

Гистограмма №1.

Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на втором году обучения в конце года. Общие результаты диагностического обследования воспитанников представлены в гистограмме.

Гистограмма № 2.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным средством развития творчества дошкольников.

7. Результаты работы над проектом .

Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через дизайн – деятельность именно в дошкольном возрасте.

Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

Использованная литература :

1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» , М., 2006г. 1, 2 часть.

«Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003

3. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.

5. Лыкова И. А. Цветные ладошки : Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

6. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

8. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

9. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6


"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

коннцептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога

для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия,

времени осуществления этих действий,

их участников и условий,

необходимых для эффективности всей системы действий,

в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

Исследовательские: такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Творческие: такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

Игровые: в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в началепроекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Информационные проекты: этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Практико-ориентированные: эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

Объем: не более 25 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman ).

Время защиты: 10-15 минут

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

Еще о педагогическом проекте -материалы Саратовского ГАОУ ДПО СарИПКи ПРО

Примеры педагогических проектов

Список использованных ресурсов: